Дело №
№
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,
при секретаре – Влажиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Рыбинского района Красноярского края, администрации Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов,
У с т а н о в и л :
Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, мотивируя свои требования тем, что в ходе осмотра обследования зафиксировано несанкционированное накопление отходов на земельном участке с в кадастровом квартале № собственность на который не разграничена, расположенном в 170 м в западном направлении от земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым №, размещены строительные отходы, и отходы ТКО (отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена, тара стеклянная, текстиль и изделия текстильные, утратившие потребительские свойства, доски и брус древесный, утратившие потребительские свойства, отработанные, отходы полиэтилена в виде пленки и пакетов, отходы мебели из разнородных материалов). Отходы размещены на площади около 10301 м2. Отходы размещены хаотично по всей площади, навалами и в углублениях рельефа. Отходы размещены в границах точек координат: №. Согласно данным с публичной кадастровой карты земельный участок находятся в пределах границ Рыбинского района. Просит обязать администрацию Рыбинского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале № в 170 метрах в западном направлении от земельного участка с кадастровым номером № путем транспортировки на санкционированный объект размещения отходов, с документарным представлением в адрес Министерства.
Судом к участию в деле привлечена в качестве соответчика администрация Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что благоустройство и соблюдение правил благоустройства относится к полномочиям поселения. Просила заменить ответчика.
Представитель ответчика - администрации Большеключинского сельсовета Рыбинского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, находит исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под санитарно-эпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
На основании ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу положений ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно п. 14, 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 №607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение; если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа и осуществление контроля за их соблюдением.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по обращению ФИО3 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр и составлен акт выездного обследования.
Согласно акту выездного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке в кадастровом квартале № собственность на который не разграничена, расположенном в 170 м в западном направлении от земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, размещены строительные отходы, и отходы ТКО (отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена, тара стеклянная, текстиль и изделия текстильные, утратившие потребительские свойства, доски и брус древесный, утратившие потребительские свойства, отработанные, отходы полиэтилена в виде пленки и пакетов, отходы мебели из разнородных материалов). Отходы размещены на площади около 10301 м2. Отходы размещены хаотично по всей площади, навалами и в углублениях рельефа. Отходы размещены в границах точек координат: № Территория несанкционированной свалки не огорожена, имеет свободный подъездной путь.
Истцом представлены фотоматериалы, подтверждающие захламленность указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ проведен повторный осмотр несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке, расположенном в западном направлении от земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно акту выездного обследования №, на земельном участке в кадастровом квартале № собственность на который не разграничена, расположенном в 170 м в западном направлении от земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, размещены строительные отходы, и отходы ТКО (отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена, тара стеклянная, текстиль и изделия текстильные, утратившие потребительские свойства, доски и брус древесный, утратившие потребительские свойства, отработанные, отходы полиэтилена в виде пленки и пакетов, отходы мебели из разнородных материалов). Отходы размещены на площади около 10301 м2. Отходы размещены хаотично по всей площади, навалами и в углублениях рельефа. Территория несанкционированной свалки не огорожена, имеет свободный подъездной путь.
К акту приобщены фотоматериалы, подтверждающие выявленные факты.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, должна быть возложена на администрацию Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 2, 3).
На основании п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения городского и сельского поселения.
Непринятие или несвоевременное принятие мер к ликвидации несанкционированных свалок, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, что затрагивает права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, в части требований в отношении администрации Рыбинского района Красноярского края надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Рыбинского района Красноярского края, администрации Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов – удовлетворить.
Обязать администрацию Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края <данные изъяты>) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале № в 170 метрах в западном направлении от земельного участка с кадастровым номером № путем транспортировки на санкционированный объект размещения отходов, с документарным представлением в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В части требований в отношении администрации Рыбинского района Красноярского края отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.Ф. Гаджиева
<данные изъяты>