Дело № 2-119/2023
УИД 05RS0022-01-2023-000043-52
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 10 марта 2023 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Шамиловой Д.М., при секретаре Раджабовой А.М., с участием: представителя истца Зубаирова З.У.– Меджидова А.А., действующего на основании доверенности №05АА3217768 от 31.10.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗубаироваЗакарьиУмахановича к Государственному УчреждениюФонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан о признании незаконным решения в назначении досрочной страховой пенсии с даты обращения,
УСТАНОВИЛ:
Меджидов А.А. обратилась в Кизилюртовский городской суд РД в интересах Зубаирова З.У. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в котором просит: Признать незаконными действия (бездействия), ответчика, при рассмотрении заявления Зубаирова З.У., от 19.08.2021 года об установлении пенсии; Признать незаконным решение ответчика о назначении пенсию Зубаирова З.У. по его заявлению 19.08.2021 года с 23.08.2022 года.; Обязать ответчика выплатить пенсию Зубаирову З.У с 19.08.2021 года (с момента обращения) по 23.08.2022 год
В обосновании иска указал, что 19. 08.2021 года Истец обратился к Ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (далее пенсии) в соответствии со ст. 8, п.20. ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(далее закона), как лицо, осуществлявший лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Право на назначение пенсии по данному основанию у истца возникла 18.03.2021 года.В качестве доказательств наличия оснований для назначения страховой пенсии по старости к заявлению были приложена трудовая книжка № от 21 октября 1997 года
Ответчиком заявление Зубаирова З.У. о назначении от 19.08.2021 года рассмотрено только 19.08.2022 и ему назначена пенсия с 23.08.2022 года.
По его мнению, действия (бездействия) ответчика в рассмотрении заявления истца о назначении пенсии от 19.08.2021 года только 19.08.2022 года и назначение пенсии с 23.08.2022 года являются незаконным, так как:
-В соответствии части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
-В соответствии с действующим законодательством его заявление об установлении пенсии должно было быть рассмотрено в срок не позднее 10 рабочих дней, а рассматривалось один год.
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Ответчиком в соответствии с действующим законодательством пенсия Зубаирову З.У. по его заявлению от 19.08.2021 года должна была быть рассмотрено до 30.09.2021 года и назначено с 19.08.2021 года.
Согласно ч. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могутобжалованы в вышестоящий пенсионный орган (поотношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.В вышестоящий орган решение ответчика не обжаловано.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом за представление интересов в судепредставителю оплачено - 30 000 рублей, при принятии решения суда в его пользу прошу суд взыскать судебные расходы с ответчика.
Представитель истца Меджидов А.А. в ходе судебного заседания уточнил наименование ответчика, объяснив, что онподдержал исковые требования и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Зубаиров З.У. извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явился, представитель истца подтвердил его надлежащее извещение, объяснив, что последний просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ ОПФР по РД дважды не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом.Подтверждений наличия уважительных причин неявки и ходатайства об отложении рассмотрения дела, от них не поступило.
В соответствие со ст.233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу п. 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Судом установлено, что Зубаиров З.У. 19.08.2021 года обратился в Управление ОПФР по РД в г. Кизилюрт и Кизилюртовском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии со ст. 8, п.20. ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(далее закона), как лицо, осуществлявший лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Из представленного истцом заявления, следует, что он обратился с заявлением о назначении пенсии в отделение пенсионного фонда 19 августа 2021 года.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Ответчиком не представлено в суд пенсионное дело в отношении Зубаирова З.У., несмотря на указание о необходимости его предоставления, для проверки принятия и регистрации заявления истца о назначении ему пенсии.
Истцом представлено письменное пояснение от 23.08.2022 г., в котором указано, что назначение пенсии не было осуществлено вовремя на Зубаирова З.А., так как не поступил ответ на запрос с Ботлихского района (запрос №38 от 19.08.2022 г.). Подписано указанное пояснение Гитиновым А.Н., как объяснил представитель истца, являющегося работником Отделения Пенсионного фонда.
Как следует записям из трудовой книжки №, первично заполненной от ДД.ММ.ГГГГ: Зубаиров З.У. с <данные изъяты> от 18.03.1996принят на работу зав. м\н и <данные изъяты>. Согласно Приказа МЗ РД №10-П от 22.01.2007 года передан в состав <данные изъяты> Приказом №5 от 31 января 2007 г. с 01.01.2007 г.. На основании Приказа № 10-П от 22.01.2007года МЗ РД принят на работу зав. <данные изъяты>. На основании постановления правительства РД от 30.12.2011года № 532 <данные изъяты> с 01.01.2012 года переведен в <данные изъяты>
Из справки №100-22-003-7811-0614 от 14 ноября 2022 о назначенных пенсиях и социальных выплатах г. следует, что Зубаиров З.У. 02.08.1972 года рождения, назначена пенсия с 23.08. 2022 года.
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
В п. 31 Правил N 884и установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений, следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, с указанием перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечня недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Сведений о том, что пенсионным органом разъяснялась необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов, материалы дела не содержат.Судом учтено, что пенсионным органом были предприняты действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, при этом, пенсионный орган правом по приостановлению срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, как предусмотрено в п. 34 Правил обращения, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. N 884н, не воспользовался.
Разрешая спор и определяя дату перерасчета, суд учитывает, что поскольку истцу не отказано в назначении пенсии, при обращении к ответчику о назначении пенсии, Зубаиров З.У. приложил к заявлению все необходимые документы, возникшие у ответчика впоследствии сомнения в записях трудовой книжки, явившиеся основанием для проверки стажа, не свидетельствуют о предоставлении истцом не полного перечня документов необходимых для назначения трудовой пенсии по старости. Доказательств обратного ответчик не представил.
Истец обратился в ОУПФР по РД в г. Кизилюрт и Кизилюртовском районе с заявлением о назначении ему страховой пенсии с 19.08.2021 года. Установив, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости имелись все условия для назначения пенсии Зубаирова З.У. в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, чего не было сделано ввиду несоблюдения пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии постарости, а также отсутствие у заявителя необходимых сведений, подтверждающих право на пенсию, и невозможность их представления их по независящим от него причинам, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете пенсии с даты первичного обращения, в чем заявителю отказано при его обращении в пенсионный орган.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ИскЗубаироваЗакарьиУмахановича к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, удовлетворить.
Признать незаконными действия (бездействия) Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда, при рассмотрении заявления ЗубаироваЗакарьиУмахановича, от 19.08.2021 года об установлении пенсии;
Признать незаконным решение ответчика о назначении пенсию ЗубаировуЗакарьиУмахановича по его заявлению 19.08.2021 года с 23.08.2022 года.;
Обязать ответчика выплатить пенсию ЗубаировуЗакарьеУмахановичу
с 19.08.2021 года (с момента обращения) по 23.08.2022 год.
Ответчик вправе подать в Кизилюртовский городской суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий