Судья: Никулкина О.В. гражданское дело № 33-1259/2024
(гр. дело № 2-12/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2024 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Маликовой Т.А.
судей Левиной М.В., Катасонова А.В.
при секретаре Гинеатулине Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТСЖ «104-А» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28.08.2023г. которым постановлено:
«Исковые требования ТСЖ «104-А» (<данные изъяты>) – удовлетворить частично.
Обязать Бородаенко О.А. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести жилое помещение – <адрес> в прежнее состояние, с соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований, в части выполнения работ, не предусмотренных проектом шифр 4032-1120-АС, разработанным ООО «Делал» (<данные изъяты>), а именно:
- произвести демонтаж декоративных коробов, препятствующих свободному доступу к общедомовым стоякам отопления;
- перенести место расположения электрощитка в соответствии с проектом МКД;
- произвести установку пожарной сигнализации в соответствии с проектом МКД;
- открыть вентиляционное отверстие на кухне.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ «104-А» обратилось в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с исковым заявлением к ООО «Дедал», Бородаенко О.А. о признании проекта о согласовании переустройства жилого помещения не соответствующим техническим требованиям и нормам, нарушающим права собственников МКД, указав, что ТСЖ «104-А» создано 27.05.2015 для управления многоквартирным домом <адрес>, Бородаенко О.А. обратилась в Администрацию г.о. Тольятти за согласованием переустройства в жилом помещении. Распоряжением от 11.12.2020 № принято решение о согласовании перепланировки помещения в многоквартирном доме по <адрес> В распоряжении Администрация г.о. Тольятти ссылается на предоставленный проект шифр 4032-1120-АС, выполненный ООО «Дедал», в соответствии с которым вынесено распоряжение. Истец считает, что данный проект не соответствует техническим требованиям норм СНИП, составлен без согласования с управляющей организацией, жильцами дома, что нарушает права собственников дома на благоприятные и безопасные условия проживания. Так, данный проект предусматривает согласование перепланировки в виде: замены радиаторов отопления с установлением перемычек и запирающих кранов; проект и заявление предусматривают только согласование перепланировки, а по факту проект содержит и переустройство инженерного оборудования ОДИ размещенного в <адрес>, предоставленный на согласование в администрацию <адрес>; проект перепланировки не может содержать замену приборов отопления по всей квартире, так как это является переустройство; так же проектом предусмотрено заглушить два прибора отопления; произведен неверный подсчет мощности вновь установленных приборов отопления. Новые приборы увеличивают мощность ранее установленных, соответственно собственник занимается хищением тепловой энергии у других собственников МКД. Согласно проекту МКД, система отопления относится к общему домовому имуществу (ОДИ). Данный проект предусматривает переустройство, а именно, незаконно установлены отопительные приборы с теплоотдачей, не соответствующей проектной, что существенно нарушает права соседей и жильцов дома и ведет к ухудшению отопления квартиры в доме в зимний период без согласования с управляющей организацией. Ни собственник, ни ООО «Дедал» в ТСЖ «104-А» проектную документацию не запрашивали. Согласия на замену батарей у ТСЖ и собственников не запрашивали. Собрание собственников в рамках ч. 2 ст. 40 ЖК РФ не проводилось. В проекте, разработанном ООО «Дедал», не содержится раздела, предусматривающего алгоритм проведения работ по переустройству системы отопления. Данный проект заключение эксперта не получил, экспертиза проекта не проведена. Проект не содержит раздела «Выводы», что является одним из обязательных условий, так как администрация рассматривает проект и согласовывает именно соответствия СНиПам и нормам, которые указываются именно в разделе «Выводы». С учетом, того, что согласно разработанного и утверждённого проекта № система отопления на МКД относится к ОДИ, является транзитным и не предусматривает перемычек и запирающих устройств. Проектом шифр 4032-1120-АС предусмотрено уменьшение ОДИ в части установки перемычки и запирающих кранов, и заглушки двух стояков отопления. При этом при установке перемычки на трубах произведены дополнительные сварные швы, до первого запирающего устройства, за которые согласно ПП РФ № 491 несет ответственность ТСЖ «104-А», которое действует в интересах всех собственников МКД, и своего согласия не давало. Так же касается и запирающих кранов, чтобы установить запирающие краны необходимо нарезать резьбу на трубе, которая не предусмотрена проектом №, соответственно, зона ответственности лежит до первого запирающего устройства и в собственность ТСЖ «104-А» не передана. Более того, проектом шифр 4032-1120-АС: «предусматривается подключение произвести от существующей системы отопления». Мощность выработки Гкл на отопление рассчитана, согласно разработанному проекту МКД. А именно система отопления централизованная единая, не предусматривает уменьшение диаметра трубы, установки перемычек, а также запорных кранов и иных механизмов. А так как многие собственники помещений в доме поменяли конвектора на радиаторы отопления большей мощности, чем предусмотрено проектом МКД, все жители теряют тепловую энергию и при этом получают огромные счета на тепло, так как идет перерасход Гкл, от повышенного потребления мощности. Установка перемычек, перехода 15 диаметра снижает подачу давления, при этом, по обратному трубопроводу не хватает давления циркуляции замкнутого цикла, тем самым давая колоссальную нагрузку на теплообменники, насосы и обратный клапан. При возврате в теплообменник водоснабжения при нехватке давления и циркуляции не срабатывает обратный клапан. В прошлом году был заменен обратный клапан из-за полученной нагрузки, не отработав при этом срок службы эксплуатации. В этом году из строя вышли теплообменники, стоимость которых очень значительна для собственников. Нехватка давления привела к нарушению работы автоматики. Насосы работают на ручном режиме, что приводит к постоянному перетопу и нагрузки на насосы. Автоматика срабатывает только после увеличения давления до 12 атмосфер, а это может привести к необратимым последствиям разрыва стояка отопления, либо радиаторов, которые, в свою очередь, приведут к затоплению кипятком ниже находящие квартиры. И весь ущерб ляжет на плечи членов ТСЖ по покрытию причиненных убытков по ненадлежащему обслуживанию ОДИ. Изменения, внесенные собственником помещений в инженерные сети внутри квартиры, могут быть сохранены только в том случае, если они не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозу их жизни и здоровью. При замене каких-либо элементов инженерной системы следует позаботиться об идентичности вновь установленного оборудования по своим техническим параметрам. Собственник же установил трубу меньшего диаметра (перемычку), что привело к нарушению циркуляции ресурса по системе, негативно отражается на работе сетей в других квартирах. ООО «Дедал» в проекте руководствуется тем, что монтаж, устройство и приемку внутренних систем отопления и вентиляции выполнить по СНиП 3.05.01-85, который подтверждает, что оцинкованные трубы, узлы и детали следует соединять на резьбе с применением оцинкованных соединительных частей или неоцинкованных из ковкого чугуна, на накидных гайках, на фланцах (к арматуре и оборудованию), на пресс-фитингах или на фитингах, специально предназначенных для использования в трубопроводных системах с пазовыми соединениями. Нормы СНиП предусматривают сборную конструкцию системы отопления, которая ухудшает состояние ОДИ, срок эксплуатации и риски при течи муфт, кранов на местах соединения. При таком внесении изменений в систему отопления необходимо согласие не только собственников, но завода изготовителя ИТП. Также проектом предусмотрено: заглушить отвод и зашить ГКЛ, что является грубейшим нарушением, так как полностью блокирует работу ТСЖ по осмотру ОДИ систем отопления мест сварки и может привести к необратимым последствиям (в случае течи и разрыва места сварки затопление как минимум восьми этажей кипятком и замыкания электропроводки по стояку). Ухудшение электропроводки и замена автомата с 25А на 10А, замена автомата 32А на 25А для эл. плиты и кабеля 4*6 на кабель 3*2,5. ТСЖ «104-А» обратилось в ООО «СРО Эксперт» о проведении строительно-технической экспертизы с определением соответствия указанных в проекте работ по переустройству системы отопления в квартире по <адрес>, требованиям законодательства и технического регламента. Устройство декоративных коробов, предусмотренных проектом шифр 4030-1120-АС приведет к невозможности доступа для осмотра и мониторинга технического состояния общего домового имущества, не позволит исполнять требования ГрК РФ ст. 55.24. В исследовательской части установлено, что конвекторы системы отопления, находящиеся в квартире № являются общедомовым имуществом, так как проектом не предусмотрены отключающие устройства обогревательных элементов, а система отопления обслуживает более одной квартиры.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений, истец просил признать проект шифр 4032-1120-АС о согласовании переустройства жилого помещения по <адрес>, не соответствующим техническим требованиям норм СНиП и нарушающим права собственников МКД; обязать собственников квартиры № в шестимесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу привести жилое помещение <адрес> в прежнее состояние в соответствии с техническим паспортом на жилое помещение по разработанному проекту МКД, с соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ТСЖ «104-А» просит отменить решения в части отказа в удовлетворении исковых требований, постановить новое об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ТСЖ «104-а» Уланов С.А., Халимова Р.А. апелляционную жалобу поддержали, настаивают на приведении отопительной системы в соответствие с проектной.
