Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-309/2021 от 24.06.2021

Судья Бахорина М.А.

№21-309/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

04 августа 2021 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу акционерного общества «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 15 марта 2021 г. и решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

на основании постановления должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 15 марта 2021 г., оставленного без изменения решением судьи Кондопожского городского суда РК от 21 мая 2021 г., АО «Кондопожский ЦБК» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник АО «Кондопожский ЦБК» фио1 просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием в сложившейся ситуации события и состава инкриминируемого деяния или признанием совершенного правонарушения малозначительным либо изменить их путем назначения наказания в виде предупреждения.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В ст.8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ).

Согласно пп.1, 5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Исходя из ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В силу требований пп.1, 2 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной п.1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (п.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Из положений ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии с подп.«г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 №380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

В приказе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в этих водных объектах.

Из материалов дела следует, что в целях сброса сточных вод решением Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 13 мая 2019 г. №10-01.04.01.006-0-РСВХ-Т-2019-02960/00 (зарегистрировано в государственном водном реестре 13 мая 2019 г.) АО «Кондопожский ЦБК» на период с 13 мая 2019 г. по 31 декабря 2022 г. в водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов предоставлено Онежское озеро (водоем высшей категории рыбохозяйственного значения) при условии возврата воды в водный объект (в подп.12 п.2.3 определены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в месте сброса сточных вод).

Исходя из положений подп.8, 20 п.2.3 упомянутого решения, сброс сточных вод осуществляется с использованием, в том числе, следующих водоотводящих сооружений: выпуск №3 - объединенный выпуск недостаточно-очищенных производственных сточных вод АО «Кондопожский ЦБК» - цех (участок) биологической очистки промышленных стоков (БОПС), участок биологической очистки хозяйственно-бытовых стоков (БОС).

В процессе водопользования предприятие обязано ежеквартально представлять в контролирующий орган отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результат учета объема сброса сточных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в месте сброса сточных вод.

Во исполнение норм специального законодательства АО «Кондопожский ЦБК» за четвертый квартал 2020 г. (форма 3.3) в уполномоченный орган представлены требующиеся сведения, при изучении которых было выявлено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в месте сброса сточных вод по следующим показателям: БПК полн. - 15,616 мг/дм3 при предельно допустимых 3,0 мг/дм3; взвешенных веществ - 23,022 мг/дм3 при предельно допустимых 2,75 мг/дм3; лигносульфоната натрия - 18,862 мг/дм3 при предельно допустимых 2,0 мг/дм3; железа - 0,234 мг/дм3 при предельно допустимых 0,1 мг/дм3.

В рамках проверки представленных водопользователем данных при этом установлено, что в процессе деятельности хозяйствующего субъекта не проводится должный контроль качества сточных вод на выпуске в водный объект рыбохозяйственного значения и поверхностных вод в месте сброса сточных вод в соответствии с условиями решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Должностным лицом выявлено, что точки отбора проб воды и географические координаты места сброса сточных вод по выпуску №3, определенные в Программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и водоохранной зоной, не соответствуют установленному решением о предоставлении водного объекта в пользование месту сброса сточных вод, анализу подвергнута сточная вода из промежуточных звеньев (БОПС и БОС) в системе очистки и их выпуска.

В связи с обнаружением факта нарушения требований законодательства в затронутой сфере постановлением уполномоченного должностного лица от 15 марта 2021 г. АО «Кондопожский ЦБК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии в данном случае события и квалифицирующих признаков состава выявленного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах и собранных по делу доказательствах в их совокупности.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения лица к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, доказательств объективной невозможности соблюдения предприятием требований специального законодательства не представлено.

Доводы жалобы, сводящиеся к отсутствию события и состава вменяемого деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей правильно установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, применительно к заложенной в этой норме диспозиции, сути выявленного нарушения и возложенным на водопользователя обязанностям.

Ссылка в жалобе на несоответствие некоторых данных, содержащихся в решении о предоставлении водного объекта в пользование и Программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и водоохранной зоной, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении настоящего дела ошибке. В данном случае направленные водопользователем сведения лабораторных исследований и вычислений не подтверждают факт выполнения установленной обязанности по представлению в контролирующий орган результатов качества сточных вод на выпуске в водный объект и результатов учета качества поверхностных вод в месте сброса сточных вод.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования; целями этой нормы являются охрана объектов животного мира и водных биологических ресурсов с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных.

С учетом положений ч.2 ст.3.4 КоАП РФ и обстоятельств содеянного правовых оснований для изменения состоявшихся по делу актов путем назначения наказания в виде предупреждения не имеется.

При определении административного наказания должностным лицом в полной мере учтен характер и степень потенциальной опасности совершенного деяния, назначенное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст.3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении одним из предметов исследования явился также вопрос о возможности освобождения юридического лица от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, и выводы субъектов административной юрисдикции об отсутствии в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых правоотношений и конкретных обстоятельств дела основаны на правильном толковании положений указанной правовой нормы и разъяснения органа высшей судебной власти, отраженного в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом, при принятии должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении и при пересмотре его судьей все фактические обстоятельства данного дела установлены полно и всесторонне, имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ и им дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие подателя жалобы с изложенными в состоявшихся по делу актах выводами, основанными на правильном толковании и применении положений КоАП РФ и действующего законодательства в затронутой сфере, основанием для отмены либо изменения обжалуемых актов не является.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 15 марта 2021 г. и решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова

21-309/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
АО "Кондопожский ЦБК"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

КоАП: ст. 8.33

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
25.06.2021Материалы переданы в производство судье
04.08.2021Судебное заседание
05.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее