Судья: Романюк Л.А. Дело № 77-241(48)/2024
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2024 года г. Омск
Судья Омского областного судаПархоменко Г.Л., при секретаре Манукян Н.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Бенке С.В. на постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 9 апреля 2024 года, вынесенное в отношении Бенке Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Куйбышевского районного суда г. Омска от 9 апреля 2024 года Бенке С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. До исполнения постановления в части назначенного дополнительного наказания Бенке С.В. помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Омской области.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, Бенке С.В. просит постановление судьи Куйбышевского районного суда г.Омска отменить, с учетом наличия обстоятельств, предусмотренных статьями 2,9, 24.5 КоАП РФ, а также в силу недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, и истечения срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу прекратить. Указывает, что приехал из Германии в Российскую Федерацию, руководимый исключительно патриотическими чувствами, в целях поддержать СВО и быть полезным России. Когда оказался в России обратился за получением статуса беженца из-за политического преследования в Германии за приверженность России и поддержку СВО. Также принимал меры к узакониванию своего пребывания. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ не доказана. Вменяемое ему административное правонарушение не причинило существенного вреда общественным отношениям и не создало реальной угрозы его причинения. Ссылается, что нарушено его право на защиту, т.к. он нуждался в помощи защитника, и услугах переводчика. Считает, что что срок давности привлечения его к административной ответственности истек. Полагает, что необходимость в назначении дополнительного наказания в виде его выдворения, отсутствовала. В постановлении суда вывод о необходимости такой крайней меры как административное выдворение ничем не мотивирован.
В судебном заседании Бенке С.В. и его защитники Кобзев Ю.А., Васлонович О.В. по доверенности, поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Бенке С.В. дополнительно указал, что на сегодняшний день документов, разрешающих законное пребывание на территории Российской Федерации не имеет, в органы УФМС не обращался, близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации нет, с Васлонович О.В. брак не зарегистрирован.
Начальник ОВМ ОМВД России по Омской области Варнавский М.Н. (должностное лицо полиции, составившее протокол об административном правонарушении) выразил согласие с постановлением судьи районного суда. Пояснил, что Бенке С.В. въехал в Российскую Федерацию 6 января 2023 года на срок до 10 марта 2023 года, до 10 марта 2023 года с территории РФ не выехал и не легализовался, статус беженца, РВП, ВНЖ не оформлял, в органы УФМС не обращался. Сведений о том, что в отношении Бенке С.В. ведется политическое преследование, или что им подано заявление о присвоении статуса беженца в информационных базах УМВД России не содержится. Участие лица в волонтерской деятельности не может служить основанием для его освобождения от административной или уголовной ответственности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заявителя и его защитников, должностное лицо административного органа, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство, разрешения на временное проживание или разрешения на временное проживание в целях получения образования (ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, 9 апреля 2024 года в 11 часов 10 минут по адресу: г. Омск, <...> <...>, выявлен иностранный гражданин - гражданин Германии – Бенке Сергей Владимирович, 15 апреля 1973 года рождения, прибывший на территорию Российской Федерации 6 января 2023 года по многократной туристической визе №24 3670361, сроком действия до 10 марта 2023 года, который нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, и добровольно не выехал с территории Российской Федерации в срок до 10 марта 2023 года, проживал на территории Российской Федерации с 11 марта 2023 года незаконно, тем самым нарушил требования Федерального закона № 115-ФЗ.
Обстоятельства дела и виновность Бенке С.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 9 апреля 2024 года (л.д. 1-3); рапортом старшего инспектора ОИК УВМ УМВД России по Омской области (л.д. 4); объяснениями Бенке С.В., данными при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 2); копией паспорта гражданина Германии Бенке С.В. (л.д.2); данными информационных баз УМВД России по Омской области (л.д. 15-17, 18-24); копией миграционной карты (л.д.12); судебными показаниями Бенке С.В. (л.д. 54), оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 9 апреля 2024 года отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, и позволяет установить событие административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении требования статьи 24.1 названного Кодекса выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Бенке С.В. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Деяние Бенке С.В. правильно квалифицировано судьей районного суда по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, судьей районного суда верно установлен факт незаконного пребывания гражданина Германии Бенке С.В. на территории Российской Федерации и его уклонение от выезда по истечении срока действия визы.
Мотивы по которым Бенке С.В. не выехал с территории Российской Федерации, выводы судьи о виновности Бенки С.В. в совершении административного правонарушения не опровергают и не могут служить основанием для его освобождения за содеянное.
Представленные Бенке С.В дополнительные доказательства не свидетельствуют об отсутствии в действиях Бенке С.В. состава административного правонарушения.
Фактические обстоятельства установлены правильно.
Указание судьей районного суда в тексте постановления о том, что Бенке С.В. не добровольно не выехал с территории Российской Федерации, является явной технической опиской, которая подлежит устранению в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ, и не ставит под сомнение законность оспариваемого акта судьи районного суда.
Вопреки доводам жалобы, законность привлечения Бенке С.В. к административной ответственности сомнений не вызывает, его действия квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации, а доводы настоящей жалобы установленные судьей обстоятельства и выводы о его виновности в совершении данного противоправного деяния не опровергают.
Доводы жалобы о нарушении права Бенке С.В. на защиту ввиду неоказания ему услуг переводчика и предоставления защитника, подлежат отклонению.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 9 апреля 2024 года следует, что Бенке С.В. его процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ, в том числе его право пользоваться услугами переводчика, защитника были разъяснены, однако он указал, что владеет русским языком, и собственноручно на русском языке написал, что в услугах переводчика не нуждается, удостоверив данную запись личной подписью.
В судебном заседании судьей районного суда также были Бенке С.В. разъяснены его процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, на отдельном бланке Бенке С.В. собственноручно написал о том, что в услугах переводчика и защитника не нуждается(л.д.55).
Ходатайств, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела о нуждаемости в переводчике или защитнике Бенке С.В. не заявлял, указывал на владение русским языком, отсутствии необходимости в услугах переводчика и защитника.
Бенке С.В. в суде первой инстанции на поставленные вопросы отвечал на русском языке, процессуальные права им были реализованы в полном объеме.
Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Нарушений конституционных и процессуальных прав Бенке С.В., а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не выявлено.
Право Бенке С.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Доводы Бенке С.В. и стороны защиты об истечении срока давности привлечения к административной ответственности также подлежат отклонению, ввиду следующего.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (абзац второй пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно представленным материалам, совершенное Бенке С.В. административное правонарушение является длящимся, поскольку было выражено в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанности выехать из Российской Федерации.
Вмененное Бенке С.В. противоправное деяние было обнаружено 9 апреля 2024 года.
Постановление о привлечении Бенке С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Бенке С.В. назначено судом в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (признание вины, совершение правонарушения впервые), а также при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
По настоящему делу права Бенке С.В. были соблюдены, обстоятельства, послужившие основанием для принятия в отношении него решения о выдворении за пределы Российской Федерации, судом были установлены и подтверждены материалами дела.
Бенке С.В. длительное время пребывал на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, на протяжении длительного периода каких-либо действий, направленных на исполнение требований миграционного законодательства, не предпринял, от выезда из Российской Федерации уклонился.
Назначение Бенке С.В. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации вопреки доводам жалобы, мотивировано судьей, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, и не противоречат положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 ноября 1950 г.).
Доводы Бенке С.В. о том, что вмененное ему деяние является малозначительным, обоснованными признать нельзя.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований признать совершенное Бенке С.В. административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, вопреки позиции заявителя, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона в ходе производства по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1.1 ░░. 18.8 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░