66RS0051-01-2023-000561-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Серов 08 июня 2023г.
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Шулаковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-967/2023 по исковому заявлению Першиной Ольги Владимировны к Администрации Серовского городского округа, Отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» о признания права собственности в порядке приобретательной давности
с участием представителя истца Гуськова Д.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчиков Черноивановой Е.Ю., действующей на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛ:
Першина О.В. обратилась в Серовский районный суд Свердловской области к Администрации Серовского городского округа, Отраслевому органу Администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указала, что является дочерью Караваева В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти ее отца открылось наследственное имущество в виде личных вещей, бытовой техники, а также нежилых хозяйственных построек (две капитальные бревенчатые хозяйственные постройки (здания), баня), расположенных по адресу: <адрес>. Она является наследником первой очереди после смерти отца, остальные наследники добровольно отказались от прав на наследственное имущество. В установленный законом срок она не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку наследственное имущество состоит из личных вещей наследодателя, а также из нежилых хозяйственных построек, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие регистрацию права собственности умершего на указанное имущество. В 1975 году ее отцу по месту работы был выделен лес и пиломатериалы, из которых он на земельном участке по адресу: <адрес>, рядом с двухквартирным домом, где проживал, построил нежилую хозяйственную постройку, площадью 17,6 кв.м. В 1984, 1986 годах на указанном земельном участке наследодателем была построена еще одна хозяйственная постройка, площадью 14,5 кв.м и баня, площадью 7 кв.м. Однако, при жизни зарегистрировать свое право на данные объекты недвижимого имущества в Росреестре наследодатель не успел. Жилой дом, в котором наследодатель был зарегистрирован в качестве нанимателя, в 2018 году был признан аварийным и подлежим сносу, а постановлением Администрации Серовского городского округа от 29.10.2019 № 2411 жилой дом списан и исключен из реестра муниципальной собственности. Истцу и ее отцу было отказано в приватизации жилого помещения. Истец с момента рождения и до 2004г. была зарегистарирована и продолжала проживать с отцом в вышеуказанном доме, продолжает пользоваться и нести бремя содержания и по настоящее время, в связи с чем открыто, непрерывно и добросовестно пользуется данным жилым помещением более 15 лет. Просит признать ее собственником недвижимого имущества, в виде жилого помещения <адрес> двух хозяйственных зданий (построек), площадью 17,6 кв.м и 14,5 кв.м, а также капитальной бревенчатой бани, площадью 7 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, в порядке приобретательной давности.
Истец Першина О.В. в судебное заседание не явилась, в предварительном судебном заседании исковые требования поддерживала, просила их удовлетворить.
Представитель истца Гуськов Д.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что право собственности на жилой дом и хозяйственные постройки у Першиной О.В. возникло в силу приобретательной давности.
Представитель ответчиков Администрации Серовского городского округа, Отраслевого органа Администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Черноиванова Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку права на спорное недвижимое имущество принадлежат Серовскому городскому округу жилой дом состоял в реестре муниципальной собственности под №853, отец истца пользовался данным имуществом по договору социального найма, собственник от данного имущества не отказывался, жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, исключен из реестра муниципальной собственности, в момент смерти отца проживающих совместно с ним лиц- членов семьи не имелось. В данном случае отсутствует признак добросовестности истца. В связи с чем оснований для признания за истцом права собственности на указанное имущество в порядке приобретательной давности отсутствуют.
Третье лицо представитель Управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации числе способов защиты предусмотрена защита гражданских прав путем признания права.
В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1, 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них.
Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
Предметом спора является право собственности на жилое помещение № в жилом доме и хозяйственные постройки, площадью 17,6 кв.м и 14,5 кв.м, а также баня, площадью 7 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, ФИО4 был зарегистрирован и проживал в <адрес>, расположенной в двухквартирном доме по адресу: <адрес> по день смерти - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер.
Из ответа нотариуса на запрос от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственное дело после смерти ФИО5 не заводилось.