В судебном заседании представитель ответчика Бородаенко О.А. – Попович М.В. просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст.25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения производятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. В составе таких документов, в частности, предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.
Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, к их числу, в частности, относится несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (пункт 3).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003г. также предусмотрено, что переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2.).
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бородаенко О.А. является собственником жилого помещения – квартиры по <адрес> (т. 1 л.д. 15).
Управление многоквартирного дома, в котором расположена принадлежащая Бородаенко О.А. квартира, осуществляет ТСЖ «104-А».
Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 11.12.2020№ Бородаенко О.А. дано согласие на переустройство и перепланировку помещения в многоквартирном доме по <адрес>, в соответствии с представленным проектом шифр 4032-1120-АС, выполненным ООО «Дедал» (т. 1 л.д. 72).
Рассматривая требования истца об обязании собственника квартиры № в шестимесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу привести жилое помещение <адрес> в прежнее состояние в соответствии с техническим паспортом на жилое помещение по разработанному проекту МКД, с соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении.
Так, проектом ООО «Дедал» и проектом МКД закрытие коробами свободного доступа к общедомовым стоякам отопления, перенос расположения электрощитка, демонтаж пожарной сигнализации и закрытие вентиляционного отверстия на кухне не предусмотрено, администрацией г.о. Тольятти не согласовано перепланировка и переустройство, произведенные действия противоречат вышеназванным нормам закона.
Как установлено в заключениях экспертов, проводивших осмотр квартиры, расположенной по <адрес>, в жилом помещении установлены коробы, препятствующие доступу к общедомовому имуществу, а именно: стоякам отопления, а также перенесен электрощиток, демонтирована пожарная сигнализация, наглухо закрыто отверстие вентиляции на кухне. В связи с чем, суд, руководствуясь ст.36 ЖК РФ, п.5.4.10 СП 30.13330.2016, П. 10.6 СП 54.13330.2016, ч. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", пп. «а» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №, учитывая, что системы отопления, в том числе, отсекающие краны, расположены именно в помещении, принадлежащем Бородаенко О.А., скрыты конструкциями в виде коробов, что стороной ответчика Бородаенко О.А. не отрицалось в ходе судебного разбирательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика произвести демонтаж декоративных коробов, препятствующих свободному доступу к общедомовым стоякам отопления.
Решение в указанной части сторонами не обжалуется.
Также установив, что Бородаенко О.А. самовольно перенесен электрощиток, установить какой кабель и с каким сечением использовался при переносе электрощитка не представляется возможным, поскольку замурован в стене, а Бородаенко О.А. применять разрушающий метод при проведении экспертизы отказалась, кроме того, учитывая, что данные изменения проектом ООО «Дедал» не предусмотрены, а администрации г.о. Тольятти на согласование не предъявлялись, руководствуясь п.п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,ч.ч.1,4 ст.17 ЖК РФ, суд удовлетворил требования о переносе места расположения электрощитка в соответствии с проектом МКД.
Решение в указанной части сторонами не обжалуется.
Принимая во внимание, что проектом МКД предусмотрено наличие пожарной сигнализации, демонтаж которой не согласован Бородаенко О.А. с администрацией г.о. Тольятти и не предусмотрен проектом ООО «Дедал», что является нарушением, суд также пришел к выводу об обязании Бородаенко О.А., произвести установку пожарной сигнализации в соответствии с проектом МКД и открыть вентиляционное отверстие на кухне.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Обжалуя решение суда, ТСЖ «104-А» не согласны с отказом в удовлетворении требований о признании недействительным проекта шифр 4032-1120-АС переустройства (перепланировки) квартиры, расположенной по <адрес>, и отказом в приведении системы отопления в первоначальное состояние.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.03.2021 по административному делу № признано незаконным и отменено распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от 11.12.202 № о согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме по <адрес>, в части согласования переустройства в многоквартирном доме по <адрес> (т. 1 л.д. 73-75).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10.08.2021 по делу № решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.03.2021 по административному делу № отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ТСЖ «104-А» к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным и отмене распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от 11.12.2020 № отказано.
