Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-277/2023 ~ М-143/2023 от 21.02.2023

№2-277/2023

32RS0021-01-2023-000278-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2023 года г. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гусейновой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Сухаревой С.А.,

с участием представителя ответчика ОСФР по Брянской области Савостиной И.Н., действующей на основании доверенности №25/23 от 10.01.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева М.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Васильев М.В. с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском к ОСФР по Брянской области о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости.

В обоснование заявленных исковых требований указав, что 25.01.2023 он обратился в ОСФР по Брянской области за назначением досрочной государственной пенсии по старости в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В назначении досрочной пенсии истцу было отказано по причине не достижения пенсионного возраста. Из отказа ОСФР следует, что суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится, поскольку это не предусмотрено Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Считает решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку Васильев М.В. с 26.08.2014 по настоящее время проживает в г. Новозыбкове, территория которого относилась к зоне отселения, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 отнесена к зоне с правом на отселение. Также Васильев М.В. проживал в пгт. Климово Брянской области в период с 10.04.1993 по 17.01.2014, территория которого относилась к зоне с правом на отселение. Указанные периоды проживания в общем дают право на снижение возраста выхода на досрочную пенсию на 5 лет за проживание в зоне с правом на отселение (28 лет 12 дней) и на 0,5 года за проживание в зоне отселения (1 год 1 месяц 25 дней), всего на 5,5 лет. Просил признать за ним право с 20.01.2023 на назначение досрочной государственной пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст. 32-35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом периода проживания (работы) Васильева М.В. в зоне отселения с 26.08.2014 по 20.10.2015 и в зоне с правом на отселение в периоды с 10.04.1993 по 17.01.2014; с 21.10.2015 по настоящее время. Обязать ОСФР по Брянской области назначить и выплачивать Васильеву М.В. досрочную государственную пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со снижением пенсионного возраста выхода на пенсию по нормам Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию согласно ст.ст. 32-35 с 20.01.2023.

В судебное заседание истец Васильев М.В. и его представитель Ефремова М.В. не явились, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Брянской области Савостина И.Н. иск не признала, при этом пояснила, что поскольку действующим законодательством суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено.

Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца и его представителя, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, изучив доводы истца, выслушав возражения ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», государственная пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Согласно ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости -10 лет).

Частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающее) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения (пункт 9) до их переселения в другие районы. Статья 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Согласно ст. 33 Федерального закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Как установлено в судебном заседании, а также следует из материалов дела, Васильев М.В. в период с 10.04.1993 по 17.01.2014 был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, территория которого относилась к зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается паспортными данными истца (л.д. 11), копией удостоверения серия АК , выданного 25.02.2014 Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (л.д. 13).

В периоды с 26.08.2014 по 20.10.2015; с 21.10.2015 и по настоящее время Васильев М.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, территория которого Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.12.1997 года была отнесена к зоне отселения, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесена к зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается паспортными данными истца (л.д. 12), копией удостоверения серия АЮ , выданного 12.11.2014 Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (л.д. 14).

25.01.2023 Васильев М.В. обратился в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Брянской области от 2.02.2023 Васильеву М.В. было отказано в установлении пенсии по старости по нормам Закона от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с не достижением пенсионного возраста. Васильев М.В. выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживал с 10.04.1993 по 17.01.2014 (20 лет 09 месяцев 08 дней). С 21.10.2015 по настоящее время Васильев М.В. проживает в зоне с правом на отселение (07 лет 03 месяца 04 дня). Фактический период проживания в зоне с правом на отселение составляет 28 лет 12 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится, поскольку это не предусмотрено Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На дату обращения за пенсией заявителю исполнилось 54 года 6 месяцев. Страховой стаж составляет 05 лет 06 месяцев 12 дней. Право на пенсию по старости у Васильева М.В. в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на дату обращения отсутствует.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении N 403-О от 11 июля 2006 года, из приведенных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их взаимосвязи следует, что величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определённой степени носит компенсационный характер.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо оттого, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией и назначение данного вида пенсии по двум зонам - это одно и тоже основание.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в период времени с 26.08.2014 по 20.10.2015 Васильев М.В. проживал в зоне отселения (1 год 01 месяц 25 дней), что дает право на снижение пенсионного возраста на 6 месяцев. С 10.04.1993 по 17.01.2014 проживал в зоне проживания с правом на отселение (20 лет 09 месяцев 08 дней). С 21.10.2015 по настоящее время проживает в зоне проживания с правом на отселение (07 лет 03 месяца 04 дней). Фактический период проживания в зоне с правом на отселение составляет 28 лет 12 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, что не оспорено ответчиком.

Таким образом, исходя из положений, установленных ст. 33 и ст. 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Васильев М.В. с учётом проживания в двух зонах радиоактивного загрязнения, при наличии необходимого страхового стажа работы, имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию.

В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования и признает право истца на досрочное назначение государственной пенсии по старости с 20 января 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Васильева М.В. (паспорт 15 12 , выдан 24.07.2013 ТП УФМС России по Брянской обл.) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОГРН 1023202737062) о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости, удовлетворить.

Признать за Васильевым М.В. право с 20.01.2023 на досрочное назначение государственной пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст. 33, 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом периода проживания (работы) Васильева М.В. в зоне отселения с 26.08.2014 по 20.10.2015; в зоне с правом на отселение с 10.04.1993 по 17.01.2014; с 21.10.2015 по настоящее время.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить и выплачивать Васильеву М.В. досрочную государственную пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со снижением пенсионного возраста выхода на пенсию по нормам Закона Российской Федерации от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию согласно ст.ст. 33, 35 с 20.01.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Гусейнова Н.И.

Мотивированное решение изготовлено 31.03.2023 года.

2-277/2023 ~ М-143/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Михаил Васильевич
Ответчики
ОСФР по Брянской области
Другие
Ефремова Марина Владимировна
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Гусейнова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
novozibkovsky--brj.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Подготовка дела (собеседование)
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Дело оформлено
05.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее