Судья: Конюхова О.Н. производство №33-2088/2023
(Гр.дело№2-2206/2022) УИД: 63RS0029-02-2021-010856-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2023 г. г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Занкиной Е.П.,
судей: Чадова А.А., Кривошеевой Е.В.,
при секретаре: Гилязовой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТСЖ «10а-А» на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 26 октября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ТСЖ «104-А» к ООО «Дедал», Нюхтину М.И. и Шолоховой Л.И. о признании проекта не соответствующим техническим требованиям и проведении жилого помещения в прежнее состояние – отказать в полном объеме.
Встречные исковые требования Нюхтина М.И. и Шолоховой Л.И. к ТСЖ «104-А» и Администрации г.о. Тольятти о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии – удовлетворить частично.
Сохранить жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> переустроенном состоянии в части системы отопления с техническими характеристиками, установленными на момент рассмотрения дела»,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чадова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ «104-А» обратилось в суд с иском к ООО «Дедал», Нюхтину М.И., Шолоховой Л.И., с учетом уточнений исковых требований, просила признать проект (шифр 4282-0821-АС) о согласовании переустройства жилого помещения не соответствующим техническим требованиям норм СНиП и нарушающим права собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что Нюхтину М.И., Шолоховой Л.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение площадью 86,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> <адрес>. Ответчики обратились в Администрацию г.о. Тольятти за согласованием переустройства в жилом помещении (квартире). Распоряжением от 01.10.2021 г. № 7475-р/7 было принято решение о согласовании переустройства помещения в спорном жилом помещении (квартире). В распоряжении Администрации г.о. Тольятти ссылается на предоставленный проект шифр 4282-0821-АС, выполненный ООО «Делал», в соответствии с которым было вынесено распоряжение. Истец полагает, что данный проект не соответствует техническим требованиям норм СНиП, без согласования с управляющей организацией, жильцами дома, что нарушает права собственников дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
В ходе рассмотрения дела от ответчиков Нюхтина М.И., Шолоховой Л.И. поступило встречное исковое заявление к ТСЖ «104-А» Администрации г.о. Тольятти о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. Ими произведено переустройство и перепланировка, выполненные согласно проекту и экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ Данная планировка и переустройство способствуют более рациональному использованию жилого помещения. Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ переустройство и перепланировка указанного жилого помещения не соответствует требованиям проектной документации шифр 4282-0821-АС и не нарушает права и законные интересы собственников других помещений, угроза их жизни и здоровью отсутствует, выполненные работы по перепланировке и переустройству квартиры соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жилым помещениям квартир: СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные, Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», СП 30.13330.2020 «Внутренний водоотвод и канализация зданий», СП 73.13330.2016 «Внутренние санитарно-технические системы зданий», СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» СНиП 41-01-2003, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий», Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Сохранение <адрес> перепланированном состоянии не противоречит требованиям действующих на территории Российской Федерации строительных, санитарных, противопожарных норм и правил, не угрожает жизни и здоровью граждан, не ущемляет права и интересы третьих лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, резолютивная часть которого, приведена выше.
В апелляционной жалобе ТСЖ «104-А» просит решения суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований администрации и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Нюхтина М.И., Шолоховой Л.И., ссылаясь на неверную оценку судом представленных в материалы дела доказательств. По мнению заявителя, произведенное ответчиками переустройство системы отопления не соответствует проекту, разработанному ООО «Дедал»: установка ответчиками обогревающих элементов системы отопления в виде радиаторов взамен предусмотренных проектом конвекторов проточного типа, существенно влияет на системы отопления всего жилого дома, является вмешательством в общее имущество многоквартирного дома, согласия на которое ответчики в установленном порядке не получали. Кроме того, предусмотренная проектом переустройства системы отопления в квартире ответчиков установка перемычек с переходом на диаметр 15 мм., существенно снижает давление во всей системе отопления жилого дома и препятствует циркуляции теплоносителя в системе, что создает дополнительную нагрузку на теплообменики, циркуляционные насосы и обратный клапан, который, при недостаточности давления, выходит из строя.
В заседании судебной коллегии председатель ТСЖ «104-А» ФИО6, действующая на основании Устава, представитель ТСЖ «104-А» ФИО7, действующая по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии также не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п.2 ст.209, ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.1 и п. 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с п.3 ст.1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 25 ЖК РФ (в ред., действующей на дату проведения перепланировки) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п. 7 и 9.1, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений, а также по иным вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами, а также законом соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации городского округа Тольятти от 29.09.2021 года № 3216-п/1 «О распределении полномочий между главой городского округа, заместителем главы городского округа, заместителями главы городского округа и заместителем главы городского округа – руководителем аппарата администрации городского округа Тольятти», Положением о районной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Автозаводского района городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 28.08.2014 года № 3225-П/1, установлены полномочия администрации Автозаводского района городского округа Тольятти по согласованию проектов по переустройству и перепланировке жилых помещений.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
По смыслу ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, пункта 2.10 Административного регламента, заявитель, реализуя свое право на согласование переустройства и (или) перепланировки принадлежащего ему жилого помещения, вправе подать по своему выбору заявление о согласовании переустройства, заявление о согласовании перепланировки, либо заявление о согласовании переустройства и перепланировки помещения.
В соответствии с пунктом 2.14.1 Административного регламента форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме приводится в Приложении № 3 к Административному регламенту, согласно которому заявителю предложено выбрать вид согласования – переустройство, перепланировка, переустройство и перепланировка.
Таким образом, решение о согласовании, либо отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки принимает орган местного самоуправления, на основании предоставленных документов, в том числе, проекта.
Согласно ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела Нюхтин М.И., Шолохова Л.И. являются собственниками жилого помещения, площадью 86,2 кв.м. – <адрес> (к/н №), расположенной по адресу: <адрес>.
Многоквартирным домом, в котором расположена квартира ответчиков, управляет ТСЖ «104-А», что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Полномочия председателя возложены на ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ на основании решения общего собрания и внесения записи ЕГРЮЛ.
Ответчики обратились с заявлением о переустройстве и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, расположенном в <адрес>, предоставив к заявлению проект №-АС, выполненный ООО «Дедал». Работы, предусмотренные в проекте, не противоречат действующему законодательству.
Таким образом, собственниками спорной квартиры на согласование были представлены документов, соответствующие перечню, предусмотренному административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме».
Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 01.10.2021 № 7475-р/7 дано согласие на переустройство помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в соответствии с представленным проектом шифр 4282-0821-АС, выполненным ООО «Дедал».
Данным Распоряжением на заявителя возлагалась обязанность осуществить переустройство и перепланировку в соответствии с проектом, с соблюдением требований Порядка проведения ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и приемке в эксплуатацию переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме, утвержденного постановлением администрации городского округа Тольятти от 2 августа 2019 года N 2077-п/1 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме», с оформлением акта освидетельствования скрытых работ. Установлен срок для проведения ремонтно-строительных работ - с 04 октября 2021 года по 04 октября 2022 года.
Приемочной комиссии поручалось осуществить приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела акт приёмочной комиссии получен не был.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении иска ТСЖ «104-А», суд первой инстанции исходил из того, что произведенная ответчиками перепланировка и переустройство принадлежащего им жилого помещения выполнено в соответствие с действующим законодательством и соблюдением установленных процедур, не создает угрозы жизни и здоровью граждан и не нарушает прав третьих лиц, руководствуясь, в том числе заключением судебной строительно-технической экспертизы, с выводами которой обоснованно согласился.
Судебная коллегия не усматривается оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, находя его законным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что ответчиками произведено вмешательство в систему отопления, что привело к уменьшению общего имущества многоквартирного жилого дома, судебная коллегия находит необоснованным и подлежащим отклонению.
В соответствии ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ определено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из указанной нормы, Правительство Российской Федерации, утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом "д" п. 2 Правил от 13 августа 2006 г. N 491 определено, что в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно п. 5 Правил в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
При таких обстоятельствах, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, соответствующее разрешение ответчиками было получено, проект, предполагающий оборудование жилого помещения радиаторами отопления взамен существовавших конвекторов разработан и согласован в установленном порядке.
Так, представленный в материалы дела проект переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, разработанный ООО «Дедал» и в соответствие с которым произведены работы по переустройству квартиры ответчиков, предусматривает замену приборов отопления в помещениях с подключением их от существующей системы отопления.
Указанное согласуется с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), абзацев 2 пункта 1.7.1 которых определено, что переоборудование (переустройство) жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Таким образом, при переустройстве могут быть перенесены элементы обогрева (батареи), элементы сантехники, электрооборудование, установлены ванные комнаты, туалеты и кухни, заменены газовые плиты на электрические и наоборот, установлены газовые котлы, дополнительное инженерное оборудование, с помощью которого можно увеличить энерго- водопотребление, заменяя существующие или прокладывая дополнительные проводящие сети, произведен демонтаж подводящих сетей или инженерного оборудования при условии обязательного сохранения существующих стояков снабжения канализаций холодной и горячей водой.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что проверяя доводы истца о несоответствии как произведенных работ в квартире ответчиков, так и утвержденного проекта производства работ строительным нормам и правилам, суд первой инстанции назначил строительно-техническую экспертизу, из заключения которой следует, что произведенные работы соответствуют санитарно-эпидемиологическим, санитарно-техническим, экологическим, противопожарным нормам, правилам и государственным стандартам и не соответствуют строительным нормам и правилам лишь в части отсутствия доступа к общему имуществу многоквартирного дома. С технической точки зрения, выполненные переустройство и переоборудование не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан, пригодно и безопасно для дальнейшей эксплуатации квартиры.
Оценив в совокупности доказательства по делу, в том числе заключение ООО «Центр судебных экспертиз Самарской области», суд первой инстанции пришел к верным выводам, что произведенная Нюхтиным М.И., Шолоховой Л.И. перепланировка жилого помещения не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует строительным, пожарным, градостроительным нормам и правилам и, принимая во внимание положения ст. 26 Жилищного кодекса РФ, полагает возможным сохранить данное жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал ТСЖ «104-А» в удовлетворении исковых требований, удовлетворив встречный иск Нюхтина М.И., Шолоховой Л.И. к ТСЖ «104-А» и Администрации г.о. Тольятти о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
Оснований не согласиться с данными выводами суда, у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, выполненная Нюхтиным М.И., Шолоховой Л.И. перепланировка занимаемой квартиры в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего данный вид правоотношений, и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права.
Суд первой инстанции достаточно полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 26 октября 2022 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу ТСЖ «104-А» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>