№ 50RS0046-01-2024-002933-59
Дело № 2-1617/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 02 июля 2024 года.
Мотивированное решение составлено 08 июля 2024 года.
г. Ступино Московской области 02 июля 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Австриевских А.И., при секретаре Малинине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области к ООО «Фреш Маркет» о признании действий противоправными,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области обратилось в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к ООО «Фреш Маркет», в котором просит признать противоправными действия ООО «Фреш Маркет» в части реализации хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде; обязать ответчика прекратить противоправные действия в части реализации хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде, указывая на то, что в адрес управления в 2024 году поступили обращения граждан на действия торговых предприятий сети супермаркетов «Да» (ООО «Фреш Маркет»), в части реализации хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде, а также без информации о дате изготовления и сроке годности. С целью уточнения данных, изложенных в обращениях, на основании ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020г №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностными лицами Управления были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование с фотофиксацией) сети супермаркетов «Да» (ООО «Фреш Маркет»), расположенных по адресам: <адрес> (проведены ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (проведено ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (проведено ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес>.31 (проведены ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (проведено ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (проведены ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.). В ходе осмотра установлено, что в сети супермаркетов «Да» в торговых залах в витринах закрытого типа (в прозрачных боксах) осуществляется реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий в ассортименте собственного производства. На полках расположен ценник с информацией для потребителя о наименовании продукта, его цене. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в потребительскую упаковку. На полках хлебобулочные изделия находятся и реализуются в неупакованном виде. Таким образом, ООО «Фреш Маркет», реализует хлебобулочные изделия с нарушением п.8.4, п.9.5 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», п.8.11 СП 2.3.6.1066-01 2.3.5. «Предприятия торговли Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». По результатам рассмотрения обращений, содержащих признаки нарушения обязательных требований и выездных обследований, руководствуясь ст.49 Закона №248-ФЗ, Управлением ООО «Фреш Маркет», объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (включая реализацию хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде) по адресам осуществления фактической деятельности. Анализ профилактических мероприятий, проведенных с января 2024 года по настоящее время свидетельствует о том, что юридическим лицом ООО «Фреш Маркет» не приняты меры по недопущению нарушения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации на территории Рязанской области.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в судебное заседание не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика ООО «Фреш Маркет» - Великий Д.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требования по основаниям изложенным письменно.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителя ответчика, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 1 Положения «О федеральной службе по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» санитарно- эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Статьей 11 Закона № 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (часть 5 статьи 15 Закона № 52-ФЗ).
В силу пункту 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст.9 Федерального закона РФ от 02.01 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.
В соответствии с пунктом 8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 №36, реализация пищевой продукции, не упакованной производителем, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), должна осуществляться в потребительской упаковке, за исключением случаев реализации пищевой продукции через торговые аппараты и (или) дозирующие устройства, исключающие непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки.
В соответствии со ст. 49 Закон №248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Как следует из представленных истцом материалов, в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области поступили обращения граждан на действия торговых предприятий сети супермаркетов «Да» (ООО «Фреш Маркет»), осуществляющих деятельность по адресам: <адрес>А (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), в части реализации хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде, а также без информации о дате изготовления и сроке годности.
С целью уточнения данных, изложенных в обращениях, на основании ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020г №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование с фотофиксацией) сети супермаркетов «Да» (ООО «Фреш Маркет»), расположенных по адресам: <адрес> (акты выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (акты выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ.), <адрес> (акты выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.).
В ходе осмотра было установлено, что в сети супермаркетов «Да» в торговых залах в витринах закрытого типа (в прозрачных боксах) осуществляется реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий в ассортименте собственного производства. На полках расположен ценник с информацией для потребителя о наименовании продукта, его цене. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в потребительскую упаковку. На полках хлебобулочные изделия находятся и реализуются в неупакованном виде.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области обращает внимание, что не соблюдение хозяйствующим субъектом норм санитарного законодательства и требований технического регламента представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Контакт потребителя с пищевой продукцией может стать путем передачи инфекционных заболеваний. Наиболее часто продукты загрязняются болезнетворными микроорганизмами. При употреблении загрязненных продуктов возникают пищевые отравления и острые кишечные заболевания, которые проявляются в нарушении деятельности желудочно-кишечного тракта; очень сильно страдает сердечно-сосудистая система. Загрязнение пищевых продуктов представляет собой непреднамеренное занесение микроорганизмов, химических веществ, механических загрязнителей и других предметов в пищевые продукты. Необходимо учитывать, что хлебобулочные изделия реализуются в готовом виде и не требуют дополнительной термической обработки. Продукты готовые к употреблению могут быть загрязнены в процессе их выбора и приобретения. Наравне с бактериями, вирусы могут передаваться человеку через зараженные пищевые продукты. Вирусы могут вызвать серьезное заболевание, например, такое как гепатит А, что в конечном счете ведет к воспалению печени.
Таким образом, ООО «Фреш Маркет», реализует хлебобулочные изделия с нарушением п.8.4, п.9.5 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», п.8.11 СП 2.3.6.1066-01 2.3.5. «Предприятия торговли Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
По результатам рассмотрения обращений, содержащих признаки нарушения обязательных требований и выездных обследований, руководствуясь ст.49 Закона №248-ФЗ, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области ООО «Фреш Маркет», объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (включая реализацию хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде) по адресам осуществления фактической деятельности.
Факт реализации в магазинах «Да» ООО «Фреш Маркет» продукции без информации о дате изготовления и сроке годности, а также реализации неупакованных хлебобулочных изделий собственного производства способом, не исключающим контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки, послужил основанием обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд учитывает следующее.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07 февраля 1992 года предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 10 данного закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности, срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом.
Согласно подп. 4-5 п. 1 ч. 4.1 Технического Регламента Таможенного союза 022/2021 "Пищевая продукция и части ее маркировки" маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения дату изготовления пищевой продукции, срок годности пищевой продукции.
В соответствии с п. 13 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" в случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
В соответствии с п. 8.4 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 ноября 2020 года N 36, реализация пищевой продукции, не упакованной производителем, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), должна осуществляться в потребительской упаковке, за исключением случаев реализации пищевой продукции через торговые аппараты и (или) дозирующие устройства, исключающие непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки.
В силу п. 9.5 указанных Правил реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.
С учетом вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу, что реализуемые ООО "Фреш Маркет" хлебобулочные изделия, производимые непосредственно в магазинах «Да», в неупакованном виде, представляют реальную угрозу и опасность для причинения вреда жизни и здоровья потребителям, путем возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, заболеваний желудочно-кишечного тракта) и в нарушение требований нормативных правовых актов ответчиком были созданы условия, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителям.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлены надлежащие и допустимые доказательства, опровергающие указанные обстоятельства.
В данном случае из материалов дела следует, что хлебобулочные изделия, производимые непосредственно в магазинах «Да» ООО «Фреш Маркет», реализуются без потребительской упаковки таким образом, что не исключается непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки, поскольку данная продукция размещена в боксах, имеющих отверстия, через которые любой покупатель имеет доступ к изделиям до их фасовки. Соблюдение требования к реализации хлебобулочных изделий снижает вероятность распространения бактериальных и вирусных инфекций и повышает уровень безопасности пищевой продукции.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области удовлетворить.
Признать противоправными действия ООО «Фреш Маркет» в части реализации хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде.
Обязать ООО «Фреш Маркет» прекратить противоправные действия в части реализации хлебобулочных изделий собственного производства в неупакованном виде.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья подпись Австриевских А.И.