Дело № 2-2264/2024 (2-9180/2023)
59RS0007-01-2023-008889-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чураковой О.А.,
при секретаре Бусыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Раева Ю.А,
представителя ответчиков ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Прокурора Свердловского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации города Перми о возложении обязанности обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Перми обратился с иском к Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации города Перми о возложении обязанности обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства с целью решения вопроса о принятии в муниципальную собственность объекта инженерной инфраструктуры – сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. в муниципальную собственность. Согласно информации из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о сети указанного водоснабжения отсутствуют.
Администрацией Свердловского района г. Перми в адрес Департамента ЖКХ администрации <адрес> направлено письмо о предоставлении заключения о целесообразности и необходимости приема объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации Перми принято решение о наличии оснований приобретения в муниципальную собственность указанной сети водоотведения, обслуживающей организацией определена МП «Пермводоканал».
Следовательно, данный участок сети холодного водоснабжения является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе не имеется, объекты в реестре государственной и муниципальной собственности не значится, не смотря на наличие заключения ДЖКХ о целесообразности принятия в муниципальную собственность данного объекта.
Однако, администрацией района не обеспечена постановка бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет, не инициирована процедура получения технического паспорта на него, не смотря на наличие заключения о целесообразности принятия сети водоотведения.
Неосуществление полномочий администрацией Свердловского района г. Перми, администрации города Перми по постановке на учет бесхозяйного имущества - сети водоснабжения, регистрации права муниципальной собственности, не обеспечивает надлежащего технического состояния сети, создает предпосылки невозможности капитального ремонта объекта, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, определить точный круг лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.
На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на администрацию Свердловского района г. Перми обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получить технический паспорт на объект – сеть холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм., а также возложить обязанность на администрацию <адрес> выделить финансирование для производства работ по паспортизации объекта – сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм.
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков администрации Свердловского района г. Перми, администрации города Перми в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель третьего лица ООО «Пермкоммуналсервис» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление.
Суд, выслушав пояснения сторон, всесторонне и полно исследовав материалы дела, пришёл к следующему.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу ст. 8 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» эксплуатация централизованных систем водоотведения, являющихся бесхозяйными объектами, осуществляется со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 предусмотрено, что Территориальный орган администрации города Перми (п. 3.2.2) в течение 3 рабочих дней со дня выявления бесхозяйного объекта составляет акт осмотра технического состояния бесхозяйного объекта, в котором указывает основные характеристики, позволяющие идентифицировать его (наименование, местоположение, ориентировочные сведения о технических характеристиках и техническом состоянии).
При выявлении бесхозяйных объектов газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - бесхозяйные объекты инженерно-технического обеспечения) в течение 3 рабочих дней со дня выявления направляет запрос в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с бесхозяйным объектом инженерно-технического обеспечения, либо в специализированную муниципальную организацию о проведении совместного обследования бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения с составлением акта осмотра технического состояния бесхозяйного объекта не позднее 10 рабочих дней со дня выявления бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (п. 3.2.3);
в течение 45 дней со дня выявления бесхозяйного объекта осуществляет сбор документов, подтверждающих, что бесхозяйный объект не имеет собственника или его собственник неизвестен: документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что выявленный бесхозяйный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждающие, что права на выявленный бесхозяйный объект не зарегистрированы; документы, подтверждающие отсутствие правообладателей выявленных бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения; документы, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подтверждающие, что права собственности на выявленный бесхозяйный объект не зарегистрированы;
после поступления документов, указанных в п. 3.2.3 настоящего Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган администрации города Перми (далее - функциональный орган) документы для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию), с представлением: схемы линейного бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения в масштабе не менее 1:1000;
документации о правообладателях сетей, к которым бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения непосредственно присоединен (информация по каждой точке присоединения бесхозяйного объекта);
документации об организации, получившей и(или) выполнившей технические условия на строительство бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения;
актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между специализированными организациями и потребителями услуг инженерно-технического обеспечения (п. 3.2.4).
Пунктом 3.4.2. Регламента установлено, что в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, направляет для подписания гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети к которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ), подписанный передаточный акт на эксплуатацию указанных объектов до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 3.4.3 установлено, что в течение 15 рабочих дней по истечении года со дня принятия бесхозяйного объекта на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а в отношении бесхозяйного линейного объекта по истечении трех месяцев со дня его принятия на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного подает в суд заявление о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь на бесхозяйный объект - в отношении бесхозяйных объектов, по которым подготовлено заключение, предусмотренное абзацем вторым пункта 3.3.1 настоящего Регламента.
В течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь на бесхозяйный объект подает заявление о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием город Пермь в уполномоченный орган и заказывает оценку рыночной стоимости ранее бесхозяйного объекта. Не позднее 30 рабочих дней со дня государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием город Пермь на ранее бесхозяйный объект: направляет функциональному органу, предусмотренному пунктом 3.3 настоящего Регламента, уведомление с приложением копии выписки из ЕГРН на ранее бесхозяйный объект для получения информации о функциональном, территориальном органе администрации города Перми, муниципальном учреждении, муниципальном предприятии города Перми, за которым ранее бесхозяйный объект подлежит закреплению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, или о муниципальном учреждении города Перми, которому ранее бесхозяйный объект подлежит передаче по договору на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми (пункт 3.4.4, 3.4.5).
Отсутствие собственника сети водоотведения влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности таких систем и их отдельных объектов, на предотвращение возникновения аварийных ситуаций.
Таким образом, посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности водоотведения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоотведения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства с целью решения вопроса о принятии в муниципальную собственность объекта инженерной инфраструктуры – сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. в муниципальную собственность.
Согласно информации, представленной ООО «НОВОГОР-Прикамье» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. организацией не обслуживаются.
Согласно информации МП «Пермводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №- ПВК-01-вн-196 в хозяйственном ведении организации вышеуказанные сети не числятся.
Согласно информации Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности указанная сеть в реестре государственной собственности Пермского края не учтена.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-55842436 сведения о сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. отсутствуют.
Администрацией Свердловского района г. Перми в адрес Департамента ЖКХ администрации <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении заключения о целесообразности и необходимости приема объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-ри принято решение о наличии оснований приобретения в муниципальную собственность сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм., обслуживающей организацией определена МП «Пермводоканал».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Свердловского района г. Перми заключен муниципальный контракт на выполнение работ по технической инвентаризации и паспортизации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в <адрес> с ООО «ИНБЭЛАНС», со сроком окончания работ до ДД.ММ.ГГГГ.
К контракту подготовлено техническое задание на выполнение работ по технической инвентаризации и паспортизации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в Свердловском районе г. Перми, где под № указана сеть холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм.
На дату рассмотрения дела сведения об инвентаризации и паспортизации бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры в <адрес> - сеть холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. стороной ответчика не представлены.
Учитывая изложенное, требование прокурора Свердловского района г. Перми в части возложении обязанности на администрацию Свердловского района г. Перми обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получить технический паспорт на объект – сеть холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование о возложении обязанности на администрацию города Перми выделить финансирование для производства работ по паспортизации объекта - сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм., суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Администрация Свердловского района г. Перми является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию сетей водоотведения в г. Перми. При этом, главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.
При этом понуждение администрации г. Перми к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на Администрацию <адрес> обязанности организовать финансовое обеспечение расходов для производства работ по паспортизации объекта сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-5-К8.
Учитывая изложенное, требование в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности организовать финансовое обеспечение расходов для производства работ по паспортизации объекта сети холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм. удовлетворению не подлежит.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд считает, что данные требования прокурора Свердловского района г. Перми подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, с учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе, существа требуемых для выполнения действий), учитывая, срок исполнения работ по муниципальному контракту, суд полагает необходимым установить срок исполнения обязанности, возложенной на администрацию г. Перми, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом, суд учитывает, что при наличии затрудняющих исполнение судебного акта обстоятельств ответчики вправе обратиться с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Перми - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию Свердловского района г. Перми в течение восьми месяцев с даты вступления решения суда, обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получить технический паспорт на объект – сеть холодного водоснабжения от ВК сущ. у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б до ВК-1 по <адрес>В, протяжённостью 24,56 п.м., d 200 мм.
В остальной части в удовлетворении искового заявления прокурора Свердловского района г. Перми - отказать
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Чуракова
Мотивированное решение вынесено 12 апреля 2024 года.