Решение в окончательной форме изготовлено 07 апреля 2023 года
УИД: 51RS0003-01-2023-00421-36
Дело № 2-703/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2023 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Чернецовой О.Н.,
при секретаре Скобелевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» к Чалову С.В. о взыскании необоснованно полученной суммы адресной государственной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» (далее также – Учреждение) обратилось в суд с иском к Чалову С.В. о взыскании необоснованно полученной суммы адресной государственной социальной помощи.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик являлся получателем адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ Чалов С.В. представил в Учреждение заявление и документы для назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен социальный контракт на период с мая 2022 по январь 2023 года. С мая по август 2022 года ответчику перечислена адресная помощь в размере 61 047 рублей. Согласно п. 5.3 постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2021 № 102-ПП «О порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта», получатель адресной помощи ежемесячно обязан предоставлять куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, чего ответчик не сделал, что является основанием для возмещения полученных сумм. Просит взыскать с ответчика незаконно полученную адресную государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 61 047 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 031 рубля 41 копейки.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. До рассмотрения дела по существу представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Чалов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчика, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Закона № 178-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Закона № 178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Закона № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Закона № 178-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8.1 Закона № 178-ФЗ к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (часть 5 статьи 8.1 Закона № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 8.1 Закона № 178-ФЗ).
Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 9 статьи 8.1 Закона № 178-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи», принят Закон Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее – Закон № 549-01-ЗМО).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 549-01-ЗМО получателями адресной государственной социальной помощи являются следующие категории граждан (семей), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: 1) малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, за исключением категорий граждан (семей), указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 2) малоимущие семьи, имеющие в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущие одиноко проживающие неработающие трудоспособные граждане.
Согласно статье 6 Закона № 549-01-ЗМО адресная государственная социальная помощь, исходя из конкретных условий, может оказываться в денежном выражении (социальные пособия, субсидии) и (или) в виде натуральной помощи.
Статьей 7 Закона № 549-01-ЗМО предусмотрено, что размер адресной государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Мурманской области, определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных по основным социально-демографическим группам населения, и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 № 102-ПП утвержден Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка, социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - учреждение), подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее - уполномоченный орган), в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации - разработанные учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, а также виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Согласно пункту 5.1 Порядка, социальный контракт с приложением программы социальной адаптации, подписанный заявителем в срок, установленный абзацем седьмым пункта 3.8 настоящего Порядка, подписывается руководителем учреждения в течение 2 рабочих дней со дня его подписания заявителем.
Пунктом 5.3 Порядка предусмотрено, что получатель адресной помощи: 1) ежемесячно представляет куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; 2) уведомляет в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; 3) по запросу куратора представляет информацию об условиях жизни его (его семьи) по мероприятиям, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1.5 Порядка, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чалов С.В. обратился в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» с заявлением на предоставление адресной государственной помощи на основании социального контракта.
Решением ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ № Чалову С.В. назначена адресная государственная социальная помощь на основании социального контракта в общей сумме 126 047 рублей на период с 01.05.2022 по 31.01.2023: на май 2022 года в размере 22 047 рублей и период с 01.06.2022 по 31.01.2023 в размере 13 000 рублей ежемесячно по поиску работы.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен социальный контракт на реализацию мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации – поиск работы.
Программой социальной адаптации предусмотрено, что Чалов С.В. в период действия социального контракта обязан предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных социальным контрактом; предоставлять своевременно в Учреждение сведения, подтверждающие расходование денежной выплаты на реализацию мероприятий, предусмотренных социальным контрактом; предоставлять в Учреждение ежемесячно информацию о ходе исполнения социального контракта, в том числе о целевом расходовании денежной выплаты в размере 13 000 рублей ежемесячно.
Из материалов дела следует, что Чалов С.В. предоставил в Учреждение информацию о ходе исполнения социального контракта и о целевом расходовании денежной выплаты за июнь и за июль 2022 года, больше сведений не предоставлял, доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Распоряжением ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта Чалову С.В. прекращена с 01.09.2022.
За время действия социального контракта Чалову С.В. перечислена адресная помощь в размере 61 047 рублей на счет ответчика в ПАО «Сбербанк России».
Подпунктом 6 пункта 6.5. Порядка предусмотрено, что социальный контракт прекращается в случаях нецелевого использования социального пособия, непредставления гражданином отчетных сведений о целевом использовании пособия либо представление их с нарушением сроков.
В силу пункта 6.8. Порядка в случае прекращения социального контракта по неуважительным основаниям, указанным в подпунктах 4 - 8 пункта 6.5 настоящего Порядка, суммы выплаченной адресной помощи возмещаются заявителем в добровольном порядке. В случае отказа заявителя от добровольного возврата полученных сумм они взыскиваются с заявителя в судебном порядке.
Истцом в адрес ответчика направлялось требование о добровольном возврате денежных средств в размере 61 047 рублей, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Учитывая, что ответчик взятые на себя обязательства не выполнил, отчетные сведения о целевом использовании денежных средств, а также о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, не представил, требования истца о взыскании с ответчика необоснованно полученной суммы социальной помощи подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся расходы по уплате государственной пошлины.
При подаче настоящего иска в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 2 031 рубля 41 копейки, расходы по уплате которой подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» к Чалову С.В. о взыскании необоснованно полученной суммы адресной государственной социальной помощи– удовлетворить.
Взыскать с Чалова С.В. в пользу государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» необоснованно полученную сумму адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 61 047 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 031 рубля 41 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Н. Чернецова