Отменяя решение от 22.03.2021г., суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при выполнении перепланировки и переустройства данной квартиры не нарушаются права и законные интересы других граждан, проживающих в этом доме, не создается угроза из жизни и здоровья, в связи с чем, согласие собственников других помещений многоквартирного дома в рассматриваемом случае не требовалось. При этом проект ООО «Дедал» содержал не только перепланировку, но и переустройство жилого помещения. Распоряжение Главы г.о.Тольятти о согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме в квартире Бородаенко О.А. принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушает прав административного истца ТСЖ «104-А», в связи с чем, является законным и обоснованным. Также представленное административным истцом заключение эксперта № от 5.08.2021, содержащее выводы о несоответствии требованиям закона произведенного Бордаенко О.А. переустройства системы отопления, не принято во внимание, поскольку его выводы, в том числе о возможности наступления негативных последствий для общедомового имущества вышеуказанного дома при выполнении работ в соответствии с проектом ОО «Дедал» носят предположительный характер.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части приведения системы отопления в первоначальное положение по настоящему делу, суд также принял во внимание, что изменение в системе отопления квартиры не ухудшило и не нарушило работу общедомовых стояков отопления. Замена приборов отопления выполнена с учетом проекта жилого помещения без увеличения тепловой мощности, выделенной на квартиру. При замене приборов выполнена установка оборудования (отсекающих кранов и перемычки), позволяющая собственнику квартиры обслуживать приборы, не затрагивая общедомовые стояки. Демонтаж приборов отопления в торцевых комнатах выполнен для создания комфортного теплового режима в этих комнатах, так как проектная тепловая мощность на эти помещения завышена и не учитывала примыкание к существующему жилому дому. При выполнении перепланировки не выполняется присоединение части общего имущества жилого дома и не затрагиваются конструкции жилого дома. Оспариваемый проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме соответствует требованиям законодательства, что подтверждено, в том числе, в судебном порядке при рассмотрении административного искового заявления ТСЖ «104-А» к администрации городского округа Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от 11.12.2020 № о согласовании переустройства и перепланировки квартиры. Проект шифр 4032-1120-АС переустройства (перепланировки) квартиры, расположенной по <адрес>, выполненный ООО «Дедал», содержит проект переустройства указанной квартиры, а именно предусматривает ремонтно-строительные работы. Проект выполнен в соответствии со строительными чертежами и заданием заказчика: замена прибора отопления, подключение производится от существующей системы отопления (т. 1 л.д. 152-165).
Поскольку законность принятого решения о согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры по <адрес>, в соответствии с проектом, выполненным ООО «Дедал» была проверена в судебном порядке (дело №), при этом каких-либо относимых и допустимых доказательств тому, что в результате проведенной перепланировки (переустройства) квартиры нарушены права и законные интересы собственников многоквартирного дома суду представлено не было, суд не нашел оснований для признания проекта перепланировки квартиры незаконным, поскольку избранный способ защиты, с учетом заявленных требований, не приведет к восстановлению каких-либо прав собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Также учитывая, что при рассмотрении спора каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца оспариваемым проектом представлено не было, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований о признании проекта шифр 4032-1120-АС о согласовании перепланировки жилого помещения по <адрес>, не соответствующим техническим требованиям норм СНиП и нарушающим права собственников МКД и приведении системы отопления в первоначальное состояние.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда, находит их подтвержденными представленными в материалы дела доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка, в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Так, согласно заключению проведенной в процессе рассмотрения дела экспертизы № от 02.08.2022, в проектной документации шифр 4032-1120-АС имеются отдельные отклонения от нормативных требований в части обозначений разделов проектной документации, элементов оформления, указания на устаревшие редакции нормативной документации. Указанные отклонения не влияют на содержательную часть проекта, могут быть устранены в порядке устранения технических ошибок, недочетов. Производимые по проектной документации шифр 4032-1120-АС работы не требуют оформления разрешения на строительство, реконструкцию, проведение экспертизы проектной документации шифр 4032-1120-АС не требуется. Требования Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» по оформлению проекта на проектную документацию шифр 4032-1120-АС не распространяются. Проект шифр 4032-1120-АС