ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Знаменск
Астраханской области 29 марта 2023 г.
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Куликова М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием прокурора Шияновой И.В., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лускатова А.В., защитника Мужиковой Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, материалы дела об административном правонарушении № 5-82/2023 в отношении:
заместителя главы муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» ЛУСКАТОВА А.В., <данные изъяты>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
заместитель главы муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- заместитель главы ЗАТО Знаменск) Лускатов А.В. привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,– умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 февраля 2023 г., в ходе проведения проверки по обращению Е.Е.В о не согласии с отказом администрации ЗАТО Знаменск в приватизации служебного жилого помещения, установлено, что отказ в приватизации является незаконным, заявителем были соблюдены все требования, предусмотренные Порядком принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск, утвержденным решением Совета ЗАТО Знаменск от 2 сентября 2022 г. № 58. 28 ноября 2022 г. и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области принесен протест на постановление администрации ЗАТО Знаменск от 31 октября 2022 г. № 1305 «Об отказе Егуповой Е.В. в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения» с требованием об отмене незаконного правового акта, на который 5 декабря 2022 г. поступил письменный ответ за подписью заместителя главы ЗАТО Знаменск Лускатова А.В. о законности принятого решения. По состоянию на 9 декабря 2022 г. требования протеста и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в установленный законом срок не исполнены.
Прокурор Шиянова И.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, пояснила, что Лускатову А.В. было поручено подготовить ответ на протест и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, в его компетенцию входило изготовление проекта постановления об отмене от 31 октября 2022 г. № 1305 «Об отказе Е.Е.В в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения».
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лускатов А.В. и его защитник Мужикова Д.Т. просили прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая, что протест прокурора был рассмотрен в установленные законом сроки, дан ответ о принятии постановления от 31 октября 2022 г. № 1305 «Об отказе Е.Е.В в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения» в соответствие с нормами действующего законодательства, поскольку было установлено, что Е.Е.В ранее уже была обеспечена от государства жилым помещением.
Выслушав прокурора Шиянову И.В., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лускатова А.В., защитника Мужикову Д.Т., рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, представленные к нему материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление о возбуждении дела с соблюдением требований порядка оформления протокола об административном правонарушении.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.
В силу статьи 28 названного Федерального закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьей 23 данного Федерального закона.
Согласно пунктам 1-2 статьи 23 Федерального закона 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Установлено, что Решением Совета ЗАТО Знаменск от 7 ноября 2019 г. № 22 «Об избрании главы муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» главой муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (до переименования- муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области») избран Глотов О.И., который возглавляет администрацию ЗАТО Знаменск.
Распоряжением главы ЗАТО Знаменск от 11 ноября 2022 г. № 615-р на должность заместителя главы ЗАТО Знаменск назначен Лускатов А.В., который одновременно является председателем жилищной комиссии администрации ЗАТО Знаменск.
28 ноября 2022 г. и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в адрес главы ЗАТО Знаменск Глотова О.И. внесен протест об отмене постановления врио главы ЗАТО Знаменск Лускатова А.В. от 31 октября 2022 г. № 1305 «Об отказе Е.Е.В в разрешению на приватизацию служебного жилого помещения». В силу пункта 2 протеста главе ЗАТО Знаменск Глотову О.И. надлежало уведомить в письменной виде прокуратуру ЗАТО г. Знаменска Астраханской области о результатах рассмотрения протеста в десятидневный срок.
Протест прокурора получен сотрудником администрации ЗАТО Знаменск 29 ноября 2022 г. и передан главе ЗАТО Знаменск на рассмотрение.
Как пояснил в судебном заседании Лускатов А.В., протест прокурора передан ему на основании резолюции главы ЗАТО Знаменск с полномочиями оформления письменного ответа, который был сформулирован, оформлен главой ЗАТО Знаменск и в установленный законом срок 5 декабря 2022 г. направлен прокурору.
Согласно представленному в материалах дела письменному ответу заместителя главы ЗАТО Знаменск Лускатова А.В. от 5 декабря 2022 г. № 7823-20, оснований для отмены постановления врио главы ЗАТО Знаменск Лускатова А.В. от 31 октября 2022 г. № 1305 не имеется, поскольку данный правовой акт принят в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и Порядка принятия решений о разрешении на приватизацию служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск, утвержденного решением Совета ЗАТО Знаменск от 2 сентября 2022 г. № 58.
Лускатов А.В. разъяснил в судебном заседании, что в ходе рассмотрения заявления Е.Е.В комиссией установлено обеспечение заявителя жилым помещением за счет государства в качестве члена семьи военнослужащего (супруга), в связи с чем, она не вправе была повторно претендовать на предоставление жилого помещения, право на приватизацию служебного жилого помещения отсутствовало.
Письмо (письменный ответ на протест прокурора) заместителя главы ЗАТО Лускатова А.В. от 5 декабря 2022 г. за исх. № поступило в прокуратуру ЗАТО г. Знаменска Астраханской области 6 декабря 2022 г. в 15-06 часов, что подтверждается оттиском входящего штампа на документе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором ЗАТО г. Знаменска Астраханской области дела об административном правонарушении в отношении заместителя главы ЗАТО Знаменск Лускатова А.В. по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту невыполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Объективная сторона административного правонарушения по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в умышленном бездействии либо в совершении действий, направленных на невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом при производстве по делу об административном правонарушении.
