Дело № 2-2689/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при помощнике судьи Цурцумия К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Гагаринского района г.Севастополя к Департаменту городского хозяйства г.Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском, в котором просит возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов общей площадью 425 кв. м, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес> в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Гагаринского района города Севастополя, в ходе которой выявлены грубые нарушения.
Прокуратурой района на территории земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый №, выявлена свалка отходов грунта и лома бетонных и асфальтобетонных изделий, площадью 425 кв.м.
С целью устранения нарушений прокуратурой района в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя 24.02.2022 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
По результатам рассмотрения представления меры по удалению указанной свалки не приняты.
В судебном заседание старший помощник прокурора Гагаринского района города Севастополя Черный В.В. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседание представитель ответчика Вышковский С.В. против удовлетворения иска не возражал, просил предоставить срок для исполнения решения до 6 месяцев, в связи с отсутствием денежных средств у департамента.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
На основании ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ) основными принципами и направлениями государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка отходов, утилизация отходов и их обезвреживание.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Гагаринского района города Севастополя, в ходе которой выявлены грубые нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Аналогичные требования содержаться в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с терминологией Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).
Согласно п. 4.10 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП (далее – Правила), в целях обеспечения надлежащего уровня благоустройства на территории города Севастополя не допускается в том числе сбрасывать и накапливать мусор, иные отходы вне специально отведенных для этого мест; создавать стихийные свалки; складировать на улицах, проездах, внутридворовых и дворовых территориях многоквартирных домов строительные материалы, дрова, уголь; вывозить твердые бытовые отходы и грунт в места, не предназначенные для этих целей.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, к основным задачам Департамента относится координация деятельности по осуществлению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, опасных отходов, а также принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и водных объектов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Прокуратурой района на территории земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый №, выявлена свалка отходов грунта и лома бетонных и асфальтобетонных изделий, площадью 425 кв.м.
С целью устранения нарушений прокуратурой района в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя 24.02.2022 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
По результатам рассмотрения представления меры по удалению указанной свалки не приняты.
Размещение на территории земельного участка указанной свалки отходов создаёт угрозу безопасности окружающей среды в результате загрязнения её компонентов и требует принятия неотложных мер по их устранению.
В нарушение указанных требований законодательства отходы складированы на территории обозначенного земельного участка, который не является объектом размещения отходов.
Указанная свалка отходов находится на земельном участке, который третьим лицам не принадлежит, относится к землям города федерального значения Севастополя.
Согласно п. 4.5 Правил содержание и благоустройство территории города Севастополя в границах земельных участков, находящихся в собственности города, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав третьих лиц либо предоставленных во владение исполнительным органам государственной власти города Севастополя, осуществляются за счет средств бюджета Севастополя, местных бюджетов и средств государственных учреждений и предприятий города в соответствии с распределенными полномочиями.
В соответствии п. 11.2 Правил мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по постоянному мониторингу территории, размещению информационных щитов о незаконности размещения отходов с установкой в случае необходимости и технической возможности средств видеофиксации.
В нарушение указанных требований законодательства Департаментом городского хозяйства города Севастополя меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, не принимаются.
Таким образом, указанные выше нарушения федерального и регионального законодательства стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами Департамента городского хозяйства города Севастополя, а также ненадлежащего контроля со стороны руководства.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что на Департамент городского хозяйства г.Севастополя возлагаются обязанности по организации накопления, сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на ответчика, суд находит целесообразными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем суд считает необходимым установить для ответчика срок 6 месяцев для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры Гагаринского района г.Севастополя к Департаменту городского хозяйства г.Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов общей площадью 425 кв. м, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес> в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 2 ноября 2022 года.
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя С.В.Калганова