Судья: Сафронова А.А. адм. дело № 33а-4704/2020
(2а-14/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2020 года
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б., Набок Л.А.,
при секретаре Зенкевиче В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гусева Ю.А. на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 20 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец - МИ ФНС России № 11 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Гусеву Ю.А. о взыскании недоимки по налогам, мотивируя тем, что определением мирового судьи судебного участка № 149 Красноармейского судебного района Самарской области отменён судебный приказ № 2а-1430/2019 вынесенный в отношении должника о взыскании недоимки по имущественному налогу, на общую сумму 11627,85 рублей.
Налоговым органом на основании п. 2 ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика своевременно направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ год № о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Указанное налоговое уведомление получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ.
Решением Красноармейского районного суда Самарской области от 20 января 2020 года административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Самарской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Гусев Ю.А. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Гусева Ю.А. – Андреева С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Самарской области в заседание судебной колленгии не явился извещен в установленном законом попрядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Положениями п. п. 1, 2 ст. 390 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).
Удовлетворяя административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 11 по Самарской области суд первой инстанции исходил из следующего.
Установлено, что в спорный период времени – 2017 год Гусев Ю.А. являлся плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку в его собственности находилось следующее имущество:
- жилой дом, адрес: <адрес>, Кадастровый №, площадь 146,70, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельная доля №, адрес <адрес>
- земельная доля №, адрес <адрес>
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель:<данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель:<данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель:<данные изъяты>, <данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: № Марка/Модель<данные изъяты>, VIN: №, год выпуска <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.
Из материалов дела следует, что налогоплательщику Гусеву Ю.А. налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 8 044 рублей, земельный налог за 2017 год в размере 495 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4 039 рублей и установлен срок уплаты – не позднее 03.12.2018 г., о чем налогоплательщику по адресу регистрации было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ
В установленный в налоговом уведомлении срок Гусев Ю.А. не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика по адресу регистрации было направлено требование № по состоянию на 30 января 2019 г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 044 рублей, пени в размере 117,57 рублей; земельному налогу за 2017 год в размере 495 рублей, пени в размере 7,24 рублей; налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4 039 рублей, пени в размере 59,04 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 13.03.2019 года.
В добровольном порядке в полном объеме административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом в части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как указано выше, срок исполнения требования № 786 по состоянию на 30 января 2019 года установлен до 13 марта 2019 года.
Таким образом, налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, то есть до 13 сентября 2019 года (13 марта 2019 года + 6 месяцев).
Из материалов дела следует, что заявление о выдаче судебного приказа поступило от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 11 по Самарской области 11.10.2019, то есть за пределами установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срока на обращение в суд.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался.
Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано.
То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 г. N 479-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Однако данные обстоятельства оставлены судом без внимания, решение о взыскании недоимки вынесено без учета того, что налоговым органом нарушена процедура принудительного взыскания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год, пени удовлетворению не подлежат, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Ответчиком в счет подтверждения факта оплаты налогов и пени за 2017 год, представлены платежные документы от 13.08.2019 года, из которых следует, что Гусевым Ю.А. (ИНН плательщика №) оплачен транспортный налог в размере 8044 рублей, пени в размере 117,57 рублей; земельный налог в размере 495 рублей, пени в размере 7,24 рублей; налог на имущество физических лиц в размере 4 039 рублей, пени в размере 59,04 рублей, что соответствует суммам задолженности по налогам и пени, указанным в требовании № 786 по состоянию на 30.01.2019 года. Период платежа и индекс документа, применительно к Правилам указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 12.11.2013 года N 107н), в платежных документах не указан.
Между тем, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующей суммы налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа.
Таким образом, добровольный порядок уплаты налогоплательщиком суммы налога, в отличие от его принудительного взыскания (ст.ст.69, 46, 47 НК РФ), предполагает, что назначение платежа определяется налогоплательщиком, а не налоговым органом.
Из пояснений представителя административного истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что в связи с не указанием ответчиком в квитанции периода оплаты, невозможно идентифицировать за какой год прошла оплата. Однако в обоснование данной позиции административным истцом не представлены документы, в том числе выписка из лицевого счета налогоплательщика Гусева Ю.А., свидетельствующие о наличии у последнего задолженности по оплате налогов за иные периоды.
Доказательств того, что оплаченные по указанным платежным документам налоги, были зачтены налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, также не представлены.
Очередность исполнения должником обязательств по уплате налогов и сборов определяется налоговым и гражданским законодательством (ст. 319 ГК РФ, ст. ст. 32, 46, 49, 78 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика задолженности, суммы уплаченных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности по пеням, штрафам.
Из анализа указанных доказательств, вышеприведенных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговый орган не лишен возможности при наличии задолженности ответчика по налогам за 2017 год зачесть денежные средства, оплаченные по чек-ордерам от 13.08.2019 года, в счет погашения задолженности в спорный период.
Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований истца о взыскании с Гусева Ю.А. задолженности по налогам не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 20 января 2020 года отменить, постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Самарской области к Гусеву Ю.А. о взыскании недоимки по налогам.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи