Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-116/2024 (2-658/2023;) ~ М-592/2023 от 27.12.2023

Дело № 2-116/2024

(УИД 24RS0027-01-2023-000894-57)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2024 года                                                                   город Кодинск

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                       Гарбуза Г.С.,

при секретаре                                                      Мисюркеевой С.А.,

с участием: представителя истца – помощника прокурора Кежемского района Тюрина И.Ю.,

представителя ответчика администрации Кежемского района Беликовой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023,

представителя соответчика администрации Заледеевского сельсовета Главы сельсовета Шатуновой К.В., действующей на основании Решения № 14-1 от 13.04.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-116/2024 по исковому заявлению заместителя прокурора Кежемского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к администрации Кежемского района, администрации Заледеевского сельсовета о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Кежемского района Алексанина И.В. обратилась в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц в суд с иском к ответчику, в котором просит возложить на администрацию Кежемского района обязанность произвести очистку от твёрдых коммунальных отходов земельных участков, расположенных в водоохранной зоне реки Ангара в координатах: 58.635097, 98.717903, площадью около 3800 м2, 58.633505, 98.715209, площадью около 5000 м2, 58.632937, 98.711915, площадью около 2200 м2, – не позднее 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Определением от 12.03.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Заледеевского сельсовета.

     В обоснование своих требований заместитель прокурора указывает на то, что в ходе осуществления надзорных мероприятий установлены нарушения прав граждан Кежемского района Красноярского края на благоприятную окружающую среду. В ходе проверки установлено, что на территории водоохранной зоны р. Ангара в районе 1,3-1,75 км автодороги «Климино-Хребтовый» на трёх участках: в координатах 58.635097, 98.717903 площадью около 3800 кв.м.; в координатах 58.633505, 98.715209 площадью около 5000 кв.м.; в координатах 58.632937, 98.711915 площадью около 2200 кв.м., зафиксированы факты захламления водоохранной зоны р. Ангара твёрдыми коммунальными отходами. 26.06.2023 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес администрации Кежемского района направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 02-2/15/10349. Контрольным мероприятием от 07.09.2023 установлено, что свалка не ликвидирована, предостережение ЕМУ Росприроднадзора от 26.06.2023 не исполнено. Невыполнение ответчиком требований законодательства приводит к нарушению права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кежемского района Тюрин И.Ю. поддержал исковые требования. Учитывая, что свалки находятся в границах водоохранных зон, и они территориально расположены в Заледеевском сельсовете, то обязанность по очистке земельных участков от твёрдых коммунальных отходов должна быть возложена на администрацию Заледеевского сельсовета. Дополнительно пояснил, что срок для исполнения решения – 5 месяцев – является достаточным для устранения выявленных нарушений, при этом ответчики не лишены возможности произвести очистку земельных участков от твёрдых коммунальных отходов в добровольном порядке, без предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение.

Представитель ответчика администрации Кежемского района Беликова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала ранее представленные письменные возражения на иск (л.д. 119-122) и дополнения к ним (л.д. 152-155), и объяснила суду, что иск предъявлен к администрации Кежемского района необоснованно, ввиду того, что в предостережении Росприроднадзора о недопустимости нарушения законодательства была изначально указана неверная информация в части субъекта контроля, в отношении которого была проведена проверка, так и в части того, что первоначально прокуратурой указывалось, что территория, на которой обнаружена свалка, якобы не разграничена, тогда как в действительности несанкционированное размещение отходов находится на земельных участках, которые находятся в Заледеевском сельсовете. Администрация Кежемского района неоднократно предоставляла прокуратуре информацию о том, что захламление территории будет ликвидировано. Иск прокуратуры, полагала, заявлен преждевременно, поскольку в администрации Кежемского района уже разработана программа по ликвидации свалки, и до 31.12.2024 года она будет осуществлена. Целевые денежные средства в размере 100’000’000 рублей уже поступили на счёт в конце марта 2024 года. При этом в кратчайшие сроки провести аукцион и заключить контракт не представляется возможным ввиду закреплённой Федеральным законом № 44-ФЗ соответствующей процедуры.

Представитель соответчика администрации Заледеевского сельсовета Шатунова К.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Не оспаривала, что свалка находится в границах МО Заледеевский сельсовет, и что работники Росприроднадзора приезжали с проверкой в июне 2023 года, однако, никаких предостережений администрация Заледеевского сельсовета не получала. О существовании свалки, которая, полагает, возникла по вине жителей соседнего посёлка Хребтовый, в Росприроднадзор сообщила как раз администрация Заледеевского сельсовета.

Представитель третьего лица Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании не участвовал. Извещены надлежащим образом, представили ответ на запрос суда.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и письменные возражения представителя ответчика, исследовав представленную для обозрения Карту градостроительного зонирования зон с особыми использованиями территорий, суд пришёл к выводам, что заявленные заместителем прокурора исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности, проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твёрдые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 08.06.2015), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Обеспечиваемые за счёт средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке, установленном названным Федеральным Законом.

Из материалов гражданского дела следует, что ответчик администрация Заледеевского сельсовета Кежемского района Красноярского края зарегистрирована в качестве юридического лица 31.12.2002 года (ОГРН 1022400830242).

    В ходе проверки, проведенной 09.06.2023 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, выявлены нарушения природоохранного законодательства. В водоохранной зоне р. Ангара на 1,3-1,75 км автодороги Климино-Хребтовый (Кежемский район) с левой стороны зафиксировано захламление территории твёрдыми коммунальными отходами (далее ТКО) на трёх участках:

    - в координатах 58.635097 СШ, 98.717903 ВД, площадью около 3800 кв.м.;

    - в координатах 58.633505 СШ, 98.715209 ВД, площадью около 5000 кв.м.;

    - в координатах 58.632937 СШ, 98.711915 ВД, площадью около 2200 кв.м.

Из представленных фотографий видно, что свалка представляет собой скопление большого количества ТКО (л.д. 9-10).

26.06.2023 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в адрес администрации Кежемского района (оборот л.д.10-11).

02.10.2023 Актом выездного обследования №В-923/6 зафиксировано, что выявленные ранее нарушения не устранены (оборот л.д.12, л.д.13-15).

В ответ на требование заместителя прокурора Кежемского района Глава Кежемского района указывает на то, что на территории района действует муниципальная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов на территории Кежемского района», которая утверждена Постановлением администрации Кежемского района от 15.10.2013 №1198-п. В указанную программу в соответствии с изменениями, внесёнными в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», включена подпрограмма – «Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов». В рамках указанной программы проведена работа по составлению локально-сметного расчёта. Ликвидация свалки запланирована на 2024 год за счёт средств, поступающих в бюджет Кежемского района в качестве экологических платежей (л.д.16).

Согласно ответу Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора на запрос суда участки захламления в районе 1,3-1,75 км автодороги Климино-Хребтовый в координатах 58.635097, 98.717903; 58.633505, 98.715209; 58.632937, 98.711915 расположены в водоохранной зоне р. Ангара (на расстоянии от 140 до 190 м от уреза воды) (л.д.28). На это обстоятельство обратил внимание помощник прокурора как на доказательство, подтверждающее обоснованность заявленных исковых требований.

Суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств приходит к выводам о том, что ответчиком администрацией Заледеевского сельсовета Кежемского района допущены нарушения в области природоохранного законодательства, которые подлежат устранению этим ответчиком.

Таким образом, принимая во внимание, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения администрацией Заледеевского сельсовета Кежемского района до настоящего времени не устранены, суд считает, что на этого ответчика следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений закона, а соответствующие доводы представителя Шатуновой К.В., в которых она сообщила, что администрация Заледеевского сельсовета не получала предостережения, – суд отклоняет, поскольку в судебном заседании было достоверно установлено, что отходы размещены на земельных участках с вышеуказанными координатами, которые относятся к Заледеевскому сельсовету, следовательно на данном ответчике лежит обязанность по очистке территории от твёрдых коммунальных отходов.

Законных оснований для возложения обязанности произвести очистку от коммунальных отходов вышеуказанных участков на администрацию Кежемского района суд с учётом представленных доказательств не находит.

Одновременно с этим, срок, в течение которого суд находит возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения, представляется разумным установить – в течение 5 месяцев после вступления решения в законную силу. Такой срок в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд находит достаточным и позволяющим исполнить данные требования заместителя прокурора в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Кежемского района к администрации Заледеевского сельсовета Кежемского района о возложении обязанности удовлетворить. Обязать администрацию Заледеевского сельсовета Кежемского района (ОГРН 1022400830242, ИНН 2420004241) провести очистку от твёрдых коммунальных отходов участков, расположенных в водоохранной зоне р. Ангара:

    - в координатах 58.635097, 98.717903, площадью около 3800 кв.м.;

    - в координатах 58.633505, 98.715209, площадью около 5000 кв.м.;

    - в координатах 58.632937, 98.711915, площадью около 2200 кв.м.,

в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, – в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к администрации Кежемского района – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (05 апреля 2024 года), путём подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.

       Председательствующий                                                       Г.С. Гарбуз

2-116/2024 (2-658/2023;) ~ М-592/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кежемского района
Ответчики
Администрация Кежемского района
МО "Заледеевский сельсовет
Другие
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Кежемский районный суд Красноярского края
Судья
Гарбуз Г.С.
Дело на сайте суда
kegma--krk.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2024Предварительное судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее