Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6688/2023 ~ М-4819/2023 от 18.10.2023

Дело № 2-6688/2023                              29 декабря 2023 года

УИД     29RS0023-01-2023-006386-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Черняевой О.В.,

при секретаре Паксадзе Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску Назарова Нуриддина Саидовича к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании невыплаченной заработной платы, перерасчете отпускных сумм, процентов, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя,

установил:

Назаров Н.С. обратилась в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании невыплаченной заработной платы, перерасчете отпускных сумм, процентов, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя.

В обоснование требований указал, что работает на основании трудового договора в войсковой части 40640, финансовое обеспечение осуществляет ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала - «3 финансово-экономическая служба». В период с ноября 2022 года по сентябрь 2023 года ему выплачивались дополнительные стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Считает, что указанное дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда, поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда. В ноябре 2022 года ему стало известно, что ФКУ «ОСК Северного флота» незаконно удержаны из заработной платы денежные средства в размере 130520 руб. 76 коп. Просил взыскать невыплаченную заработную плату за период с ноября 2022 года по сентябрь 2023 года в размере 36559 руб. 06 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 09.12.2022 по 31.10.2023 в размере 3375 руб. 62 коп., и компенсацию в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), начиная с 01.11.2023 по день фактической выплаты заработной платы на основании решения суда не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день задержки исполнения решения суда в этой части; невыплаченную сумму оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска за период с 04.04.2023 по 12.05.2023 в размере 9721 руб. 93 коп., компенсацию за задержку выплаты за период с 01.04.2023 по 31.10.2023 в размере 1310 руб. 52 коп., и компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ, начиная с 01.11.2023 по день фактической выплаты на основании решения суда не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день задержки исполнения решения суда в этой части; денежные средства в размере 130 520 руб. 76 коп.; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель ФКУ «ОСК Северного флота» в письменном отзыве просил суд в удовлетворении иска отказать, также полагал, что размер понесенных истцом расходов по оплате юридических услуг явно завышен. Ответчиком также представлен контррасчет по исковым требованиям.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец работает в войсковой части 40640, работодатель войсковая часть находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота».

Истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, у суда сомнений не вызывают и суд признает их установленными.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315-317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, ч.ч. 1 и 3 ст. 133, ч.ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», согласно которой повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.06.2022 составлял 15 279 руб. в месяц, с 01.01.2023 – 16 242 руб. в месяц.

При таких обстоятельствах заработная плата истца при полностью отработанной норме рабочего времени должна была составлять с ноября по декабрь 2022 года – не менее 15 279 руб.в месяц, с 01.01.2023 не менее 16 242 руб. в месяц до начисления на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

В случае если норма рабочего времени была отработана не полностью, заработная плата не должна была быть меньше указанной суммы, определенной пропорционально времени, фактически отработанному в соответствующем месяце.

Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что в период с ноября 2022 года по сентябрь 2023 года истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

С учетом данных выплат начисленные истцу суммы превышают минимальный размер оплаты труда (в том числе пропорционально фактически отработанному времени за не полностью отработанные месяцы).

Вместе с тем, без учета выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, заработная плата в указанный период была меньше минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 349 ТК РФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 приложения № 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» предусмотрено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с п.п. 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные п. 7 Указа, которым руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

В соответствии с данным Указом приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (п. 3 Порядка).

Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.

Из содержания расчетных листков истца следует, что на выплаченное дополнительное материальное стимулирование не начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах выплаченное истцу дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Иной подход приведет, в частности, к тому, что средний заработок истца, определенный по правилам ст. 139 ТК РФ, будет меньше минимального размера оплаты труда, что недопустимо, а заработная плата истца как вознаграждение за труд в значительной части окажется подмененной выплатами, имеющими иную правовую природу.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.

Суд полагает возможным руководствоваться расчетом ответчика при определении задолженности перед истцом за указанные спорные месяцы, контррасчет ответчика составлен математически верно, с учетом произведенных выплат.

На основании изложенного, в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за период с ноября 2022 года по сентябрь 2023 года – 36511 руб. 09 коп. ((2929,41 (ноябрь 2022) + 5000,01 (февраль 2023) + 5000,01 (март 2023) + 252,41 (апрель 2023) + 3281,21 (май 2023) + 5000,01 (июнь 2023) + 5048,01 (июль 2023) + 5000,01 (август 2023) + 5000,01 (сентябрь 2023)). Представленный расчет выполнен на основании табеля учета рабочего времени, исходя из установленного оклада, рассчитанного пропорционально, в том числе, по месяцам, отработанным не в полном объеме, учитывая, что в декабре 2022 года выплачена ЕДВ и премия из экономии фонда. При этом премия в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 в январе 2023 года истцу не выплачивалась.

Исходя из установленных обстоятельств подлежит удовлетворению требование о перерасчете суммы оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска согласно представленному ответчиком контррасчету.

По отпуску в количестве 30 дней за период с 04.04.2023 по 04.05.2023 подлежит взысканию 7882 руб. 50 коп. (1847,81 (среднедневной заработок) х 30)-47551,8 (выплачено).

В связи с чем, суд удовлетворяет требования и взыскивает с войсковой части 40640 за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота» в пользу истца невыплаченную сумму оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска за период с 04.04.2023 по 04.05.2023 в размере 7882 руб. 50 коп. (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц).

В силу ст.ст. 207-209, 226 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента.

Поскольку суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем взыскивает с ответчика указанные суммы невыплаченной заработной платы без учета последующего удержания из этой суммы налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.

Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В силу статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Данная норма является императивной и оснований для изменения даты выплаты оплаты отпуска у работодателя не имеется.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что заработная плата выплачивается не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 № 16-П часть первая статьи 236 Трудового кодекса признана не соответствующей Конституции Российской Федерации и постановлено, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование, предусмотренные частью первой статьи 236 Трудового кодекса проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.

Соответственно, истец имеет право на выплату компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период по 29.12.2023 (день вынесения решения) в следующем размере.

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

2 929,41

10.12.2022

23.07.2023

226

7,50 %

1/150

2 929,41 * 226 * 1/150 * 7.5%

331,02 р.

2 929,41

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

2 929,41 * 22 * 1/150 * 8.5%

36,52 р.

2 929,41

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

2 929,41 * 34 * 1/150 * 12%

79,68 р.

2 929,41

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

2 929,41 * 42 * 1/150 * 13%

106,63 р.

2 929,41

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

2 929,41 * 61 * 1/150 * 15%

178,69 р.

Итого:

732,54 руб.

5 000,01

11.03.2023

23.07.2023

135

7,50 %

1/150

5 000,01 * 135 * 1/150 * 7.5%

337,50 р.

5 000,01

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

5 000,01 * 22 * 1/150 * 8.5%

62,33 р.

5 000,01

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

5 000,01 * 34 * 1/150 * 12%

136,00 р.

5 000,01

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

5 000,01 * 42 * 1/150 * 13%

182,00 р.

5 000,01

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

5 000,01 * 61 * 1/150 * 15%

305,00 р.

Итого:

1 022,83 руб.

7 882,50

01.04.2023

23.07.2023

114

7,50 %

1/150

7 882,50 * 114 * 1/150 * 7.5%

449,30 р.

7 882,50

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

7 882,50 * 22 * 1/150 * 8.5%

98,27 р.

7 882,50

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

7 882,50 * 34 * 1/150 * 12%

214,40 р.

7 882,50

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

7 882,50 * 42 * 1/150 * 13%

286,92 р.

7 882,50

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

7 882,50 * 61 * 1/150 * 15%

480,83 р.

Итого:

1 529,72 руб.

5 000,01

11.04.2023

23.07.2023

104

7,50 %

1/150

5 000,01 * 104 * 1/150 * 7.5%

260,00 р.

5 000,01

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

5 000,01 * 22 * 1/150 * 8.5%

62,33 р.

5 000,01

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

5 000,01 * 34 * 1/150 * 12%

136,00 р.

5 000,01

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

5 000,01 * 42 * 1/150 * 13%

182,00 р.

5 000,01

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

5 000,01 * 61 * 1/150 * 15%

305,00 р.

Итого:

945,33 руб.

252,41

11.05.2023

23.07.2023

74

7,50 %

1/150

252,41 * 74 * 1/150 * 7.5%

9,34 р.

252,41

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

252,41 * 22 * 1/150 * 8.5%

3,15 р.

252,41

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

252,41 * 34 * 1/150 * 12%

6,87 р.

252,41

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

252,41 * 42 * 1/150 * 13%

9,19 р.

252,41

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

252,41 * 61 * 1/150 * 15%

15,40 р.

Итого:

43,95 руб.

3 281,21

10.06.2023

23.07.2023

44

7,50 %

1/150

3 281,21 * 44 * 1/150 * 7.5%

72,19 р.

3 281,21

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

3 281,21 * 22 * 1/150 * 8.5%

40,91 р.

3 281,21

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

3 281,21 * 34 * 1/150 * 12%

89,25 р.

3 281,21

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

3 281,21 * 42 * 1/150 * 13%

119,44 р.

3 281,21

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

3 281,21 * 61 * 1/150 * 15%

200,15 р.

Итого:

521,94 руб.

5 000,01

11.07.2023

23.07.2023

13

7,50 %

1/150

5 000,01 * 13 * 1/150 * 7.5%

32,50 р.

5 000,01

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

5 000,01 * 22 * 1/150 * 8.5%

62,33 р.

5 000,01

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

5 000,01 * 34 * 1/150 * 12%

136,00 р.

5 000,01

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

5 000,01 * 42 * 1/150 * 13%

182,00 р.

5 000,01

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

5 000,01 * 61 * 1/150 * 15%

305,00 р.

Итого:

717,83 руб.

5 048,01

11.08.2023

14.08.2023

4

8,50 %

1/150

5 048,01 * 4 * 1/150 * 8.5%

11,44 р.

5 048,01

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

5 048,01 * 34 * 1/150 * 12%

137,31 р.

5 048,01

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

5 048,01 * 42 * 1/150 * 13%

183,75 р.

5 048,01

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

5 048,01 * 61 * 1/150 * 15%

307,93 р.

Итого:

640,43 руб.

5 000,01

09.09.2023

17.09.2023

9

12,00 %

1/150

5 000,01 * 9 * 1/150 * 12%

36,00 р.

5 000,01

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

5 000,01 * 42 * 1/150 * 13%

182,00 р.

5 000,01

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

5 000,01 * 61 * 1/150 * 15%

305,00 р.

Итого:

523,00 руб.

5 000,01

11.10.2023

29.10.2023

19

13,00 %

1/150

5 000,01 * 19 * 1/150 * 13%

82,33 р.

5 000,01

30.10.2023

29.12.2023

61

15,00 %

1/150

5 000,01 * 61 * 1/150 * 15%

305,00 р.

Итого:

387,33 руб.

Сумма процентов по всем задолженностям: 7 064,90 руб.

Всего в пользу истца в счет процентов на день вынесения решения подлежит взысканию 7064 руб. 90 коп., также с 30.12.2023 с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу истца подлежит взысканию компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, на сумму взысканных настоящим решением задолженности по выплате заработной платы и задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска по день фактической выплаты.

В силу части первой ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

В соответствии с частью четвертой ст. 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Статья 137 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченных ему в связи с трудовыми отношениями сумм.

Кроме того, в силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, выплаченная работнику заработная плата может быть взыскана с него только в указанных выше случаях, прямо предусмотренных законом.

Счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе совершенные по вине работодателя, счетными не являются. К счетной ошибке не относится неправильное применение лицом, выполнявшим расчеты, норм права или ошибочное использование в расчете неверных исходных данных (например, неправильный выбор при расчете заработной платы размера должностного оклада или тарифной ставки, или размера надбавок и коэффициентов).

При рассмотрении настоящего дела данных, свидетельствующих о том, что при выплате Назарову Н.С. заработной платы были допущены счетные (арифметические) ошибки, в суд представлено не было.

Доводы ответчика о том, что с 22.01.2022 Назаров Н.С. не имел права на получения морской надбавки в размере 100 процентов должностного оклада в связи с исключением спасательного буксировочного судна, на котором истец осуществлял трудовую деятельность, из кампании, не свидетельствуют о наличии счетной ошибки и, соответственно, не свидетельствуют о законности произведенного удержания из заработной платы.

Недобросовестность работника в споре о взыскании излишне выплаченной заработной платы в силу ст. 56 ГПК РФ подлежит доказыванию работодателем.

Вместе с тем, ФКУ «ОСК Северного флота» на какие-либо конкретные действия Назарова Н.С., повлекшие необоснованную (излишнюю) выплату ему заработной платы не ссылается, доказательств совершения истцом неправомерных действий, направленных на безосновательное получение заработной платы в увеличенном размере, в том числе сообщения заведомо ложных сведений или представления заведомо ложных документов, в суд не представило, как и не представило доказательств наличия законных оснований для произведения удержания из заработной платы работника.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что незаконно удержанная сумма заработной платы в размере 130 520 руб. 76 коп. подлежит взысканию с ФКУ «ОСК Северного флота» в пользу истца.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, которая возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. При определении размера должны учитываться требования разумности и справедливости.

Учитывая фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен моральный вред, длительность нарушения трудовых прав истца, исходя из условий разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необходимости взыскания с войсковой части 40640 за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 8 000 руб., поскольку эта сумма, по мнению суда, наиболее реально отражает степень нравственных страданий, причиненных истцу.

В силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате экспертам, и другие признанные судом необходимыми расходы.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ закреплено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При этом ч.1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

За юридической помощью по данному делу истец обратился к индивидуальному предпринимателю Максаковой Т.Н., уплатив ей за оказанные услуги 10000 рублей. По условиям договора на оказание услуг исполнитель принял на себя выполнение следующих работ: оформление искового заявления, оформление расчетов, ходатайств, пояснений.

Общие критерии разумности расходов на оплату услуг представителей изложены в пунктах 11 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», согласно которым разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание сложившийся в Архангельской области уровень цен на услуги представителей по гражданским делам, достигнутый по делу правовой результат, а также учитывая возражения ответчика, считающего заявленный размер расходов чрезмерным, суд полагает соответствующим требованиям разумности и справедливости возмещение истцу судебных расходов на оплату юридических услуг в сумме 5000 рублей.

Данный размер возмещения соответствует условиям договора между истцом и представителем, а также предусмотренным ст. 100 ГПК РФ требованиям разумности, позволяющим суду с одной стороны максимально возместить понесенные стороной спора необходимые расходы, а с другой – не допустить необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, что предполагает оценку необходимости оказанной правовой помощи, ее объема, характера, сложности спора и исхода дела, вне зависимости от формальной стоимости юридических услуг.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Ответчик войсковая часть 40640, зачисленная на финансовое обеспечение ФКУ «ОСК Северного флота», входящая в систему Вооруженных Сил Российской Федерации и находящаяся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, являющегося органом военного управления, относится к структурным подразделениям и выполняет возложенные на нее функции государственного органа в целях обороны и безопасности государства, поэтому в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при распределении судебных расходов подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в доход соответствующего бюджета, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Назарова Нуриддина Саидовича (паспорт .....) к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (ОГРН 1145110010748) о взыскании невыплаченной заработной платы, перерасчете отпускных сумм, процентов, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя, удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу Назарова Нуриддина Саидовича невыплаченную заработную плату за период с ноября 2022 года по сентябрь 2023 года в размере 36511 руб. 09 коп., задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска за период с 04.04.2023 по 04.05.2023 в размере 7882 руб. 50 коп., проценты, рассчитанные по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 10.12.2022 по 29.12.2023 в размере 7064 руб. 90 коп., денежные средства в размере 130 520 руб. 76 коп., компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей, расходы по оплате услуг представителя 5000 рублей, всего взыскать 194 979 (сто девяносто четыре тысячи девятьсот семьдесят девять) руб. 25 коп.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу Назарова Нуриддина Саидовича компенсацию, предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, с 30.12.2023 на сумму задолженности по выплате заработной платы в размере 36511 руб. 09 коп., по оплате отпуска в размере 7882 руб. 50 коп., по день фактической выплаты.

В удовлетворении остальной части требований Назарова Нуриддина Саидовича к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании невыплаченной заработной платы, процентов, расходов по оплате услуг представителя отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                           О.В. Черняева

Мотивированное решение изготовлено 12 января 2024 года

2-6688/2023 ~ М-4819/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Назаров Нуриддин Саидович
Ответчики
ФКУ "ОСК Северного флота"
войсковая часть 40640
Другие
Максакова Татьяна Николаевна
Министерство обороны РФ
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Черняева О.В.
Дело на странице суда
seversud--arh.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
29.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Дело оформлено
04.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее