УИД: 16RS0012-01-2023-000443-77
Дело №2–373/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Верхний Услон 12 октября 2023 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,
при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО "Сетевая компания" в интересах филиала - "Буинские электрические сети" к Гариповой Р.К. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения, взыскании неустойки и фактически понесенных затрат,
у с т а н о в и л:
АО "Сетевая компания" в интересах филиала - "Буинские электрические сети" обратилась в суд с исковым заявлением к Гариповой Р.К. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения, взыскании неустойки и фактически понесенных затрат, в обосновании указав, что ДД.ММ.ГГГГ между АО Сетевая компания" и Гариповой Р.К. был заключен договор № (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ответчика (далее - техническое присоединение).
Согласно п. 8 договора ответчик обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнении возложенных на ответчика мероприятий по технологическом присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства ответчика, указанные в технических условиях; после выполнения мероприятий по технологическом присоединению в пределах границ участка ответчика уведомить истца о выполнении технически условий. Однако мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренных п. 11 технических условий, ответчиком не выполнены. Указанное уведомление в адрес истца от ответчика не поступило. Таким образом, ответчик нарушил сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Вместе с этим, в рамках данного договора истец понес фактические затраты в размере 238 087,50 рублей.
В связи с чем истец просит расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между истцом и ответчиком, взыскать с ответчика понесенные расходы в сумме 155 804,99 рублей, неустойку в сумме 58 421,64 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 316,00 рублей.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Исполнительный комитет Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ представитель истца по доверенности Алипов И.А. уменьшил исковые требования, поскольку ответчик после предъявления иска выполнил мероприятия для технологического присоединения к электрическим сетям, и просил взыскать с Гариповой Р.К. в пользу истца неустойку в сумме 58421,64 рубль, расходы по уплате государственной пошлины в размере 10316,00 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гафурова Э.М. уточненные исковые требования поддержал, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Перфильев И.А. исковые требования не признал, считает сумму неустойки завышенной, ходатайствовал о применении ст. 333 ГК РФ, в удовлетворении взыскания суммы госпошлины просил отказать, ввиду уточнения истцом исковых требований.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт согласования технологической и (или) аварийной брони в соответствии с пунктом 14 (2) настоящих Правил (п. 19).
Статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 450, пункт 5 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Сетевая компания" и Гариповой Р.К. был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ответчика (л.д.10-11) на основании заявки Гариповой Р.К. от 28.07.2021 (л.д.7).
В соответствии с условиями данного договора, истец принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для электроснабжения нежилого помещения (далее - объект), расположенного по адресу: <адрес> в точке присоединения, определенной техническими условиями, в размере максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя 60 кВт, по III категории надежности, а заявитель обязуется оплатить указанную услугу в соответствии с условиями настоящего договора. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ответчику, что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.82-85).
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора.
Согласно п. 6 договора ответчик обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнении возложенных на ответчика мероприятий по технологическом присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства ответчика, указанные в технических условиях; после выполнения мероприятий по технологическом присоединению в пределах границ участка ответчика уведомить истца о выполнении технически условий.
Истцом Гариповой Р.К. выданы технические условия для временного присоединения к электрическим сетям. Перечень подлежащих выполнению ответчиком мероприятий для технологического присоединения к электрическим сетям установлен в п. 11 технических условий (л.д. 12-13).
В связи с непоступлением уведомления о выполнении технических условий, ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Сетевая компания" направила в адрес Гариповой Р.К. претензию. При этом указано, что Сетевая компания в рамках исполнения договорных обязательств понесла затраты для создания условий технологического присоединения объекта электроснабжения по договору (л.д. 34). Претензия ответчиком исполнена не была.
Сетевая компания, подготовив и выдав технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.
Ввиду того, что убытки возникли в связи с существенным нарушением ответчиком условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно ответчик в силу требований статей 393, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы.
Статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, в соответствии с пунктом 1 которого, условием отказа заказчика от исполнения данного договора является оплата исполнителю фактический понесенных им расходов.
После предъявления иска ответчик выполнил мероприятия для технологического присоединения к электрическим сетям, что повлекло уменьшение исковых требований в части расторжения договора и взыскании фактически понесенных расходов.
Согласно п. 18 договора сторона, нарушавшая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550,00 рублей, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 процентам от указанного общего размера за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки, но не более одного года.
Представленный истцом расчет неустойки в общей сумме 58421,64 рублей (82282,51 рублей (размер платы за технологическое присоединение - л.д.14) х 0,25 %/100 х 284) проверен в судебном заседании, признан судом верным, представителем ответчика не оспаривается.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, указал, что положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в пункте 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
В разъяснениях, приведенных в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
В ходе судебного заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о снижении суммы неустойки, поскольку ответчик является пенсионером, получает небольшую пенсию. Иного дохода не имеет. Данные обстоятельства стороной истца не оспариваются.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, фактическую продолжительность периода просрочки, возраст ответчика, который является пенсионером, а также отсутствие тяжких последствий для истца вследствие нарушения ответчиком срока удовлетворения требования, характера спорных правоотношений и допущенного последним нарушения и все иные обстоятельства, суд считает возможным снизить размер взыскиваемой неустойки до 8 000,00 рублей.
Суд полагает, что баланс интересов сторон подобным снижением штрафа не нарушается.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 8 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу расходы.
При подаче иска в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 10 316,00 рублей, которая на основании пункта 3, части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины с учетом удовлетворенных исковых требований составит 400,00 рублей, подлежащая взысканию с ответчика в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░" (░░░ №, ░░░░ №) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8000,00 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400,00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.