Наследником первой очереди после смерти ФИО4 является дочь Першина О.В., что подтверждается свидетельством о рождении, справкой о заключении брака.
Другие наследники первой очереди ФИО6 (сын), ФИО7 (сын), ФИО8 (жена) на наследство не претендуют, наследственные права оформлять не желают, что подтверждается нотариально удостоверенными заявлениями.
Постановлением администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В сентябре 2018г. истец добровольно снялась с регистрационного учета по данному адресу.
Зарегистрированные граждане по указанному адресу на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали.
Постановлением главы администрации Серовского городского округа № от 08.08.2008г. принят в муниципальную собственность жилищный фонд ОАО «Черноярский лесозавод», согласно Перечню жилых домов передаваемых в собственность также передан жилой <адрес>, в <адрес>.
Постановлением администрации Серовского городского округа № от 30.10.2018г. жилой <адрес>, в <адрес> в числе других жилых домов признан аварийным и подлежащим сносу, на основании Заключения межведомственной комиссии № от 09.10.2018г.
На основании постановления администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О списании недвижимого имущества Серовского городского округа» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> списан и исключен из реестра муниципальной собственности МО Серовский городской округ и из состава муниципальной казны Серовского городского округа.
Из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об объекте недвижимости «многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:61:0301004:918, по адресу: <адрес>, относится к категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под многоквартирный жилой дом, правообладателями указаны: собственники помещений многоквартирного дома.
Таким образом, из имеющихся в деле письменных доказательств следует о том, что основное строение: жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, исключен из реестра муниципальной собственности, сведения об объекте недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение состояло в реестре муниципальной собственности, предоставлено было умершему ФИО4 на праве социального найма.
Право собственности наследодателя на <адрес> установленном законом порядке при жизни зарегистрировано не было, доказательств обратного суду не представлено. Доказательств обращения наследодателя с заявлением о приватизации жилого помещения не представлено.
Жилое помещение, предоставленное гражданину по договору социального найма, после смерти нанимателя не переходит к его наследникам по закону или завещанию. Объектом наследования может быть только жилое помещение, принадлежавшее умершему гражданину на праве собственности.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Согласно пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки за исключением основного здания, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Из системного анализа вышеприведенных норм и материалов дела следует, что спорные хозяйственные постройки и баня являются строениями вспомогательного назначения, и использовались для обслуживания дома по адресу: <адрес>.
Данные строения, обладая признаками недвижимости, не могут выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав, а являются вспомогательными, в связи с чем на них не может быть признано право собственности отдельно от жилого дома, поскольку в силу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации эти строения следуют судьбе главной вещи - жилому дому.
Кроме того, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, спорные хозяйственные постройки и баня расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:61:0301004:918, который на каком-либо вещном праве (собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании) наследодателю не предоставлялся. Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка указан: под многоквартирный жилой дом, правообладатели - собственники помещений многоквартирного дома, к которым наследодатель не относился, собственником жилого помещения он не являлся.
Таким образом, принадлежность права собственности на главную вещь (квартиру в жилом доме) Муниципальному образованию <адрес> и отсутствие права собственности на земельный участок лишает правовой состоятельности искового требования истца о признании права собственности на хозяйственные постройки и баню, являющихся принадлежностью главной вещи.
Решением Серовского районного суда <адрес> по гражданскому делу 32-1197/2020 Першиной О.В. было отказано в признании права собственности в порядке наследования на капитальные бревенчатые хозяйственные постройки по адресу: <адрес>. Решением Серовского районного суда <адрес> установлен факт принадлежности права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество в том числе и жилой дом, собственник от них не отказывался. Таким образом, совокупность условий для признания права собственности на жилой дом и хозяйственные постройки в силу приобретательной давности – добросовестность, открытость и непрерывность владения судом не установлена.
При установленных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Першиной О.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Першиной Ольги Владимировны к Администрации Серовского городского округа, Отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» о признания права собственности в порядке приобретательной давности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2023г.
Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова