Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«07» декабря 2022 года г. Ахтубинск
Астраханская область
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкарупиной Т.П., с участием представителя ответчика Перовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело № 2-1957/2022 по иску Чумаковой Л.А. к клиентской службе (на правах отдела) в Ахтубинском районе Астраханской области Управления организации работы клиентских служб Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о включении в стаж периодов, дающих право на назначение пенсии по старости,
установил:
Чумакова Л.А. обратилась в суд с иском к клиентской службе (на правах отдела) в Ахтубинском районе Астраханской области Управления организации работы клиентских служб Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о включении в стаж периодов, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что 02.08.2021 она обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в чем ответчиком ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности льготного стажа работы. При этом ответчиком из специального стажа были исключены период работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС -196 с 15.04.1991 по 02.07.1993, в должности медицинской сестры стоматологического кабинета поликлиники № 2 на ст. В.Баскунчак ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Астрахань, с чем не согласна.
Указывает, что в период работы заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС -196, который располагался в сельской местности, она фактически выполняла обязанности фельдшера, так вела прием больных, проводила медицинские процедуры, лабораторные исследования, патронаж и медицинский осмотр детей, оказывала первую медицинскую помощь, осуществляла выдачу больничных листов, вела медицинские отчеты фельдшера. Полагает, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебное заседание истец Чумакова Л.А. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежаще, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также уточнила заявленные требования, указав, что просит признать незаконным решение Государственного учреждения- отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области в Ахтубинском районе (межрайонное) № от 10.08.2021 и № от 14.07.2022 в части не включения в страховой стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периода работы с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей ФАП ПМС-196. Обязать клиентскую службу (на правах отдела) в Ахтубинском районе Астраханской области Управления организации работы клиентских служб Государственного учреждения- отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области включить период работы с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей ФАП ПМС-196 в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца и назначить страховую пенсию по старости с 20 декабря 2021 года.
Представитель ответчика клиентской службе (на правах отдела) в Ахтубинском районе Астраханской области Управления организации работы клиентских служб Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области Перова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что специальный стаж работы истца на дату обращения в пенсионный орган составляет 21 год 9 месяцев 7 дней при требуемой продолжительности стажа - 25 лет, что предусмотрено п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министром РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, не предусмотрена должность заведующей медицинским пунктом. В связи с указанными обстоятельствами правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии Чумаковой Л.А. у ответчика не имеется.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 320-О, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31.12.2001.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются, в том числе, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев 4, 5 пункта 2 указанного постановления - для учета периодов работы, имевших место с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.08.2021 Чумакова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) № 319/1 от 10.08.2021 Чумаковой Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности льготного стажа работы, признан не подлежащим включению в стаж на соответствующих видах работ период работы с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС -196.
Отказывая Чумаковой Л.А. во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС -196, ответчик указывает на то, что, что данная должность не поименована в Списке профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку приводит к ограничению конституционного права истца на пенсионное обеспечение по старости.
Так, в период работы Чумаковой Л.А. с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС -196 Советом Министров РСФСР были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 06.09.1991 N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается.
В соответствии с записями в трудовой книжке № Чумакова Л.А. 15.04.1991 принята на работу на должность заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС -196, с 03.07.1993 переведена на должность фельдшера неотложной помощи, с 20.05.1996 переведена на должность медсестры зубного кабинет, откуда уволена в связи с переводом в ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Астрахани».
Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 N 566, действовавшего до 21.03.2003, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.
Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 года N 566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в период с 15.04.1991 по 02.07.1993 занимаемая должность Чумаковой Л.А. указана «ЗАВ.ФАП ФЕЛЬДШЕР».
Как следует из представленных копий штатного расписания по медицинскому персоналу Узловой больницы и поликлиники ст. В-Баскунчак Приволжской ордена Ленина ж.д. на 1990 год штат фельдшерско-акушерского пункта ПМС-196 состоял из одного работника – заведующего фельдшерским пунктом. Таким образом, в спорный период с 15.04.1991 по 02.07.1993 Чумакова Л.А. работала заведующей фельдшерско-акушерского пункта ПМС-196, занималась в указанный период лечебным процессом, лечебно-профилактической деятельностью, оказывала медицинскую помощь населению. В период работы Чумакова Л.А. выполняла функциональные обязанности, предусмотренные на фельдшерско-акушерском пункте, связанные с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. В ее должностные обязанности входил прием больных, проведение медицинских процедур, лабораторных исследований, патронаж и медицинский осмотр детей, оказание первой медицинской помощи, осуществляла выдачу больничных листов, вела медицинские отчеты фельдшера.
Из Номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 19.08.1997 N 249, следует, что заведующие здравпунктов и медпунктов всегда являются медсестрами, фельдшерами или акушерками.
Таким образом, судом установлено, что Чумакова Л.А. в период с 15.04.1991 по 02.07.1993 в течение полного рабочего дня, работая в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом ПМС-196, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, то есть фактически она выполняла обязанности фельдшера медицинского пункта, в связи с чем, период работы истца в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом ПМС-196 подлежит включению в ее специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения", периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. N 464.
Пунктом 2 Постановления N 464 установлено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Поскольку фельдшерско-акушерский пункт ПМС-196 расположен в сельской местности, период работы истца с 15.04.1991 по 02.07.1993 подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Учитывая периоды работы, которые включены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющие 21 год 09 месяцев 07 дней, а также спорный период, который подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, специальный трудовой стаж Чумаковой Л.А. выработан. На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом переходных положений в 2020 году, установленных ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в Приложении N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чумаковой Л.А. (СНИЛС №) к клиентской службе (на правах отдела) в Ахтубинском районе Астраханской области Управления организации работы клиентских служб Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (ОГРН 1023000822855, ИНН 3015015527) о включении периодов работы в страховой стаж - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения- отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области в Ахтубинском районе (межрайонное) № от 10.08.2021 и № от 14.07.2022 в части не включения Чумаковой Л.А. в страховой стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периода работы с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей ФАП ПМС-196.
Обязать клиентскую службу (на правах отдела) в Ахтубинском районе Астраханской области Управления организации работы клиентских служб Государственного учреждения- отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области включить Чумаковой Л.А. период работы с 15.04.1991 по 02.07.1993 в должности заведующей ФАП ПМС-196 в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца и назначить страховую пенсию по старости с 20 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение суда составлено 07.12.2022.
Судья Лубянкина Ю.С.