Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13а-418/2023 от 28.06.2023

Дело № 13а-418/2023 (2-1473/2019)

12RS0001-01-2019-002078-59

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2023 года г. Волжск

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

Установил:

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях по водозабору <адрес>.

Администрация муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по указанному решению суда в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 00 рублей. В обоснование указывая на то, что в настоящее время между Сотнурской сельской администрацией Волжского муниципального района и общество с ограниченной ответственностью «Максима» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Сотнурского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл, включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территории зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целях по водозабору <адрес>, в Единый государственный реестр недвижимости. Срок выполнения работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, определением суда Сотнурской сельской администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель должника администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл Яковлева Л.Ю. (на основании решения) заявленные требования поддержала, суду пояснила соответствующее изложенному в заявлении.

Марийский межрайонный природоохранный прокурор, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, ведущий судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хадиатуллина И.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены.

Выслушав представителя должника, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случае и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительского документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительной причины. В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал также на то, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", должники (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Исходя из приведенных положений, по своей правовой природе исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, в связи с чем должен отвечать требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях по водозабору <адрес> (л.д.42-43).

На основании исполнительного документа по указанному решению суда ведущим судебным приставом исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хадиатуллиной И.С. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, которое до настоящего времени не исполнено (л.д.117-119).

В связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения не был исполнен, судебный пристав-исполнитель Хадиатуллина И.С. ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл вынесла постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл отказано в предоставлении отсрочки исполнения решении суда (л.д.66-67).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл предоставлена отсрочка исполнения решения суда от до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94-95).

ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл и обществом с ограниченной ответственностью «Максима» заключен муниципальный контракт на подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план Сотнурского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл, включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестра недвижимости. Окончание срока выполнения работ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Техническим заданием (л.д.102-110).

В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения контрактов, регламентированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 3 части 1 статьи 1).

Учитывая, что мероприятия по принятию решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях по водозабору <адрес>, включат в себя подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестра недвижимости в соответствии с Законом о контрактной системе, при этом соблюдение предусмотренной законом процедуры, с учетом объема и характера необходимых действий, объективно исключает возможность их исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Таким образом, оснований для выводов о том, что должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа и предпринимал меры к его исполнению не имеется, соответственно взыскание исполнительского сбора означает, что наложение на должника денежного взыскания, без соблюдения принципа справедливости и учета такого существенного обстоятельства, как его вина будет являться необоснованным, в связи с чем заявитель подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Определил:

Заявление администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хидиатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Ю.Р.Глухова

13а-418/2023

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
Сотнурская сельская администрация
Суд
Волжский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Глухова Юлия Рафаиловна
Дело на сайте суда
volzhkiy--mari.sudrf.ru
28.06.2023Материалы переданы в производство судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее