УИД 21RS0024-01-2021-000752-06
№ 2-946/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г.Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Селендеевой М.В., при секретаре судебного заседания Головиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Руссиной Татьяны Линовны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы,
установил:
Русина Т.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж в календарном порядке периоды:
- работы с 02.03.1993 по 31.10.2004 в должности фельдшера бюро медицинского обслуживания АООТ «Чебоксарский агрегатный завод»;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 10.04.2007 по 10.05.2007, с 18.05.2016 по 18.06.2016;
- работы с 01.01.2020 по 03.09.2020 в БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи».
Исковые требования мотивированы тем, что решением ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики от 16.09.2020 № 2167 в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей отказано в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 -ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. При этом в специальный стаж незаконно не включены вышеуказанные периоды.
Истец Русина Т.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
В судебном заседании представитель истца Данилова И.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представив письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц БУ «Городская клиническая больница №1» и БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Судом установлено, что Русина Т.Л. в период с 02.03.1993 по 31.10.2004 работала в должности фельдшера фельдшерского здравпункта сталелитейного цеха бюро медицинского обслуживания АООТ «Чебоксарский агрегатный завод»; с 01.01.2020 по 03.09.2020 работала в БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. При этом фактическая продолжительность специального страхового стажа ответчиком определена в 17 лет 11 месяцев 9 дней.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются в том числе:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п.3 указанного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Одними из спорных периодов, являются периоды работы истца с 02.03.1993 по 31.10.2004 в должности фельдшера фельдшерского здравпункта сталелитейного цеха бюро медицинского обслуживания АООТ «Чебоксарский агрегатный завод».
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным Списком предусмотрены должности - «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Справкой, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, №77 от 23.12.2020, подтверждено, что Русина Т.Л. работала полный рабочий день на полную ставку с 01.03.1993 по 04.07.2005 в качестве фельдшера фельдшерского здравпункта сталелитейного цеха бюро медицинского обслуживания АООТ «Чебоксарский агрегатный завод».
Учитывая, что указанным выше Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотрена должность фельдшера независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, в том числе здравпунктах, являющихся структурным подразделением организаций, не поименованных в Списке, суд считает возможным включить в специальный страховой стаж указанные выше периоды работы.
Следующими спорными периодами являются периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.04.2007 по 10.05.2007, с 18.05.2016 по 18.06.2016.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В положениях Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировках.
Ст.187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В спорные периоды истец работала в должности медицинской сестры, и в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. Вследствие этого истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. В указанные периоды за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ обязан был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах суд считает возможным включить в специальный страховой стаж в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках в обозначенное выше время.
Кроме того, истец просит включить в специальный страховой стаж период работы с 01.01.2020 по 03.09.2020 в БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи».
Справкой №128 от 21.04.2021, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, подтверждена работа истца с 15 июля 2011 года по настоящее время на полную ставку в должности фельдшера ОАО НПК «Элара».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным 29 октября 2002 г. № 781, поименованы больницы всех наименований и должность фельдшера.
Учитывая, что наименование должности и учреждения, в которых она работала в указанный период, соответствуют требованиям Списка должностей, учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов указанной работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, суд считает требование истца по включению данного периода подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
29.01.2021 между Русиной Т.Л. (заказчик) и Даниловой И.В. (исполнитель) заключен договор на оказание юридических услуг, согласно п.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать юридические услуги по защите интересов заказчика по иску к УПФР в г.Чебоксары о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Стоимость работы по указанному договору согласована в размере 10 000 руб. (п.3 договора).
За оказанные услуги Русина Т.Л. внесла денежную сумму в размере 10 000 руб., что подтверждено суду оригиналом квитанции к приходному кассовому ордеру №2 от 29.01.2021, приобщенным в дело.
По делу с участием представителя истца Русиной Т.Л. – Даниловой И.В. в Калининском районном суде г. Чебоксары проведено два судебных заседания (06.04.2021, 12.05.2021).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Учитывая объем оказанных представителем истца юридических услуг по данному гражданскому делу, требования разумности, суд, руководствуясь ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, взыскивает с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии в пользу Русиной Т.Л. расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб., что, по мнению суда, отвечает требованиям о разумности и справедливости, и не нарушает баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины при подаче иска, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии включить Руссиной Татьяны Линовны в специальный страховой стаж в календарном порядке периоды:
- работы с 02.03.1993 по 31.10.2004 в должности фельдшера бюро медицинского обслуживания Чебоксарского агрегатного завода;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 10.04.2007 по 10.05.2007, с 18.05.2016 по 18.06.2016;
- работы с 01.01.2020 по 03.09.2020 в БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи».
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии в пользу Руссиной Татьяны Линовны:
- расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.
- расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Селендеева
Мотивированное решение составлено 19 мая 2021 года.