Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2023 года <адрес>
Назрановский районный суд Республики Ингушетия под председательством судьи ФИО5., при секретаре - помощнике судьи ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> РИ ФИО4, ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФИО1 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере пожарной безопасности газозаправочных станций,
установил:
<адрес> обратился в суд и просит приостановить деятельность взрывопожароопасного производственного объекта автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>, до устранения нарушений о пожарной безопасности и обязать ИП ФИО1 получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по выявлению и пресечению нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности автомобильных газозаправочных станций, связанных с хранением и реализацией автомобильного топлива.
Установлено, что в нарушение требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 и пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, а также в отсутствии регистрации в реестре опасных производственных объектов по адресу: с.<адрес>, осуществляет деятельность автогазозаправочная станция (АГЗС), владельцем которого является индивидуальный предприниматель ФИО1. Просит приостановить деятельность взрывопожароопасного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных ст.14 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 12 пункта 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -99-ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 являясь ИП осуществлял свою деятельность без лицензии, что нарушает требуемый уровень осмотрительности и заботливости, который требуется в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнения которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Нарушение правил эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта «характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая заражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью тюлей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.
Также, функционирование автогазоправочной станции невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему,хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов горючих газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими, эксплуатации станции создает реальную угрозу окружающей природной среды, связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
Кроме того, в ходе проверки с привлечением ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> РИ установлено, что на указанной АГЗС имеются нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: общая вместимость резервуара для хранения СУ Г превышает 10 м.куб. (Основание: Е.7 таб. Е.1. СП -56.13130.2014); не обеспечивается работоспособность кабельных линий и электропроводов, предназначенных для обеспечения перекрытия поступления топлива, сброса избыточного давления и отключения оборудования в случае пожара (Основание: п. 6.40 СП 156.13130.2Q14); не обеспечивается автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств при достижении в местах установки сигнализаторов до взрывоопасных концентраций горючего таза - на момент проверки отсутствуют датчики до взрывоопасных концентраций Основание: п. 8.40 СП 156.13130.2014); отсутствует техническая документация на технологическую систему АГЗС и на технологическому оборудованию их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, производственного объекта автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>, до устранения нарушений о пожарной безопасности и обязать ИП ФИО1 получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РИ ФИО4 поддержал требования прокурора, по изложенным в иске основаниям и просил суд удовлетворить их.
Ответчик ФИО1 признал требования истца и не возражал против удовлетворения иска.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № от 31.12.2014г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов
в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект; организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
В соответствие со статьей 9 Закона № 116-ФЗ,
организация эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования обоснованности безопасности опасного производственного объекта I случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3), иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим
квалификационным требованиям и не имеющих медицинских
противопоказаний к указанной работе, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, иметь на опасном производственном объекте нормативно правовые акты,
устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, заключать договор обязательного медицинского страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном
действия персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров срок службы и т.д.) (Основание: п.6.2 СП 156.13130.2014); сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (не проведена теплоизоляция от воздействия огня) (Основание: п. 8.42 СП 156.13130.2014); на компрессорных установках не предусмотрена система автоматического отключения и предупредительную сигнализацию при выходе давления природного газа в узле подключения к технологической системе АГЗС подводящего трубопровода природного газа за допустимые пределы, установленные в документации на технологическую систему АЗС (Основание: п. 8.45 СП 156.13130.2014); не определен порядок движения транспортных средств по территории АГЗС (Основание: п. 6.27 СП 156.13130.2014); расстояние от операторского помещения до заправочного островка и резервуара (сосуда) менее 15 м. что не соответствует требованиям нормативнотехнических документов Основание: п.6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»); резервуар для хранения СУГ не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. Основание: п. 8.30 СП 156.13130.2014); расстояние от АГЗС до общественных зданий не соответствует требованиям нормативно - техническим документов ‘Основание: таб. <адрес>, Е1, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»); расстояние от АГЗС до автомобильной дороги не соответствует требованиям нормативно-технических документов (таблица Е.1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»); расстояние от раздаточной колонки СУГ до резервуара хранения СУГ не соответствует требованиям нормативно-технических документов (таблица 6 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»); отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»); лица допускаются к работе без прохождения отучения пожарно-техническому минимуму (п.З ППР РФ № от : 39.2020г.); не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении АГЗС (п.2 ППР РФ № от 16.09.2020г.).
Таким образом, дальнейшая эксплуатация автогазозаправочной станции (АГЗС) индивидуальным предпринимателем ФИО1 может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в отношении владельца вышеуказанной АГЗС ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП Российской Федерации, которые рассмотрено и удовлетворено РИД и ПР по <адрес> и <адрес>.
Однако указанные нарушения о пожарной безопасности индивидуальным предпринимателем ФИО1 на момент настоящей проверки не устранены.
Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме» (далее - ПНР №) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Неисполнение законодательства о пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований законодательства о противодействии терроризму.
Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Законом дано понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности в данном учреждении минимизация последствий террористического акта не будет достигнута.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
Нарушение указанных норм закона свидетельствует о ненадлежащей организации работы по проведению мероприятий по профилактике и предупреждению пожарной безопасности в автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>, что может повлечь за собой угрозу страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных ст.14 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 12 пункта 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -99-ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 являясь № осуществлял свою деятельность без лицензии, что нарушает требуемый уровень осмотрительности и заботливости, который требуется в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнения которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Нарушение правил эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта «характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая заражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью тюлей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.
Также, функционирование автогазоправочной станции невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему,хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов горючих газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими, эксплуатации станции создает реальную угрозу окружающей природной среды, связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
Кроме того, в ходе проверки с привлечением ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> РИ установлено, что на указанной АГЗС имеются нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: общая вместимость резервуара для хранения СУГ превышает 10 м.куб. (Основание: Е.7 таб. Е.1. СП -56.13130.2014); не обеспечивается работоспособность кабельных линий и электропроводов, предназначенных для обеспечения перекрытия поступления топлива, сброса избыточного давления и отключения оборудования в случае пожара (Основание: п. 6.40 СП 156.13130.2Q14); не обеспечивается автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств при достижении в местах установки сигнализаторов до взрывоопасных концентраций горючего таза - на момент проверки отсутствуют датчики до взрывоопасных концентраций Основание: п. 8.40 СП 156.13130.2014); отсутствует техническая документация на технологическую систему АГЗС и на технологическому оборудованию их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Не устранение вышеперечисленных нарушений законодательства о пожарной безопасности могут привести к последствиям, предусмотренным частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации - опасность причинения вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора <адрес> РИ в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФИО1 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере пожарной безопасности газозаправочных станций, удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 приостановить деятельность взрывопожароопасного производственного объекта автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>, до устранения нарушений о пожарной безопасности.
Обязать ИП ФИО1 получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта автогазозаправочной станции (АГЗС) по реализации горючих газов по адресу: Назрановский муниципальный район, с.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия в течение месяца.
Судья
Копия верна:
Судья