Безусловному исполнению в установленный срок подлежат требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона 17 января 1992 г. № 2202-1 (пункты 1 и 3 статьи 6 названного Федерального закона).
Из буквальное толкования нормы статьи 23 Федерального закона 17 января 1992 г. № 2202-1 следует, что протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, что не предполагает обязательного удовлетворения протеста по существу, а указывает на то, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.
Таким образом, законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению в установленном законом порядке и сообщения о результатах рассмотрения, которые могут быть выражены как в согласии с заявленным требованием, так и не в согласии с ним. В связи с этим, законом предусмотрено право прокурора на обращение в суд с требованием о признании муниципального акта, нормативного правового акта незаконным с возложением на лицо соответствующих обязанностей.
Главами 21 и 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам о признании нормативного правого акта не действующим полностью и об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих соответственно.
Таким образом, законодательством предусмотрен иной вид судопроизводства для оспаривания нормативного правого акта и решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что протест и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области рассмотрен в установленный срок (до истечения предусмотренного законом десятидневного срока), о результатах рассмотрения протеста незамедлительно в письменной форме сообщено прокурору, соответствующая информация отправлена в прокуратуру почтовой связью 5 декабря 2022 г.
В свою очередь, Е.Е.В обратилась в Ахтубинский районный суд Астраханской области с административным исковым заявлением к администрации ЗАТО Знаменск о признании незаконным и отмене постановления от 31 октября 2022 г. № 1305 «Об отказе Е.Е.В в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения», которое принято к производству суда и возбуждено административное дело № 2а-390/2023.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 9 марта 2023 г. административное исковое заявление Е.Е.В удовлетворено, судом постановлено: признать незаконным и отменить постановление администрации ЗАТО Знаменскот 31 октября 2022 г. № 1305 «Об отказе Е.Е.В в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения»; возложить на администрацию ЗАТО Знаменск обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Е.Е.В и повторно рассмотреть заявление Е.Е.В о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 9 марта 2023 г. не вступило в законную силу.
Из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, протест и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, за невыполнение которого заместитель главы ЗАТО Знаменск Лускатов А.В. привлекается к административной ответственности по настоящему делу, адресован главе ЗАТО Знаменск Глотову О.И.
Поручение подготовки ответа на протест и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области другим лицам, в частности заместителю главы ЗАТО Знаменск Лускатову А.В. не может служить основанием для привлечения последнего к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае Лускатов А.В. не является должностным лицом, которому был адресован протест и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, следовательно, Лускатов А.В. не мог совершить умышленного невыполнения протеста об отмене постановления врио главы ЗАТО Знаменск от 31 октября 2022 г. №, независимо от того, кто являлся исполнителем ответа на протест.
Кроме того, Уставом ЗАТО Знаменск с изменениями, внесенными решением Совета от 30 марта 2022 г., так и с изменениями, внесенными решением Совета от 20 января 2023 г., размещенным на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определены полномочия главы ЗАТО Знаменск и заместителя главы ЗАТО Знаменск.
Так, глава ЗАТО Знаменск в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения главы ЗАТО Знаменск, по вопросам, касающимся исключительной компетенции главы ЗАТО Знаменск, в том числе, с целью отмены или приостановки действия нормативных и иных правовых актов главы муниципального образования ЗАТО Знаменск (статья 23 Устава).
В свою очередь, заместитель главы ЗАТО Знаменск подчиняется главе ЗАТО Знаменск и осуществляет свою деятельность во взаимодействии со специалистами администрации ЗАТО Знаменск, на него возлагаются обязанности в соответствие с Уставом и должностной инструкцией, в том числе, по подготовке проектов распоряжений и постановлений администрации ЗАТО Знаменск (статья 27 Устава).
Лускатов А.В., издавая постановление от 31 октября 2022 г. № «Об отказе Е.Е.В в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения», действовал на основании распоряжения главы администрации ЗАТО Знаменск Глотов О.И. от 27 октября 2022 г. № 594-р, которым на время отсутствия 31 октября 2022 г. главы ЗАТО Знаменск на Лускатова А.В. временно возложены обязанности главы ЗАТО Знаменск.
В период с внесения протеста 29 ноября 2022 г. по день его рассмотрения 5 декабря 2022 г. Лускатов А.В. замещал должность заместителя главы ЗАТО Знаменск, не исполнял обязанности главы ЗАТО Знаменск, соответственно, не обладал полномочиями по отмене муниципального акта- постановления от 31 октября 2022 г. №.
В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Изложенное свидетельствует о том, что в компетенцию Лускатова А.В. входит лишь подчинение главе ЗАТО Знаменск, правом на самостоятельное принятие решения по протесту заместитель главы ЗАТО Знаменск не обладает, соответственно заместитель главы ЗАТО Знаменск Лускатов А.В. не является субъектом данного административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, в деянии заместителя главы ЗАТО Знаменск Лускатова А.В. состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 1.5, 24.5, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 5-82/2023, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.