Дело № 21-538/2022
Судья: Никитин А.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
6 декабря 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Димитриевой Ирины Анатольевны на постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 27 мая 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииДимитриевой Ирины Анатольевны,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № от 27 мая 2022 года Димитриева И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 сентября 2022 года постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Димитриева И.А. просит отменить постановление административного органа и решение судьи районного суда, указывая, что допущено нарушение порядка возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку у административной комиссии не имелось оснований для вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и определения об истребовании сведений; транспортное средство не имеет полиса ОСАГО, в связи с чем не передвигалось и находилось на одном месте. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного решения.
Заявленное Димитриевой И.А. ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного решения подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что копия решения судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 22 сентября 2022 года получена Димитриевой И.А. 30 сентября 2022 года, о чем свидетельствует ее подпись в уведомлении о вручении отправления (л.д. 36). Последним днем для подачи жалобы на решение судьи районного суда от 22 сентября 2022 года являлось 10 октября 2022 года.
Жалоба на решение судьи районного суда подана в Московский районный суд г. Чебоксары Димитриевой И.А. 11 октября 2022 года, т.е. с пропуском срока для обжалования. Учитывая незначительный срок (1 день) пропуска процессуального срока для обжалования судебного акта, полагаю необходимым данный срок восстановить.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей.
В силу п. 5.3.1.13 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года № 1006 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Чебоксары» на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что 25 апреля 2022 года в 06 час. 29 мин. возле дома <адрес>, собственник (владелец) Димитриева И.А. разместила транспортное средство, государственный регистрационный знак №, на озелененной территории, чем нарушила п. 5.3.1.13 Правил благоустройства территории города, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года № 1006.
Согласно вводной части постановления административной комиссии указанное административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством «ДОЗОР-М», размещенном в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту согласно Приложению № 1 приказа № 04/1 от 20 января 2022 года транспортном средстве.
На основании данных, полученных в результате работы указанного комплекса, Димитриева А.И. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» без составления протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление, судья Московского районного суда г. Чебоксары согласился с выводами административного органа о наличии в действиях Димитриевой И.А. состава вмененного административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ответственность за стоянку транспортного средства на озелененной территории не может наступать по региональному закону, поскольку правоотношения по поводу размещения транспортных средств (стоянки, остановки) урегулированы федеральным законодательством, подлежат отклонению как основанные на субъективном толковании норм действующего законодательства.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ).
Следовательно, субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение тех правил и норм, которые предусмотрены нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, путем указания в диспозиции нормы конкретных противоправных действий, исключающих совпадение признаков объективной стороны состава административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с признаками объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм (ч. 1, пп. 1, 5 и 7 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что, если остановка или стоянка транспортного средства была осуществлена на территориях, на которые не распространяется действие раздела 12 Правил дорожного движения Российской Федерации (например, газон, детская площадка, иные объекты благоустройства), такие действия квалификации по ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) не подлежат. Административная ответственность за указанные нарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах с учетом положения п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ субъект Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих запрет на размещение транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, а также на детских и спортивных площадках.
Вопреки доводам жалобы по настоящему делу определение о возбуждении дела об административном правонарушении административной комиссией не выносилось.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» информация о владельцах транспортных средств подлежит внесению в банки данных.
В соответствии с частью 5.1 статьи 17 Федерального закона о полиции информация, предусмотренная пунктом 12 части 3 названной статьи, предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
При наличии указанного в пункте 4 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повода к возбуждению дела об административном правонарушении административная комиссия вправе совершать процессуальные действия, в том числе - истребовать сведения о владельцах транспортных средств, предположительно совершивших административные правонарушения.
Также следует отметить, что Федеральным законом от 1 марта 2020 года № 44-ФЗ часть 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена пунктом 7, согласно которому дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 названного Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Таким образом, доводы жалобы о незаконности принятого административной комиссией определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении являются необоснованными.
Довод жалобы о том, что не имеется полиса ОСАГО, не исключает наличие в действиях Димитриевой И.А. состава административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что транспортное средство все время находилось на одном месте и не передвигалось, также не влечет юридических последствий по делу, поскольку транспортное средство было размещено с нарушением требований закона на озелененной территории. При этом факт изменения места положения транспортного средства подтверждается материалами дела.
Так оспариваемым постановлением по настоящему административному делу, Димитриева И.А. привлечена к административной ответственности за размещение транспортного средства 25 апреля 2022 года в 6 час. 29 мин. 55 сек. по адресу: <адрес>, географическое расположение: <данные изъяты>.
Постановлением городской административной комиссии № от 27 мая 2022 года Димитриева И.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за размещение транспортного средства 28 апреля 2022 года в 6 час. 28 мин. 20 сек. по адресу: г<адрес>, географическое расположение <данные изъяты>; а постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № от 11 мая 2022 года за расположение транспортного средства 14 апреля 2022 года в 6 час. 39 мин. 40 сек. по адресу: <адрес>, географическое расположение: <данные изъяты>.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, правовым основанием к отмене вынесенных актов не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 27 мая 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииДимитриевой Ирины Анатольевны оставить без изменения, жалобу Димитриевой И.А. без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова