№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2024 года г. Канск Красноярского края
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ФИО10
при секретаре ФИО5,
с участием помощника ФИО3 межрайонного прокурора ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО11 сельсовета ФИО3 <адрес> о возложении обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации ФИО12 сельсовета ФИО3 <адрес> о возложении обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования мотивированы тем, что ФИО3 межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Краснокурышинского сельсовета ФИО3 <адрес>, в ходе которой, по информации ОГИБДД МО МВД России «Канский», установлено, что в с. ФИО2 на автомобильной дороге по <адрес> имеются следующие нарушения: искусственные неровности не соответствуют требованиям п. 6 ГОСТ Р 2605-2006; дорожный знак 1.23-1 шт. применен не на щите повышенной яркости, в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 «Искусственная неровность» в нарушении требований ГОСТ Р 52289- 2019; остановочный пункт установлен с нарушением п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2 «Край проезжей части», 1.5 «Разделительная полоса» в нарушение п. 6.3.2 ГОСТ 50597-2017. Канской межрайонной прокуратурой в адрес главы ФИО13 сельсовета внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, представление рассмотрено, нарушения признаны в полном объеме, вместе с тем, до настоящего времени указанное нарушение не устранено. При таких обстоятельствах прокурор просит возложить на администрацию Краснокурышинского сельсовета обязать в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу в с. ФИО2 на автомобильной дороге по <адрес>: привести искусственные неровности в соответствие требованиям п. 6 ГОСТ Р 52605-2006; установить дорожный знак 1.23 на щите повышенной яркости в соответствии с требованиями п. 1.17 ГОСТ Р 52289-2019; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2 «Край проезжей части», 1.5 «Разделительная полоса», 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 «Искусственная неровность» в соответствии с требованиями п. 6.3.2 ГОСТ 50597-17; привести остановочный пункт в соответствие требованиям п.5.3.3 ГОСТ Р 766-2007.
В судебном заседании помощник ФИО3 межрайонного прокурора ФИО6 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации ФИО14 сельсовета в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В судебное заседание также было предоставлено заявление о признании иска в полном объеме, в котором отражено, что последствия признания иска известны и понятны, просили увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Канский» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, заявлений, ходатайств суду не предоставил.
Заслушав помощника ФИО3 межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частями 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля по обеспечению сохранности дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 3 ст. 15 названного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», п. 5 ст. 7 Устава Краснокурышинского сельсовета к ведению сельского поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ согласно п. 8 ст. 6 которого, кроме того, автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов отнесены к собственности поселений.
Из постановления администрации ФИО15 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения ФИО16 сельсовета ФИО3 <адрес>» следует, что автомобильная дорога на <адрес> с. ФИО2 включена в указанный перечень (п. 2).
Из приведенных положений законодательства следует, что владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание и ремонт дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).
ГОСТом Р 52605-2006, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, регламентируются технические требования к искусственным неровностям.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного начения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах. При этом, п.п. 6.4, 6.5, 6.6., 6.7., 6.8 ГОСТ Р 52605-2006 установлены условия совмещения искусственных неровностей, отвода воды с неровностей, а также расстояния между осями искусственной неровности.
ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Росстандарта от 20.12.2019 г. № 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019), устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов, Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка.
Пунктом 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что разметка, в том числе временная, должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
В соответствии с п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по п. 5.3.3.10; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, ФИО3 межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией ФИО17 сельсовета.
В ходе проверки было, по информации ОГИБДД МО МВД России «Канский», установлено, что в с. ФИО2 на автомобильной дороге по <адрес> искусственные неровности не соответствуют требованиям п. 6 ГОСТ Р 2605-2006; дорожный знак 1.23-1 шт. применен не на щите повышенной яркости, в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 «Искусственная неровность» в нарушении требований ГОСТ Р 52289- 2019; остановочный пункт установлен с нарушением п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2 «Край проезжей части», 1.5 «Разделительная полоса» в нарушение п. 6.3.2 ГОСТ 50597-2017.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 межрайонной прокуратурой в адрес главы Краснокурышинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, представление было рассмотрено, нарушение признано в полном объеме, проведена работа по частичному устранению нарушений. Согласно письма главы администрации ФИО18 сельсовета ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № исполнить все требования не представилось возможным из-за отсутствия денежных средств, которые были дополнительно запрошены в администрации ФИО3 <адрес>.
Однако, в ходе проверки, проведенной с 01 по 06 июня 2023 г. ОГИБДД МО МВД России «Канский», выявлены аналогичные ранее установленным нарушения, что подтверждается актом специальной проверки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования ФИО3 межрайонного прокурора не исполнены, до настоящего времени нарушения в области безопасности дорожного движения на <адрес> с. ФИО2 не устранены.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущенном администрацией Краснокурышинского сельсовета нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, выразившееся в не соответствии искусственных неровностей требованиям п. 6 ГОСТ Р 2605-2006; применении дорожного знака 1.23-1 шт. в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 не на щите повышенной яркости; отсутствии горизонтальных дорожных разметок 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 «Искусственная неровность» в нарушении требований ГОСТ Р 52289- 2019 и 1.2 «Край проезжей части», 1.5 «Разделительная полоса» в нарушение п. 6.3.2 ГОСТ 50597-2017; установке остановочный пункт с нарушением п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 на <адрес> с. ФИО2.
Невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством Российской Федерации в области дорожного движения на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как нарушает требования установленных Правил дорожного движения, может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать безопасности и жизни лиц, как постоянно проживающих на территории сельского поселения, так и временно находящихся в указанном населенном пункте.
При этом отсутствие денежных средств на устранение выявленных в ходе проверки нарушений само по себе не может препятствовать возложению обязанности по их устранению.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования ФИО3 межрайонного прокурора о возложении на администрацию ФИО20 сельсовета обязанности по устранению вышеуказанного нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Поскольку ответчик – администрация ФИО19 сельсовета признала исковые требования в полном объеме, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО3 межрайонного прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО21 сельсовета ФИО3 <адрес> – удовлетворить.
Обязать администрации ФИО22 сельсовета ФИО3 <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на автомобильной дороге по <адрес>:
- привести искусственные неровности в соответствие требованиям п. 6 ГОСТ Р 52605-2006;
- установить дорожный знак 1.23 «Дети» на щите повышенной яркости в соответствии с требованиями п. 1.17 ГОСТ Р 52289-2019;
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2 «Край проезжей части», 1.5 «Разделительная полоса», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019; 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 искусственная неровность» в соответствии с требованиями п. 6.3.2 ГОСТ 50597-17;
- привести остановочный пункт в соответствие требованиям п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий ФИО23
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2024