Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-199/2019 от 15.10.2019

Мировой судья судебного участка № 61 Дело № 11-199/19

в Ленинском судебном районе в г. Омске 55MS0061-01-2019-005117-50

Зуева Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Кондратенко Е.В.

с участием помощника Жуматаевой С.А.

при секретаре судебного заседания Левиной А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 05 декабря 2019 года

апелляционную жалобу ответчика Васькиной О.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 28 августа 2019 года, которым постановлено: «Взыскать с Васькиной О.Г. в пользу Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» задолженность по оплате за предоставленные социальные услуги за период
с 01.03.2018г. по 30.06.2019г. в сумме 44 108 руб. 69 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 523 руб. 00 коп., а всего 45 631 (Сорок пять тысяч шестьсот тридцать один) руб. 69 коп»,

установил :

АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» обратился в суд с иском к Васькиной О.Г. о взыскании задолженности по оплате социальных услуг, указав, что ответчик поступила в АСУСО «Нежинский ГЦ» 13.11.2015, в этот же день с ней был заключен договор о предоставлении социальных услуг , в соответствии с которым АСУСО «Нежинский ГЦ» обязался оказать ей социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Васькина О.Г. их оплатить согласно пункту 3.1 не более 75 % среднедушевого дохода (пенсия + ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ) либо иные выплаты) в месяц в срок до 25 числа расчетного месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя либо путем внесения денежных средств в кассу исполнителя. Ответчик получает пенсию и ЕДВ (наличие инвалидности ххх группы), но до настоящего времени оплачивает полученные социальные услуги в размере 75 % только от пенсии. Для удержания 75 % от суммы ЕДВ ГУ УПФР в ЛАО г. Омска просит предоставить отдельное заявление, которое Васькина О.Г. отказывается подписывать. Просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01.03.2018 по 30.07.2019 в размере 44108 рублей 69 копеек и государственную пошлину 1523 рублей.

Представитель истца АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» Каргаполова С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что от оплаты социальных услуг освобождаются дети и лица, попавшие в чрезвычайные ситуации. Ответчик не подходит под эту категорию, поэтому должна оплачивать предоставленные социальные услуги, в том числе 75% от ЕДВ. Перечисленные в актах услуги ответчику были оказаны, из актов были исключены те услуги, от которых Васькина отказалась, что нашло отражение в индивидуальной программе предоставления социальных услуг. Акты подписывались с одной стороны руководителем учреждения, с другой стороны получателем социальных услуг, а потому Васькиной О.Г. на подпись акты приносились уже подписанными исполнителем в лице руководителя. Второй экземпляр акта оставался на руках у Васькиной. Также указала, что по жалобам Васькиной О.Г. Министерством труда и социального развития Омской области были проведены проверки, нарушений не было выявлено.

Ответчик Васькина О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку не должна платить истцу 75 % с ЕДВ, на эти деньги она покупает лекарства. Кроме того, в некоторых социальных услугах не нуждается, за медицинскими услугами не обращалась. В актах при подписании указывала, с чем была не согласна. Также не понимает, почему акты ей приносили уже подписанными.

Мировым судьей постановлено изложенное выше решение.

Ответчик Васькина О.Г. обратилась с апелляционной жалобой на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение мирового судьи и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных АСУСО ОО «Нежинский геронтологический центр» исковых требований. Полагает, что судом необоснованно взысканы с нее денежные средства по оплате социальных услуг, так как взыскание с ЕДВ 75% нарушает ее права и является незаконным. Поскольку в нормативных актах не конкретизировано учитывается ли ЕДВ в среднедушевой доход граждан, а разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ не носят нормативно­правового характера. Таким образом, отсутствуют предусмотренные законом основания для взыскания 75 % от ежемесячной денежной выплаты, получаемой Васькиной О.В., в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Ответчик Васькина О.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель истца АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» Каргаполова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала решение мирового судьи законным и обоснованным и просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Считает, что суд первой инстанции определил все обстоятельства и правильно применил нормы права.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд считает, что указанных нарушений мировым судьей при рассмотрении дела допущено не было.

Судом первой инстанции установлено, что 13.11.2015 между Автономным стационарным учреждением социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» и Васькиной О.Г. заключен договор о предоставлении социальных услуг (л.д. 10-13).

Согласно п. 1.1. договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно пункту 3.1. договора стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет не более 75 % среднедушевого дохода заказчика в месяц.

Пунктом 3.2. предусмотрено, что оплата производится заказчиком ежемесячно до 25 числа расчетного месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя либо путем внесения денежных средств в кассу исполнителя.

В силу пункта 1.4. договора по результатам оказания услуг исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный исполнителем, в 2 экземплярах, составленный по форме, согласованной сторонами, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг за март 2018 по июнь 2019 года (л.д. 21-36) услуги были оказаны в полном объеме, что подтверждается подписью Васькиной О.Г. Однако в акте за май 2018 имеется указание Васькиной о не согласии с услугой предоставления транспорта на сумму 37,28 руб. (л.д. 23). В акте за июнь 2018 имеется указание Васькиной о не согласии с услугой выполнения медицинских процедур на сумму 186,40 руб. (л.д. 24).

Факт оказания социальных услуг Васькина О.Г. в ходе судебного заседания не оспаривала. При этом довод Васькиной О.Г. о не оказании услуг в мае, июне 2018г. (май - транспортные услуги, июнь - медицинские услуги) опровергается ответом от 01.10.2018 Министерства труда и социального развития Омской области на обращение Васькиной О.Г. от 11.09.2018, согласно которого все социальные услуги в рамках договора оказывались в полном объеме, надлежащего качества и в установленный срок (л.д. 72-77).

Ответом Министерство труда и социального развития Омской области от 19.11.2018 на обращение от 23.10.2018, известило Васькину О.Г., что иных нарушений не выявлено (л.д. 78-82).

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ определяются условия предоставления социальных услуг на платной и бесплатной основе и категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

В судебном заседании установлено, что Васькина О.Г. является инвалидом ххх группы, однако не относится к категории граждан, имеющих право на предоставление социальных услуг бесплатно в силу ст. 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных вчастях 1и3 ст. 31настоящего Федерального закона.

Частью 4 ст. 32 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии счастью 4 статьи 31настоящего Федерального закона.

В силу части 4 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

В силу пп. «ж» п. 5 Постановления Правительством Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации. Вместе с тем, данные Правила не содержат положений об исключении отдельных выплат из числа выплат при определении среднедушевого дохода.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 апреля 2016 года при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, полученные и в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (т.е. нормативно-правовыми актами как федерального уровня, так и регионального) (л.д. 10-12).

Статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

Учитывая вышеприведенные положения закона, условия заключенного между истцом и ответчиком договора, правовую природу ежемесячной денежной выплаты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности исковых требований о взыскании с ответчика Васькиной О.Г. в пользу АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» оплаты за предоставленные социальные услуги, исходя из размера платы услуги в размере 75% среднедушевого дохода, исходя из того, что при расчете учитываются все доходы, полученные получателем таких услуг в денежной форме. Поскольку ежемесячная денежная выплата отнесена к таким доходам в силу прямого указания закона, оснований для исключения ее из дохода при определении среднедушевого дохода не имеется.

Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 902-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М.О.Н. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги, как следует из части 1 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем.

При заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии счастью 4 статьи 32оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При этом доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период, а при расчете учитывается получаемая гражданином пенсия (пункты 4и13Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075).

Кроме того, гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги (статья 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Таким образом, Федеральныйзакон«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на социальное обслуживание, закрепляет предельную величину ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания с учетом получаемой гражданином пенсии и не может расцениваться как нарушающий права заявителя.

В силу ст. 421 граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящимКодексом,закономили добровольно принятым обязательством.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что социальные услуги предоставляются гражданину на основаниидоговорао предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Таким образом, заключение данного договора является обязательным в силу закона.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 19 декабря 2014 года № 186-п утвержден размер платы за предоставление социальных услуг».

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 года № 116/35 установлены тарифы на социальные услуги, входящие в стандарт социальных услуг, предоставляемые в стационарной форме социального обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических центрах, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексных центрах социального обслуживания населения с отделениями стационарного социального обслуживания.

Стоимость услуг по договору не превышает, установленный законом предельный размер платы (п. 3.1. договора).

Лица, заключившие договора после 01.01.2015 года, в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» оплачивают оказанные им социальные услуги в размере 75% от среднедушевого дохода.

Договор заключен 13.11.2015, Васькина О.Г. получает пенсию и ежемесячную денежную выплату (инвалидность 1 группа).

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Васькина О.Г. не оспаривала, что в период марта 2018 по 31.01.2019 размер ЕДВ составляла 3626,98 руб., а с 01.02.2019 по 31.06.2019 в размере 3 782,94 руб. (л.д. 18).

Таким образом, Васькина О.Г. получает пенсию и ежемесячную денежную выплату (наличие инвалидности 1 группы), но до настоящего времени оплачивает полученные социальные услуги в размере 75 % только от пенсии. В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что размер задолженности Васькиной О.В. за период с 01.03.2018 по 30.07.2019 составляет 44 108 рублей 69 копеек.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии собычаямиили иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящимКодексом, другимизаконамиили иными правовыми актами.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком Васькиной О.Г. не представлено убедительных и достоверных доказательств того, что она не должна оплачивать услуги в полном объеме, как предусмотрено законом, а именно: в размере 75% от среднедушевого дохода, включая единовременную денежную выплату. Данные выводы являются правильными и оснований не соглашаться с ними, у суда апелляционной инстанции не имеется. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы Васькиной О.В. об отсутствии оснований для взыскания с нее в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания 75 % от получаемой ею ежемесячной денежной выплаты, являются необоснованными.

Судом первой инстанции также дана оценка доводам ответчика о том, что при внесении платы в установленном ответчиком размере ей будет недостаточно денежных средств на приобретение лекарственных препаратов. При этом судом указано о том, что Васькина О.В. не была лишена возможности при нехватке денежных средств написать заявление и сохранить социальный пакет в части лекарственного обеспечения, что отражено в письменном ответе от 01.10.2018 на ее обращение, в котором также указано, что согласно проведенной проверке Васькина О.В. принимает 8 из 10 наименований препаратов из списка ЖНВЛ (л.д. 72-77).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обстоятельства спора мировым судьей исследованы с достаточной полнотой, в решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не соглашаться с которой, у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований к его отмене не имеется. Доводы апелляционной жалобы ответчика Васькиной О.Г. суд считает не нашедшими подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, полагает решение мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 28.08.2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Васькиной О.Г. без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 28 августа 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Васькиной О.Г. - без удовлетворения.

Судья Е.В. Кондратенко

ххх

ххх

11-199/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Нежинский геронтологический центр"
Ответчики
Васькина Олена Герасимовна
Суд
Ленинский районный суд г. Омска
Судья
Кондратенко Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
lenincourt--oms.sudrf.ru
15.10.2019Регистрация поступившей жалобы (представления)
15.10.2019Передача материалов дела судье
15.10.2019Вынесено определение о назначении судебного заседания
13.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019Дело оформлено
27.12.2019Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее