УИД: 59RS0004-01-2022-002669-07
Дело № 2-2477/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Гнездиловой З.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Ченцовой Ю.П., действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Осинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о возложении обязанности организовать: стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Болгары-Юго-Камский-Крылово» с 68 километра по 70 километр в границах населенного пункта <Адрес> и за пределами <Адрес> нарасстоянии не менее 100 метров от <Адрес> в соответствии с п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст; обустройство тротуаров на участке автомобильной дороги «Болгары-Юго-Камский-Крылово» с 68 километра по 70 километр в границах населенного пункта <Адрес>Осинского городского округа Пермского края в соответствии с п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.В обоснование требований указано, что прокуратурой Осинского района по поручению прокуратуры Пермского края в связи с поступившими обращениями МНВ по вопросам отсутствия стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге «Болгары – Юго-Камский – Крылово» в пределах населенного пункта <Адрес> проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, в ходе которой в деятельности КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края. К проверке привлечен инспектор ДН ОГИБДД МО МВД России «Осинский» ПАА При обследовании автомобильной дороги на спорном участке установлено, что в нарушение п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в границах населенного пункта <Адрес> и за пределами <Адрес> на расстоянии не менее 100 м от <Адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение, в границах населенного пункта <Адрес> отсутствуют тротуары. В соответствии выпиской ЕГРН правообладателем автомобильной дороги «Болгары - Юго-Камский – Крылово» с кадастровым номером № является субъект Российской Федерации Пермский край. Право оперативного управления зарегистрировано за КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края. Отсутствие стационарного электрического освещения участка автомобильной дороги регионального значения «Болгары - Юго-Камский – Крылово» с 68 км.по 70 км. отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на данном участке дороги, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЛЕВ в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, из которого следует, что ответчиком заключен договор на выполнение работ по разработке соответствующей проектной и рабочей документации. В настоящее время договор исполнен, получено положительное заключение государственной экспертизы проекта. Согласно проекту продолжительность проведения строительно-монтажных работ составляет 7,5 месяцев. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо ОГИБДД МО МВД России «Осинский» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, о чем имеется соответствующее уведомление, каких-либо ходатайств не заявило, мнение по заявленным требованиям не выразило.
Заслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, письменного отзыва ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожным сооружениям как элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Осинской городской прокуратурой на основании обращения МНВ (л.д. 6) совместно с сотрудником ДН ОГИБДД МО МВД России «Осинский» проведено обследование автомобильной дороги общего пользования, регионального значения «Болгары-Юго-Камский-Крылово» в пределах населенного пункта <Адрес>, в ходе которого установлено, что в нарушение требований пункта 4.6.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» не обустроена тротуаром (пешеходной дорожкой) (л.д. 8-15).
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 № 449-п «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края и Порядка внесения изменений в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края», участок автомобильной дороги «Болгары - Юго-Камский – Крылово» (идентификационный номер 57 ОП РЗ 57К-0006), относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края.
Автомобильная дорога «Болгары - Юго-Камский – Крылово», проходит через населенный пункт <Адрес>.
Из выписки ЕГРН следует, что правообладателем автомобильной дороги «Болгары - Юго-Камский – Крылово» с кадастровым номером № является субъект Российской Федерации Пермский край (л.д.16-33).
Из Устава Учреждения (л.д. 34-41) следует и не оспаривается ответчиком, что КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта. Для достижения указанных целей, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» осуществляет организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения и других объектов транспортной инфраструктуры. Функции учредителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» осуществляет Министерство транспорта Пермского края.
Таким образом, судом установлено, что ответчик КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», как учреждение, в оперативное управление которого переданы автомобильные дороги, несет бремя их содержания, в том числе по организации выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, связанных с обеспечением освещения спорных участков вышеназванных дорог и устройству тротуаров или пешеходных дорожек.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст(далее - ГОСТ Р 52766-2007), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты.
Несоответствие объектов улично-дорожной сети вышеприведенным требованиям закона влечет нарушение прав граждан, прежде всего несовершеннолетних, на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении.
Из представленных суду доказательств следует, что на участке региональной автомобильной дороги «Болгары - Юго-Камский – Крылово», за 100 метров до границы сельского поселения (знак начало населенного пункта) «<Адрес>» отсутствует стационарное электрическое освещение, тротуары, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Кроме того, данный факт представителем КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края не оспаривается.
В соответствии с уставом КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края данное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством российской Федерации полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта. Предметом и целью деятельности учреждения в соответствии с п.2.2.3 организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения или других объектов транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося на праве оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.
При этом согласно п. 1.1 «Положения о Министерстве транспорта и связи Пермского края», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 828-п, Министерство транспорта Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию по вопросам, отнесенным настоящим Положением к его компетенции.
В силу п. 3.2.1, 3.2.8 указанного Положения Министерство транспорта и связи Пермского края обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществляет расчет необходимого объема средств на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, вопросы организации наружного освещения автомобильной дорогиБолгары-Юго-Камский-Крылово,обустройство тротуаров отнесены к компетенции КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края.
В нарушение действующего законодательства КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края ненадлежащим образом организовало в границах населенного пункта <Адрес> содержание автомобильной дорогина участке автодороги Болгары-Юго-Камский-Крылово в районе населенного пункта <Адрес>.
При таких обстоятельствах, поскольку КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края является учреждением, обязанным обеспечить содержание автомобильной дороги Болгары-Юго-Камский-Крылово, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края обязанность организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Болгары-Юго-Камский-Крылово» с 68 километра по 70 километр в границах населенного пункта <Адрес>Осинского городского округа Пермского края и за пределами <Адрес> на расстоянии не менее 100 метров от <Адрес> в соответствии с п. 4.6.1.1 «ГОСТР 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
возложить на краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края обязанность обустройство тротуаров на участке автомобильной дороги «Болгары-Юго-Камский-Крылово» с 68 километра по 70 километр в границах населенного пункта <Адрес>Осинского городского округа Пермского края в соответствии с п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись -И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2022
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-2477/2022
Ленинского района г. Перми