Дело 2- 2185/2023 «16» мая 2023 года
УИД: 78RS0016-01-2023-001618-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,
при секретаре Тярасовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга и неопределенного круга лиц к СПб ГКУ «Жилищное агентство Адмиралтейского района» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения ответчиком требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> установлено, что защитные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и не готовы к приему укрываемых, а учреждением не проводятся необходимые мероприятия, перечисленные в Приказе МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное свидетельствует о том, что ответчиком, за которым согласно распоряжению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № нежилые помещения закреплены на праве оперативного управления, защитные сооружения эксплуатируются с нарушением действующего законодательства.
Прокурор, руководствуясь требованиями ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, просил обязать ответчика устранить в течение 360 дней выявленные и изложенные в иске нарушения в области гражданской обороны в защитном сооружении №, расположенном по адресу:<адрес> (кадастровый№), а именно:
восстановить систему вентиляции на ЗС ГО;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему канализации;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему водоснабжения;
обеспечить сохранность герметичности на ЗС ГО;
обеспечить сохранность гидроизоляции на ЗС ГО;
провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему энергоснабжения.
В защитном сооружении № расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №) устранить выявленные и изложенные нарушения в области гражданской обороны, а именно:
восстановить систему вентиляции на ЗС ГО;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему канализации;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему водоснабжения;
обеспечить сохранность герметичности на ЗС ГО;
обеспечить сохранность гидроизоляции на ЗС ГО;
провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему энергоснабжения.
В судебное заседание представитель истца явился, требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения требований не возражал, указал, что срок, в течение которого истец просит устранить нарушение требований, не является разумным, поскольку на выполнение работ требуется значительная сумма, учреждением запрошено финансирование из бюджета на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, представил письменный отзыв на иск.
Третье лицо Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, доказательств уважительности причине неявки в судебное заседание не представил. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав мнения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно ч. ч. 1,2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации
Согласно п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Частью 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Частью 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ установлено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, а также создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно распоряжению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-РК о закреплении нежилых помещений на праве оперативного управления за Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» (далее - Учреждение) за последним закреплено право оперативного управления за нежилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес> (кадастровый №), <адрес> (кадастровый №).
Согласно п. 3.4 вышеуказанного распоряжения Учреждению необходимо обеспечить соблюдение в отношении нежилых помещений требований приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
По результатам проведенной прокуратурой района с привлечением инспектора ОНДПР <адрес> Управления по <адрес> ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу проверки установлено, что защитные сооружения под № и № находится в неудовлетворительном состоянии и не готовы к приему укрываемых, а Учреждением не проводятся необходимые мероприятия, а именно:
в защитном сооружении гражданской обороны инв. №:
- нарушена система вентиляции на ЗС ГО (п. ДД.ММ.ГГГГ Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
система канализации в нерабочем состоянии на ЗС ГО (п. ДД.ММ.ГГГГ Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
система водоснабжения в нерабочем состоянии на ЗС ГО (п. 4.5.2 Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
не обеспечена сохранность герметичности на ЗС ГО (п. 3.2.1 Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
не обеспечена сохранность гидроизоляции на ЗС ГО (п. 4.5.2 Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
не проводится Планово-предупредительный ремонт строительных конструкций (текущий раз в 5 лет; капитальный раз в 50 лет) (п. 5.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ);
система энергоснабжения в нерабочем состоянии (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ).
В защитном сооружении гражданской обороны инв. №:
нарушена система вентиляции на ЗС ГО (п. ДД.ММ.ГГГГ Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
система канализации в нерабочем состоянии на ЗС ГО (п. ДД.ММ.ГГГГ Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
система водоснабжения в нерабочем состоянии на ЗС ГО (п. 4.5.2 Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
не обеспечена сохранность герметичности на ЗС ГО (п. 3.2.1 Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
не обеспечена сохранность гидроизоляции на ЗС ГО (п. 4.5.2 Приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО»);
не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций (текущий раз в 5 лет; капитальный раз в 50 лет) (п. 5.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ);
система энергоснабжения в нерабочем состоянии (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ).
Несоблюдение ответчиком требований законодательства о гражданской обороне создает угрозу защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Из системного анализа приведенных правовых норм, представленных по делу доказательств следует, что не приведение указанных объектов в соответствие с требованиями законодательства исключает возможность укрытия в нем граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает заслуживающими внимания доводы ответчика о неразумности срока, в течение которого истец просит устранить выявленные нарушения в области гражданской обороны в связи со следующим.
Согласно письму СПб ГКУ «Жилищное агентство Адмиралтейского района» от ДД.ММ.ГГГГ Адмиралтейское РЖА является получателем бюджетных средств, которые в соответствие с ч. 3 ст. 219 БК РФ принимает в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. В рамках выделенных бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ Адмиралтейским РЖА был заключён государственный контракт по комплексному обследованию 19 защитных сооружений гражданской обороны, техническое обследование завершено в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ в рамках выделенного финансирования заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения работ по ремонту помещений бомбоубежищ по трем защитным сооружениям, подрядчик завершил работы по изготовлению ПСД позже, чем Адмиралтейским РЖА завершилось формирование бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, на выполнение ремонтных работ требуется 13 466 707,48 руб., дополнительные бюджетные средства будут запрошены в Комитете финансов Санкт-Петербурга. В ДД.ММ.ГГГГ на основании результатов технического обследования будет проведена разработка проектно-сметной документации на приведение ЗС ГО в состояние готовности к приему укрываемых 17 защитных сооружений посредством аукциона, для чего запрошено финансирование из бюджета на ДД.ММ.ГГГГ Работа по приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями Приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № будет продолжена при наличии финансирования.
Пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу части 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Поскольку ответчик является государственным казенным учреждением, при этом финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и на основании бюджетной сметы, суд, руководствуясь, ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать СПб ГКУ «Жилищное агентство Адмиралтейского района», ИНН № в течение одного года и шести месяцев с момента вступления решения суда взаконную силу в защитном сооружении №, расположенном по адресу:<адрес> (кадастровый№) устранить выявленные нарушения вобласти гражданской обороны, а именно:
восстановить систему вентиляции на ЗС ГО;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему канализации;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему водоснабжения;
обеспечить сохранность герметичности на ЗС ГО;
обеспечить сохранность гидроизоляции на ЗС ГО;
провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему энергоснабжения.
В защитном сооружении № расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №) устранить выявленные нарушения в области гражданской обороны, а именно:
восстановить систему вентиляции на ЗС ГО;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему канализации;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему водоснабжения;
обеспечить сохранность герметичности на ЗС ГО;
обеспечить сохранность гидроизоляции на ЗС ГО;
провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций;
привести в рабочее состояние на ЗС ГО систему энергоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: