Дело № 21-433/2021
Судья: Волкова Е.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
05 октября 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Чирковой М.В., действующей в интересах Томилова Е.В., на постановление заместителя командира 2 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары от 9 апреля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении Томилова Е.В.,
установил:
постановлением заместителя командира 2 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары от 9 апреля 2021 года Томилов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Чиркова М.В., действующая в интересах Томилова Е.В., просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтены доводы заявителя о том, что обязательные требования к тахографу определены Техническим Регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», в котором отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ, подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту и требование о метрологической проверке; указанные требования были соблюдены в отношении тахографа, установленного на автомашине <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №; полагает, что лицо, использующее тахограф без блока СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую проверку (в том числе тахографы международного образца), не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку добросовестно выполнило одно из обязательных требований в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 247 «Об обязательных требованиям в Российской Федерации».
В судебное заседание Томилов Е.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, явку защитника обеспечил.
Рассмотрев жалобу, изучив материалы дела и административный материал, выслушав пояснения защитника Чирковой М.В., действующей в интересах Томилова Е.В., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, помимо прочего, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1213 от 23 ноября 2012 года «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта РФ.
Приказом Минтранспорта РФ № 440 от 28 октября 2020 года утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил пользования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Согласно подп. 3 п. 3 Требований, бортовое устройство должно иметь защищаемый от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (СКЗИ), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающие в т.ч.: аутентификацию водителя, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе их территориальных органов, сервисного центра, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, а также соответствующих карт; регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа); хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи, и аутентифицирующей информации; измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS и выделение навигационных сообщений с целью определения и регистрации в некорректируемом виде пространственных координат транспортного средства и текущего времени (поправки показаний часов); синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) <2> при работе по сигналам ГНСС с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд).
Согласно приложению № 2 к указанным Требованиям оснащению тахографами подлежат в числе прочих, транспортные средства категории № 2 и 3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; транспортные средства категории М2 и М3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 12 Требований водителям запрещается: 1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом; 2) использование тахографа без карты водителя; 3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился; 4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации; 5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов; 6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации; 7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа; 8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Томилова Е.В. к административной ответственности в соответствии с приведенной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы об управлении им в 15 часов 35 минут ДД.ММ.ГГГГ транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак В №, на <адрес>, с нарушением установленных нормативно-правовыми актами требований к использованию тахографа, а именно - без блока СКЗИ, чем нарушены требования приведенных выше норм, в частности, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Томилова Е.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Томилова Е.В. состава вмененного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, водитель, допустивший управление транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выводы должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары и судьи районного суда сомнений не вызывают, а приведенные в жалобе доводы, в том числе о соответствии установленного на автомобиле тахографа требованиям Технического регламента Таможенного союза, получили надлежащую правовую оценку и были обоснованно отклонены как несостоятельные.
Пунктом 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) закреплено, что оснащение техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.
Порядок оснащения транспортных средств тахографами, а также требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, правила использования, обслуживания и контроля работы тафографов, установленных на транспортные средства, утверждены Приказом № 273 и приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 440 от 28 октября 2020 года в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы».
При рассмотрении дела установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, не соответствует требованиям приказа Минтранса России от № 440 от 28 октября 2020 года, Приказа Минтранса России № 273 от 21 августа 2013 года, в частности в указанном устройстве отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающего в том числе регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (защищенного архива блока СКЗИ тахографа).
Вопреки доводу жалобы, при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен вышеупомянутый автомобиль под управлением Томилова Е.В., требованиям названных выше нормативно-правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство - блок СКЗИ тахографа.
Таким образом, несогласие заявителя с оценкой доказательств, проведенной судьей районного суда, само по себе, основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения не является.
Из доводов поданной в Верховный Суд Чувашской Республики жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты, вынесенные в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному делу лица, отмене и изменению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя командира 2 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары от 9 апреля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении Томилова Е.В. оставить без изменения, жалобу защитника Чирковой М.В., действующей в интересах Томилова Е.В., - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А.Максимова