применяется по согласованию органом местного самоуправления в установленном ЖК РФ порядке. В проекте 4032-1120-АС отсекающие устройства системы отопления жилого помещения системы общедомового имущества не предусмотрены, по факту такие устройства также не выполнялись. Смонтированные при замене радиаторов обходная труба (байпас), регулирующая и запорная арматура являются элементами прибора отопления (радиатора), установлены, согласно требованиям нормативной, технической документации, не ухудшают работу системы общедомового отопления. Работы по переустройству системы отопления произведены в соответствии с требованиями проекта 4032-1120-АС, выполнена замена существующих радиаторов на радиаторы типа TENRAD ВМ 500/80, смонтированные радиаторы имеют характеристики, соответствующие установленным проектом шифр 4032-1120-АС, с незначительным отклонением величины номинального теплового потока от проектной в пределах допустимого. Выполнены работы по установке, замене или переносу инженерных сетей, санитарно-технического оборудования в помещении объединенного санузла: перенос, замена ванны с подключением к стоякам В1, К1, Т3; замена раковины с подключением к стоякам В1, К1, Т3; перенос унитаза с подключением к стоякам В1, К1; замена полотенцесушителя с подключением к Т3; подключение стиральной машины с подключением к стоякам В1, К1; установка узлов учета на стояках В1, Т3. Выполнена замена раковины в помещении кухни с подключением к стоякам В1.1, К 1.1, Т3.1. Выполнены работы по установке, замене или переносу электрических сетей, оборудования: установка распределительного щита в коридоре, устройство сети освещения по помещениям квартиры; устройство сети розеток по помещениям квартиры; подключение электроплиты к сети розеток. Произведенные работы по переустройству (замена радиаторов, установка, замена и перенос инженерных сетей, санитарно-технического оборудования, установка, замена и перенос электрических сетей, оборудования) соответствуют требованиям статьи 7 «Требования механической безопасности», статьи 10 «Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях», статьи 8 «Требования пожарной безопасности» Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не создают угрозы жизни и здоровью людей, а также их имуществу. Выполненные работы по замене радиаторов соответствуют проекту МКД в части примененной схемы отопления с подключением радиаторов по однотрубной схеме, в части общедомового имущества, а именно: стояков отопления, отводов к радиаторам. Имеется отличие инженерного оборудования от проекта МКД в части оборудования, обслуживающего квартиру№ примененных радиаторов и элементов их подключения обходная труба (байпас), регулирующая и запорная арматура. Данные устройства установлены согласно требованиям нормативной, технической документации, не затрагивают, не ухудшают работу общедомовой системы отопления, примененные при заменен радиаторов материалы и изделия соответствуют требования нормативной документации.
Ввиду неполноты проведенного исследования, определением от 26.05.2023 судом назначена повторная судебная строительно-техническая экспертизу, производство которой поручено эксперту ООО «СРО Эксперт» ФИО10
Согласно заключению эксперта № от 07.08.2023, в проекте переустройства квартиры <адрес>, шифр 4032-1120-АС, разработанным ООО «Дедал», нарушения требований действующего законодательства РФ, СНиП, технических регламентов – имеются. В проектной документации шифр 4032-1120-АС имеются отдельные отклонения в части оформления, ссылки на недействующие регламенты (СНиПы), описки и опечатки. В разделе 4032-1120-ОВ (отопление) предусмотрено устройство декоративных коробов из ГКЛ, что приводит к отсутствию доступа для осмотра и мониторинга технического состояния общедомового имущества, что не позволяет ТСЖ исполнять требования ГрК РФ ст. 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений». Замена конвекторов, предусмотренных проектом МКД, на радиаторы с иными техническими характеристиками нарушает требования Постановления Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003. Также нарушает требования Постановления Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 применение для поквартирной разводки систем ХВС и ГВС полипропиленовых, а не стальных труб, предусмотренных проектом МКД. В проекте переустройства квартиры <адрес>, отсекающие устройства системы отопления жилого помещения системы общедомового имущества – не отражены. В настоящее время в жилом помещении – <адрес>, работы по переустройству системы отопления проведены и не соответствуют проекту переустройства квартиры шифр 4032-1120-АС. В квартире <адрес>, имеется переустройство (установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического и другого оборудования). Выполненное переустройство, за исключением той части, которая недоступна для обследования, соответствует требованиям строительных, санитарных норм и правил. Выполненное переустройство не соответствует иным требованиям – ГрК РФ Статья 55.24 и Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 пп. 5.8.2 и 14.2. Наличие декоративных коробов и элементов кухни, закрывающих доступ к общедомовому имуществу, нарушает требования ГрК РФ статья 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений» и Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, так как отсутствует доступ к мониторингу технического состояния общедомового имущества. Установленные радиаторы не соответствуют параметрам общедомовой системы отопления по потреблению теплоносителя. Не соответствуют проекту МКД, что нарушает нормы Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. Полипропиленовые трубы поквартирной разводки, соединенные с общедомовой системой ХВС и ГВС не соответствуют проекту МКД, где указано применение в качестве поквартирной разводки стальных водогазопроводных труб, что нарушает нормы Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. Кроме того, невозможно установить в каком состоянии находятся узлы соединения переустроенных систем отопления, водоснабжения и водоотведения, находящихся под декоративными коробами и элементами кухонного гарнитура. Невозможно установить в каком состоянии находятся элементы электроснабжения и электроосвещения, без доступа к распаячным коробкам, внутрь щита с автоматами. Возможными рисками наступления негативных последствий для общедомового имущества при проведенном переустройстве являются: возникновение аварийной ситуации повреждения соединений стояков системы отопления и радиаторов; причинение ущерба третьим лицам, собственнику квартиры; уменьшению или увеличению температуры обогреваемых элементов в системе отопления в других квартирах, обслуживаемых этими же системами отопления, что и кв. № отсутствие свободного доступа для осмотра и мониторинга технического состояния общедомового имущества – стояков системы отопления в жилых комнатах и на кухне, системе водоснабжения и водоотведения в санузле. В случае возгорания в квартире из-за отсутствия в ней пожарной сигнализации приведет к распространению огня, в том числе и на другие помещения и квартиры, так как своевременного оповещения не будет. Могут пострадать люди и имущество. Угроза жизни и здоровью в данной ситуации может нести лицам, находящимся в данной квартире в случае порыва системы отопления в отопительной период, а также порыв системы ГВС круглогодично. Инженерное оборудование (трубы, отводы, краны перекрытия, система отопления) не соответствуют проекту МКД.
При этом суд представленное заключение эксперта № от 07.08.2023, выполненное экспертом ООО «СРО Эксперт» ФИО10, принял во внимание в качестве допустимого и достоверного доказательства, за исключением вопроса об определении возможных негативных последствиях переустройства системы отопления, при ответе на который эксперт руководствовался предположениями о возможных негативных последствиях, которые еще не наступили. Вопрос о возможности замены приборов отопления в квартире без согласования с ТСЖ не входит в компетенцию специалиста со строительным образованием, поскольку является правовым.
Более того, согласно выводам повторной судебной экспертизы, выполненное переустройство системы отопления соответствует требованиям строительных, санитарных норм и правил.
Указанные выводы эксперт ФИО10 поддержал и в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
При этом доводы истца о нарушении прав иных жильцов переоборудованием системы отопления в квартире ответчика являются несостоятельными, какими-либо доказательствами не подтверждены, также как не установлен сам факт снижения температуры в иных квартирах, в том числе по вине ответчика.
Доводы истца о выходе из строя общедомового оборудования, обеспечивающего и регулирующего подачу теплоснабжения в МКД, по вине ответчика, в связи с тем, что переоборудование системы отопления в квартире ответчика влечет увеличение нагрузки на оборудование котельной, также являются несостоятельными. Доказательств, свидетельствующих о том, что общедомовое оборудование котельной пришло в негодность по вине ответчика, в связи с произведенным переоборудованием, не представлено.
Доводы стороны истца о том, что в настоящее время по аналогичным делам изменилась судебная практика и признаются распоряжения о согласовании перепланировки и переустройства незаконными, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены настоящего решения, поскольку при рассмотрении гражданских и административных дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В настоящем случае апелляционное определение № вступило в законную силу, не отменено, в силу ст.16 КАС РФ, является обязательным для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ссылки стороны истца на апелляционное определение от 3.10.2023 также не могут быть приняты во внимание в качестве относимого доказательства, поскольку проект ООО «Дидал» шифр 4032-1120-АС и переустройство в квартире Бородаенко О.А. предметом рассмотрения данного дела не являлся, Бородаенко О.А. к участию в деле не привлекалась.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку представленных доказательств и несогласие со вступившим в законную силу апелляционным определением по делу №
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в судебном постановлении, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28.08.2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «104-А» без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий -
Судьи: