Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-842/2024 (2-3906/2023;) ~ М-3541/2023 от 22.12.2023

УИД: 62RS0004-01-2023-004565-80

Производство № 2-842/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Рязань                                     07 мая 2024 года

Советский районный суд города Рязани в составе председательствующего судьи Мечетина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Макаровой Ю.И.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района города Рязани Тюриной Ю.В.,

представителей истца Якушева И.А., Розановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Мартынова Сергея Александровича к Министерству здравоохранения Рязанской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мартынов С.А. обратился в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Рязанской области, мотивировав исковые требования тем, что он является инвалидом <...> по общему заболеванию бессрочно. Согласно протоколу консилиума врачей <...> от дд.мм.гггг. ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер», Мартынову С.А. определена тактика лечения, включающая при прогрессировании заболевания применение препарата «<...>» <...> в сутки. В начале сентября 2023 года истец начал лечение препаратом с действующим веществом <...>. До дд.мм.гггг. включительно Мартынов С.А. был обеспечен лекарственными препаратами. Заранее, дд.мм.гггг. истец обратился в ГБУ РО «ОКОД», где ему был выдан рецепт серия <...><...> для бесплатного получения за счет средств бюджета РФ препарата, содержащего действующее вещество <...>, <...>., . Мартынов С.А. прикреплен на медицинское обслуживание по месту жительства к поликлинике ГБУ РО «Городская клиническая больница », где находится аптечный пункт ГАУ РО «Рязань-Фармация». При обращении Мартынова С.А. с рецептом, в выдаче препарата было отказано в связи с его отсутствием. В связи с этим, супруга истца дд.мм.гггг. обратилась на горячую линию Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения. дд.мм.гггг. территориальным органом Росздравнадзора по Рязанской области обращение направлено министру здравоохранения Рязанской области. дд.мм.гггг. Министерство здравоохранения Рязанской области уведомило заявителя о том, что для истца в соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУ РО «ОКОД» от дд.мм.гггг. организована закупка лекарственного препарата «<...>» <...>., . После завершения закупочных мероприятий и поставки товара на склад ГАУ РО «Рязань-Фармация» заявитель будет проинформирован по телефону. Лекарственный препарат <...> включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Мартынов С.А. относится к особой категории граждан, подлежащих государственной защите. Однако, как указывает истец, ответчиком созданы условия к несвоевременному оказанию медицинской помощи, выраженному в необеспечении Мартынова С.А. жизненно важным лекарственным препаратом, в связи с чем он испытывал душевные переживания из-за этого, что усугубляло его состояние и причиняло ему нравственные страдания. Из-за сложившейся ситуации он не знал, сможет ли продолжить жизненно важное для себя лечение, испытывал переживания о возможном ухудшении состояния здоровья из-за несвоевременного предоставления жизненно важного лекарственного препарата. дд.мм.гггг. Мартынову С.А. пришлось приобрести за свой счет лекарственный препарат «<...>», таблетки, <...>., , стоимостью 44 000 руб. Согласно регистрационного удостоверения лекарственного препарата, действующим веществом препарата «<...>» является <...>. дд.мм.гггг. Мартынова С.А. по телефону уведомили о поступлении лекарственного препарата <...>. Таким образом, если бы истец самостоятельно за счет собственных средств не приобрел бы жизненно необходимый препарат с действующим веществом <...>, лечение было бы прервано, что могло привести к необратимым последствиям для здоровья или жизни Мартынова С.А. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчика Министерства здравоохранения Рязанской области за счет казны Рязанской области убытки в размере 44 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Мартынов С.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд своих представителей.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Рязанской области, представители третьих лиц Управления Федерального казначейства по Рязанской области, Государственного автономного учреждения Рязанской области «Рязань-Фармация», Государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Областной клинический онкологический диспансер», в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, об отложении судебного разбирательства не просили.

В судебном заседании представители истца Якушев И.А., Розанова И.А. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Тюриной Ю.В., полагавшей заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом принципа разумности и справедливости, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, злокачественные новообразования (код заболевания по международной классификации болезней МКБ-10: С 00 – С 97).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. В указанный перечень включен лекарственный препарат «<...>».

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч.2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (ч. 7 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353.

Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при новообразованиях.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями, в том числе в условиях дневного стационара в соответствии с клиническими рекомендациями и критериями оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в условиях дневного стационара, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации (Раздел V Программы).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Рязанской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Рязанской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мартынов С.А., заявляя требование о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов, ссылается на то, что неправомерное бездействие Министерства здравоохранения Рязанской области создало условия к несвоевременному обеспечению истца, страдавшему онкологическим заболеванием, необходимым ему лекарственным препаратом бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения этого препарата и его оплаты за счет личных средств.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания граждане обращаются в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь (далее - медицинская организация).

Медицинские организации определяют потребность прикрепленного населения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и специализированных продуктах лечебного питания для лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, а также размещают на информационных стендах информацию об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение по назначению врача.

В свою очередь Министерство здравоохранения Рязанской области: осуществляет закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания; координирует деятельность медицинских и аптечных организаций в сфере лекарственного обеспечения граждан; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, закупленными по государственным контрактам; информирует медицинские организации об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с заключенными государственными контрактами.

В судебном заседании установлено, что решением консилиума врачей <...> от дд.мм.гггг. Мартынову С.А. установлен диагноз: <...> Больному показана при прогрессировании <...>. с оценкой эффекта через 3 месяца.

    Согласно рецепту серия <...><...> от дд.мм.гггг. Мартынову С.А. выписан лекарственный препарат <...>. Из реестра рецептов на имя Мартынова С.А., представленного стороной ответчика в материалы дела, следует, что данный рецепт имеет статус – «выдан», дд.мм.гггг..

Обязанность по обеспечению Мартынова С.А. лекарственным препаратом «<...>», <...>., возложена на Министерство здравоохранения Рязанской области как на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в обязанности которого входит организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, в том числе путём заключения государственных контрактов. Однако, обязанность ответчика по обеспечению истца необходимым лекарственным препаратом не была своевременно исполнена.

Из письменных пояснений представителя ответчика следует, что обеспечить истца вышеуказанным препаратом в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. не представлялось возможным, в связи с его отсутствием в аптечных организациях Рязанской области, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов. После обращения Мартынова С.А. ответчиком незамедлительно была организована закупка лекарственного препарата, по результатам которой дд.мм.гггг. был заключен государственный контракт на его поставку. Лекарственный препарат по указанному контракту поступил в аптечный склад ГАУ РО «Рязань-Фармация» дд.мм.гггг..

Из материалов дела следует, что Мартынов С.А. дд.мм.гггг. самостоятельно приобрел препарат «<...>» таблетки, <...>., (действующее вещество <...>) за 44 000 руб., что ответчиком не оспаривалось.

Следовательно, Министерство здравоохранения Рязанской области не обеспечило Мартынова С.А. лекарственным препаратом «<...>», <...>., , что в силу приведённых выше положений законодательства не может быть признано законным, так как лишило истца предусмотренных государством социальных гарантий, а расходование личных денежных средств истца состоит в прямой причинно-следственной связи с бездействием ответчика, заявленные расходы по приобретению указанных медицинских изделий в размере 44 000 руб., понесённые Мартыновым С.А., подлежат возмещению за счёт ответчика.

Разрешая исковые требования в части требования о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

    В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Из изложенного следует, что, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

С учетом вышеприведенных и по смыслу действующего правового регулирования размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.

    Как указывал истец, действиями ответчика, выразившимися в необеспечении его лекарственными препаратами, была создана угроза его жизни и здоровью, в связи с чем, Мартынов С.А. испытал нравственные и физические страдания, поскольку он переживал за свою жизнь и волновался о возможном ухудшении состояния здоровья ввиду несоблюдения назначенного лечения.

С учётом конкретных обстоятельств дела, обстоятельств причинения вреда и личности Мартынова С.А. суд полагает, что исковые требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению – в размере 10 000 руб., в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в большем размере надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мартынова Сергея Александровича (<...>) к Министерству здравоохранения Рязанской области (ОГРН 1026201265760) о взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Рязанской области в пользу Мартынова Сергея Александровича убытки в размере 44 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении исковых требований Мартынова Сергея Александровича к Министерству здравоохранения Рязанской области о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд города Рязани в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                            Д.В.Мечетин

2-842/2024 (2-3906/2023;) ~ М-3541/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мартынов Сергей Александрович
Ответчики
Министерство здравоохранения Рязанской области
Другие
Управление Федерального казначейства по Рязанской области
Розанова Ирина Александровна
ГБУ Рязанской области «Областной клинический онкологический диспансер»
Государственное автономное учреждение Рязанской области "Рязань-Фармация"
Суд
Советский районный суд г. Рязани
Судья
Мечетин Д.В.
Дело на странице суда
sovetsky--riz.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее