Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-240/2024 ~ М-183/2024 от 19.04.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июня 2024 года Елецкий районный суд Липецкой области в составе

Председательствующего судьи Рыжковой О.В.

При секретаре Пендюриной А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №2-240/2024 по иску Лыкова Юрия Георгиевича и Лыковой Ларисы Владимировны к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области и администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Лыков Ю.Г. и Лыкова Л.В. обратились в суд с иском к администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на перепланированную квартиру, расположенную по адресу д. <адрес>. В обоснование иска сослались на то, что проживают в указанной выше квартире, предоставленной Лыкову Ю.Г. решением профкома совхоза «Воронецкий» от 24.06.1992 г. В целях благоустройства жилого помещения они демонтировали перегородку, разделявшие прихожую на два помещения. Однако, никаких документов не оформляли. В настоящее время они пожелали приватизировать квартиру, однако, им отказано в «узаконении» самовольной перепланировки, кроме того, квартира не значится в реестрах муниципальной и государственной собственности.

По инициативе суда соответчиком по делу привлечена администрация Елецкого муниципального района Липецкой области.

В судебном заседании истцы Лыков Ю.Г. и Лыкова Л.В. поддержали иск.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились. Администрация Елецкого муниципального района в письменном отзыве на иск указала, что не возражает против его удовлетворения.

Выслушав истцов и их представителя адвоката Хоренко Н.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ «самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 26 ЖК РФ».

Согласно п. 3 и п. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ «собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В судебном заседании установлено, что истцы Лыков Ю.Г. и Лыкова Л.В. проживают в трехкомнатой квартире по адресу д. <адрес>, которая предоставлена Лыкову Ю.Г. решением профкома совхоза «Воронецкий» от 24.06.1992 г.

Типовой договор найма жилого помещения от 20.02.2007 г. заключен МУП «<адрес>» администрации Елецкого района и Лыковым Ю.Г.

Квартира значится на кадастровом учете с 2012 г., ее учтенная площадь 68,5 кв.м.

В целях благоустройства жилого помещения истцами демонтирована перегородка, разделявшая прихожую на два помещения. План квартиры до и после перепланировки приведен в техническом паспорте квартиры по состоянию на 10.10.2022 г. Фактическая площадь квартиры составляет 78,7 кв.м.

Во внесудебном порядке истцам отказано в согласовании самовольной перепланировки.

По результатам обследования технического состояния жилого помещения, проведенного ООО «<адрес>» 21.10.2022 г., демонтированная деревянная перегородка с дверным проемом, обшитая листами ДВП по брусу сечением 50х50 мм, в результате чего образовалось помещение площадью 11,1 кв.м. (коридор), не затрагивает конструктивные характеристики здания, не снижает прочностные характеристики несущих стен, не оказывает влияния на жесткость и пространственную устойчивость дома в целом.

Угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом доме <адрес> проведенная перепланировка квартиры №2 не несет.

ООО «Елецгеодезия» является членом саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.

Также истцы предприняли меры по согласованию сохранения квартиры в перепланированном состоянии с соответствующими службами Елецкого района (отдел надзорной деятельности МЧС России, Управление Росреестра по Липецкой области, АО «Газпром газораспределение Липецк», ОГУП «Елецводоканал», ОАО «МРСК-Центра и пр.), в подтверждение чему имеется соответствующий паспорт.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» квартира соответствует требованиям п.п.127, 130 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Анализ представленных истцами и исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что перепланировка квартиры выполнена в целях благоустройства жилого помещения. Эти работы соответствуют строительным нормам, права и законные интересы граждан не нарушаются, угрозы их жизни или здоровью нет.

В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно ст.7,11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Верховный суд РФ в своем Обзоре за второй квартал 2005 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005г.) разъяснил, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Впоследствии Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.06.2006 N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой указал, что и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

Истцы – граждане Российской Федерации, зарегистрированы в жилом помещении, оно пригодно к эксплуатации, ранее Лыковы не принимали участия в приватизации жилья на территории Липецкой области.

Единственным препятствием к передаче жилого помещения, занимаемого истцами на условиям социального найма, в их собственность является отсутствие правообладателя объекта недвижимости.

В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 1 Приложения 3 к настоящему Постановлению, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Таким образом, жилой фонд совхоза, а впоследствии СХПК «Воронецкий», должен был быть передан в муниципальную собственность Елецкого района.

Тот факт, что эта процедура не осуществлена, не может ограничивать право на приватизацию жилых помещений гражданами, занимающими их на законных основаниях.

Согласно Уставу Елецкого муниципального района администрация района осуществляет обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Поскольку формально нет субъекта, который от своего имени мог бы распорядиться квартирой в жилом доме <адрес>, передав ее в собственность проживающих в нем гражданин, истцы совершенно обоснованно обратились в суд с настоящим иском.

Однако их требования должны быть предъявлены к тому ответчику, с которым по ранее действовавшему и настоящему законодательству мог быть заключен договор передачи квартиры в собственность. При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу является администрация Елецкого муниципального района. Правовых оснований для предъявления того же иска к администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29 ЖК РФ, ст. 218 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Лыкова Юрия Георгиевича и Лыковой Ларисы Владимировны к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области удовлетворить: сохранить помещение, кадастровый номер , местоположение <адрес>, назначение - жилое, наименование - квартира в перепланированном состоянии площадью 78,7 кв.м.

Признать за Лыковым Юрием Георгиевичем и Лыковой Ларисой Владимировной право собственности на указанное выше жилое помещение, в равных долях, по ?.

В удовлетворении того же иска к администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Лыкову Ю.Г. и Лыковой Л.В. отказать.

Решение является основанием для кадастрового учета и регистрации права собственности истцов в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2024 г.

Судья -

2-240/2024 ~ М-183/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лыкова Лариса Владимировна
Лыков Юрий Георгиевич
Ответчики
Администрация с/п Воронецкий сельсовет
Администрация Елецкого муниципального района
Суд
Елецкий районный суд Липецкой области
Судья
Рыжкова О.В.
Дело на сайте суда
eletsraisud--lpk.sudrf.ru
19.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2024Передача материалов судье
26.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее