Дело № 12-139/2022
РЕШЕНИЕ
г. Иваново 2 июня 2022 года
Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Вермишян А.О.,
с участием представителя ОАО «РИАТ» Дроздовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ОАО «РИАТ» Дроздовой О.В. на постановление Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № 06-18/22/6-5 /47 от 8 апреля 2022 года о привлечении ОАО «РИАТ» к административной ответственности за совершении правонарушений, предусмотренных частями 1,7,9 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.
установил:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущим специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям Розановой Н.В. ОАО «РИАТ» привлечено к административной ответственности по частям 1,7,9 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Должностным лицом установлено, что в результате проведенной плановой, выездной проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ОАО «РИАТ» выявлены нарушения:
1. В соответствии с договором аренды от 12.09.2014 г. с учетом соглашений об изменения условий договора аренды № 1 от 20.04.2017; № 3 от 04.12.2017 г.; № 4 от 01.03.2018 г.; № 5 от 09.08.2018 г.; соглашения № 6 от 13.12.2018 г. ООО «Растениеводческое хозяйство Родина» (арендодатель) передало в аренду ОАО «РИАТ» (арендатор) объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 16.
На земельном участке с кадастровым номером 37:24:040228:134 в районе котельной размещаются куча снега со строительным мусором примерно 6 куб.м. Согласно декларации о воздействии на окружающую среду, представленной ОАО «РИАТ», в результате деятельности Общества образуется мусор от сноса и разборки зданий несортированный (строительный мусор). В соответствии с ПНООЛР место накопление не предусмотрено. В соответствии с вышеуказанной декларацией, данный отход должен вывозиться на объект размещения отходов в ГРОРО 37-00015-3-00592-250914, а не размещаться на земельном участке в районе котельной Общества.
Кроме того, в районе цеха по производству пива (ООО «Ивановский пивовар») размещаются твердые бытовые отходы (в навале). Также в районе теплицы размещена отработанная стеклянная тара (пузырьки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Исходя из пункта 2, указанной выше статьи Федерального закона №89-ФЗ, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В силу действующих с 31.12.2017 частей 1-3 ст.13.4 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 503 ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно эпидемиологического благополучия населения и иного законодательств РФ. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения» установлено, что в ПНООЛР включаются, в том числе, сведения о местах накопления отходов. В разделе «Сведения о местах накопления отходов» ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и др. объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания размещения, передачи другим хозяйственным субъектам в табличном виде.
Установлено, что места временного накопления ОАО «РИАТ» не соответствуют ПНООЛР, а именно: в нарушении раздела 5 Проекта:
На площадке № 12 согласно проекту:
- стружка черных металлов несортированной незагрязненной должна накапливаться в закрытом металлическом контейнере емкостью 0,9 куб.м.
В действительности, на день проверки у ОАО «РИАТ» стружка черных металлов несортированная незагрязненная была размещена на открытой площадке в открытом контейнере вблизи площадок № 1 и № 2.
На площадке № 11 согласно проекту:
- тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) должна накапливаться в закрытом металлическом контейнере емкостью 0,9 куб.м.
В действительности, на день проверки у ОАО «РИАТ» в емкости для тары из черных металлов помимо нее находились ТБО.
Согласно проекту, площадки № 3; № 4 и № 5 должны быть оборудованы закрытыми металлическими контейнерами.
В действительности, установленные на данных площадках металлические контейнеры, являются открытыми.
Следовательно, в действиях ОАО «РИАТ» выявлены следующие нарушения - временное накопление отходов осуществляется в местах (на площадках) накопления отходов, не соответствующих требованиям законодательства (не соответствуют ПНООЛР), что является нарушением положений ст.13.4 ФЗ-89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
На момент проверки у ОАО «РИАТ» площадки временного накопления отходов не оборудованы согласно ПНООЛР. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административных правонарушениях от 04.03.2022 № 06-18/22/6-5/30.
Нарушены требования ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». За указанное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления). Санкция указанной нормы предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа - на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности.
2. ОАО «РИАТ» эксплуатирует объект II категории негативного воздействия на окружающую среду, а именно производственную площадку, расположенную по адресу: Ивановская область г. Иваново, ул. Парижской Коммуны 16.
Указанный объект поставлен на государственный учет, площадка внесена в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоен код - 24-0137-001400-П.
В соответствии с договором аренды от 12.09.2014 г. с учетом соглашений об изменения условий договора аренды № 1 от 20.04.2017; № 3 от 04.12.2017 г.; № 4 от 01.03.2018 г.; № 5 от 09.08.2018 г.; соглашения № 6 от 13.12.2018 г. ООО «Растениеводческое хозяйство Родина» (арендодатель) передало в аренду ОАО «РИАТ» (арендатор) объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 16.
На земельном участке с кадастровым номером 37:24:040228:134 в районе теплицы размещена отработанная стеклянная тара (пузырьки). В представленной Обществом декларации о воздействие на окружающую среду от 07.02.2020 указание на образования отхода отработанная стеклянная тара (пузырьки) отсутствует. Данная декларация действует в течении 7 лет при отсутствие изменения в технологическом процессе. В ходе проверки Обществом не представлены такие либо доказательства об изменении технологического процесса.
В соответствии со ст.34 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 24 Федерального Закона № 7 -ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно п.1 ст.18 Федерального Закона № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I-II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Поскольку ОАО «РИАТ» эксплуатирует объект II категории на него в силу закона возложена обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.
На момент проверки у ОАО «РИАТ» в декларации о воздействие на окружающую среду в состав которой входит раздел VI «Масса или объем образования и размещения отходов» не учтен отход стеклянная тара, норматив образования не установлен. Административное правонарушение является длящимся и на момент составления протокола его совершения со стороны виновного лица ОАО «РИАТ» не прекращено.
ОАО «РИАТ» осуществляет фактическую деятельность по адресу: г.Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 16. Указанный адрес является местом совершения административного правонарушения. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административных правонарушениях от 04.03.2022 № 06-18/22/6-5/31.
Нарушены требования ст.ст. 24;34 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». За указанное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение). Санкция данной нормы для юридических лиц предусматривает назначение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
3. На земельном участке с кадастровым номером 37:24:040228:134 в районе теплицы размещена отработанная стеклянная тара (пузырьки). Паспорт на указанный отход Обществом не составлен.
В соответствии ст. 14. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее-ФККО), предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В нарушение ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также Приказа Минприроды России от 08.12.2020 г. «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» у ОАО «РИАТ» отсутствует паспорт на отход - отработанная стеклянная тара (пузырьки). Порядок разработки паспорта на отход утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1026,
Согласно п. 7 Порядка № 1026 паспорт отходов, не включенных в ФК.КО должен быть составлен и утвержден юридическим лицом, и не позднее 30 календарных дней со дня подтверждения отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению № 3 к настоящему приказу.
Согласно ФККО в зависимости от наличия и вида загрязнения отход тара стеклянная может быть отнесен как к IV, так и к V классу опасности. Общество обязано было определить класс опасности образующихся отходов путем их паспортизации.
В представленных объяснениях ОАО «РИАТ» утверждает, что отработанная стеклянная тара (пузырьки) обнаруженные между площадкой №1 и №2 относятся к отходу мусор от бытовых офисных помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) и паспорт на мусор от бытовых офисных помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) у ОАО «РИАТ» имеется. Данные доводы не состоятельны в силу следующего. Согласно паспорту отхода мусор от бытовых офисных помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) только 9% от его состава занимает стекло, остальные 81% (целлюлозное волокно (бумага, картон) -12%; дерево-7%; текстильные отходы-8%; кожа, резина-10%; пищевые отходы- 17%; кости-2%; полимерные материалы-15%; металл-10%; строительный мусор-10%). При этом на момент осмотра площадка, оборудованная для хранения отхода мусор от бытовых офисных помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) была пуста. Тогда как отход отработанная стеклянная тара (пузырьки) размещались отдельно, иных отходов среди них не было.
Кроме того, отход в виде стекла который является составной частью отхода мусор от бытовых офисных помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) не может быть использован повторно. При этом отход тара стеклянная законодателем выделяется в отдельный самостоятельный вид отхода не отнесенный к отходу мусор от бытовых офисных помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный). В силу чего подлежит самостоятельной паспортизации.
На момент проверки у ОАО «РИАТ» выявлено нарушение - отсутствует паспорт на отход, что является нарушением положений ст.14 ФЗ-89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», неисполнение обязанности по отнесению отхода производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I- IV классов опасности. На момент проверки у ОАО «РИАТ» выявлено нарушение - отсутствует паспорт на отход, что является нарушением положений ст.14 ФЗ-89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
В жалобе, не оспаривая факт допущенных нарушений, представитель ОАО «РИАТ» указала, что назначая наказание должностным лицом не было учтено, что ранее руководитель ОАР «РИАТ» уже привлечен к административной ответственности за вышеуказанные нарушения к штрафу в размере 20000 рублей, подобные правонарушения допущены ОАО «РИАТ» впервые, носят формальный характер и были устранены на момент вынесения постановления. С учетом изложенного просила полностью или частично освободить от назначенного наказания.
В судебном заседании представитель ОАО «РИАТ» доводы жалобы поддержала.
Иные извещенные о дате и времени рассмотрения жалобы лица в судебное заседание не явились.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о совершении ОАО «РИАТ» административных правонарушений, предусмотренных частями 1,7,9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что у ОАО «РИАТ» имелась возможность для соблюдения требований закона и недопущению выявленных нарушений.
Действия ОАО «РИАТ» квалифицированы по частям 1,7,9 ст. 8.2 КоАП РФ, с чем суд соглашается.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Срок и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Суд соглашается с выводами должностного лица об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и ч. 4.1.1. Ко АП РФ.
Выявленное правонарушение в части не соблюдения требований в области охраны окружающей среды создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности окружающей среды, что исключает в данном случае возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и ст. 2.9 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Вместе с тем, назначая наказание ОАО «РИАТ» в виде штрафа в размере 200 000 рублей, по мнению суда, не в полной мере учтено положение действующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П в соответствии с которым, при назначении штрафа необходимо заботиться о том, чтобы его применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Судья, учитывая добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, приходит к выводу о возможности применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и изменении обжалуемого постановления в части размера назначенного административного штрафа и его назначении ниже низшего предела, предусмотренного санкциями частей 1, 7, 9 ст. 8.2 КоАП РФ, снизив назначенное наказание в виде административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
При таких обстоятельствах, жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям Розановой Н.В. вотношении ОАО «РИАТ» о привлечении к административной ответственности по частям 1,7,9 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей изменить: снизить назначенное наказание в виде административного штрафа с 200 000 (двухсот тысяч) рублей до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части - оставить без изменения.
Жалобу законного представителя ОАО «РИАТ» удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья А.О. Вермишян