<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2 - 81/2022
УИД 79RS0003-01-2022-000136-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 г. с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Щиканова А.В.,
при секретаре Искандаровой О.С.,
с участием истца Надточий А.В.,
представителя истца по ордеру № 000304 Авершина А.В.,
представителя ответчика ОГБУ «МФЦ в ЕАО» по доверенности Галушина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Надточий А. В. к администрации Ленинского сельского поселения Еврейской автономной области, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании решения об отказе в предоставлении меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, обязательства о передаче в муниципальную собственность жилого помещения и земельного участка незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Надточий А.В. обратилась в Ленинский районный суд к ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указала, что является собственником 1/3 доли жилого помещения и единоличным собственником земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В предоставлении меры господдержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного ей было отказано в виду наличия доли в праве собственности иного жилого помещения. Ее детям выданы свидетельства на приобретение жилого помещения взамен утраченного. В настоящее время администрация Ленинского сельского поселения требует исполнить обязательство о передаче жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность. Считает, что поскольку в предоставлении меры господдержки ей было отказано, постольку передача ее имущества в муниципальную собственность нарушает ее права, в данном случае следует руководствовать нормами Земельного кодекса, определяющими равноценную компенсацию собственникам при изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд. Просит суд признать решение ОГБУ МФЦ № 533 от 13.07.2021 об отказе в получении меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного незаконным, признать обязательство о передаче жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность законным, при условии обеспечения ее равноценной компенсации при изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
В судебном заседании истец Надточий А.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, по делу пояснила, что она и ее двое детей являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое было признано непригодным для проживания в виду произошедшей ЧС, детям выплачены денежные средства на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС 2020 г., однако в выплате меры господдержки ей было отказано ввиду наличия права собственности на иное жилое помещение. Просила признать незаконным решение МФЦ от 13.07.2021, поскольку считает, что она имеет право на компенсацию по утрате жилого помещения.
Представитель истца Авершин А.В. позицию своего доверителя поддержал и пояснил, что в собственности истицы находится 1/3 доля утраченного в результате ЧС 2020 г. жилого помещения и земельный участок, решением ОГБУ МФЦ в выплате денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного было отказано на основании определенного Порядка, в то же время у истицы отобрано обязательство о передаче жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность без какой-либо компенсации. Считает, что истица Надточий А.В. имеет право на компенсацию, а в случае отказа в предоставлении меры господдержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного истцу, просит обязательство о передаче имущества признать незаконным.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Галушин В.С. требования не признал и пояснил, что отказ ОГБУ «МФЦ» Надточий А.В. в предоставлении меры господдержки соответствует закону и обоснован.
В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела с 12 сентября 2020 г. в Ленинском районе ЕАО произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение от паводка реки Амур.
Постановлением администрации муниципального района от 12.09.2020 № 620 на территории Ленинского муниципального района ЕАО с 9.00 часов 12.09.2020 был введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в целях защиты населения района от паводка р. Амур, вызванного прошедшими осадками на территории Амурской области, Еврейской автономной области и Китайской Народной Республики в сентябре 2020 г.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 N 284-рг на территории Еврейской автономной области с 14 сентября 2020 г. введен режим чрезвычайной ситуации в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления и введением на территориях Ленинского муниципального района, Биробиджанского муниципального района, муниципального образования "Город Биробиджан" режима "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ".
На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно ст. 5 Федеральный закон от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 N 525-рп утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в сентябре 2020 года в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных.
Названный Порядок определяет механизм предоставления гражданам поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - выплата) гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
Согласно п. 3 Порядка, право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области.
В пунктах 4-15 Порядка отражено, что выплата предоставляется гражданам в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
Для осуществления выплат ОГБУ "МФЦ" формирует списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации. Для включения в список необходимы следующие документы: а) заявление о включении гражданина и (или) членов его семьи в список, б) документы, удостоверяющие личность гражданина, в) документы, подтверждающие состав семьи, г) один из следующих документов: правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на признанное непригодным для проживания жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, д) сведения о наличии (отсутствии) у гражданина и (или) членов его семьи другого жилого помещения, пригодного для проживания, е) обязательство о безвозмездном отчуждении признанного непригодным для проживания жилого помещения в муниципальную собственность, ж) акт обследования жилого помещения (многоквартирного дома) и (или) заключение.
ОГБУ "МФЦ" в течение 3 дней со дня окончания формирования списка обеспечивает его согласование с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (далее - ГУ МЧС России по Еврейской автономной области), Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее - УМВД России по Еврейской автономной области), Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее - Управление Росреестра по Еврейской автономной области).
В случае отсутствия замечаний к списку и согласования его ГУ МЧС России по Еврейской автономной области, УМВД России по Еврейской автономной области и Управлением Росреестра по Еврейской автономной области ОГБУ "МФЦ" в течение 3 рабочих дней со дня последнего согласования направляет список в комитет для обеспечения его утверждения губернатором Еврейской автономной области.
После утверждения списка губернатором Еврейской автономной области комитет в течение 2 рабочих дней направляет его в ОГБУ "МФЦ".
ОГБУ "МФЦ" на основании списка и документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, формирует дело гражданина, производит расчет выплаты и оформляет свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во включении в список являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие права на получение выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных; отсутствие жилого помещения в Перечне.
Таким образом, определяющими критериями для включения в список граждан жилые помещения, которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 на территории Еврейской автономной области, для получения выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, является отсутствие в собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодного для проживания.
Из материалов дела (штамп в паспорте, выписка из ЕГРН) следует, что истица Надточий А.В. является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирована в нем и проживает в нем с 1993 года по настоящее время.
Актом обследования помещения № 1108 от 20.01.2021 и заключением межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания № 1108 от 22.01.2021, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Жилое помещение получило повреждение, в период функционирования режима «Чрезвычайная Ситуация», введенного в действие постановлением администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области от 12.09.2020 № 620 и включено в Перечень утраченных.
Распоряжением администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 02.10.2020 N 160-р утверждены границы зон чрезвычайной ситуации, возникших в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Ленинского муниципального района ЕАО в 2020 году, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в зоне чрезвычайной ситуации.
Решением ОГБУ «МФЦ» № 533 от 13.07.2021 Надточий А.В. отказано в предоставлении меры господдержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием права на получение выплаты, так как по сведениям Управления Росреестра по ЕАО у истицы на день введения чрезвычайной ситуации в собственности имелось иное жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 28,7 кв.м.
Таким образом, совокупностью исследованных доказательств установлено, что истица зарегистрирована, проживает, является собственником 1/3 доли жилого помещения по адресу <адрес>, которое признано межведомственной комиссией непригодной для проживания в результате наводнения в сентябре 2020 года в период режима «Чрезвычайная ситуация», однако имеет в собственности иное жилое помещение соответствующее санитарным и социальным нормам, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении исковых требований Надточий А.В. о признании решения ОГБУ «МФЦ» № 533 от 13.07.2021 об отказе в предоставлении меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного незаконным следует отказать.
Пунктом 12 вышеназванного Порядка предусмотрено, что Условиями предоставления выплаты являются данное гражданами, указанными в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, являющимися на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность и его исполнение.
Истицей Надточий А.В. с одной стороны и главой МО «Ленинский район» с другой стороны 18.05.2021 подписано обязательство о безвозмездной передаче в муниципальную собственность МО «Ленинский муниципальный район» жилого помещения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку судом установлено, что решением ОГБУ «МФЦ» № 533 от 13.07.2021 Надточий А.В. законно отказано в предоставлении меры господдержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного, постольку подписанное ею и главой МО «Ленинское сельское поселение» ФИО1 обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения и земельного участка по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность незаконно и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искового заявления Надточий А. В. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании решения № 533 от 13.07.2021 об отказе в предоставлении меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного незаконным - отказать.
Исковые требования Надточий А. В. к администрации Ленинского сельского поселения Еврейской автономной области, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании обязательства о передаче в муниципальную собственность жилого помещения и земельного участка незаконным удовлетворить.
Признать незаконным и отменить обязательство от 18.05.2021 года о безвозмездном отчуждении признанного непригодным для проживания жилого помещения и земельного участка по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2022.
Судья А.В. Щиканов
<данные изъяты>
<данные изъяты>