РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Самара 1 февраля 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-625/2024 по административному исковому заявлению Коровина Александра Михайловича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14311 кв.м, по адресу: <адрес>, в размере 8 142 959 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3223 кв.м, по адресу: <адрес>, Лит. А 11, в размере 2 020 821 рубль,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17180 кв.м, по адресу: <адрес>, в размере 9 775 420 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в границах указанных земельных участков расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности. Административный истец, являясь собственником объектов недвижимого имущества, обладает первоочередным правом приобрести рассматриваемые земельные участки в собственность или в аренду без проведения торгов. Из уведомлений администрации г.о. Тольятти следует, что у административного истца возникли обязательства по уплате за пользование земельными участками в размере арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости участков с применением методик, утвержденных нормативными актами г.о. Тольятти. Кадастровая стоимость каждого земельного участка превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке. Данным обстоятельством нарушаются права административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению бремени обязательных платежей.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица администрация г.о. Тольятти Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость служит налоговой базой для налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества и налога на имущество физических лиц (статьи 375 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, она устанавливается для целей выкупа или аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.20 и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ -1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- здание с кадастровым номером №, расположенный в границах объекта с кадастровым номером № – земельный участок, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 3223 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации здания деревообрабатывающего цеха, правообладатель - муниципальное образование г.о. Тольятти;
- здания с кадастровыми номерами № и №, расположенные в границах объекта с кадастровым номером № - земельный участок, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 14311 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, КПП с весовой и открытой площадки, правообладатель - муниципальное образование г.о. Тольятти;
- здания с кадастровыми номерами №, № №, №, №, расположенные в границах объекта с кадастровым номером № - земельный участок, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 17180 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для целей дальнейшей эксплуатации части производственной базы – складов, правообладатель - муниципальное образование г.о. Тольятти.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 по состоянию на 01.01.2022 утверждена кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № в размере 3 603 507, 38 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 04.01.2023.
По сведениям ЕГРН 25.03.2023 внесена информация об утверждении кадастровой стоимости на основании акту ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» № от 21.03.2023 в отношении объекта с кадастровым номером № в размере 9 425 261, 81 рублей, объекта с кадастровым номером № в размере 10 692 295, 98 рублей.
Письмами администрация г.о. Тольятти Самарской области уведомила административного истца о необходимости внесения платы за фактическое использование земельными участками. Расчет суммы за фактическое пользование произведен исходя из кадастровой стоимости объекта.
Административный истец, будучи пользователем земельных участков, как собственник зданий, расположенных в границах рассматриваемых объектов, является плательщиком за фактическое пользование землей. Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера платы за фактическое пользование земельными участками, а также выкупной цены при приобретении права собственности на землю.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 29.12.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 14/12-23/2-1 от 26.12.2023 оценочной организации ООО «Независимый кадастровый центр» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков
- с кадастровым номером № в размере 8 142 959 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 2 020 821 рубль,
- с кадастровым номером № в размере 9 775 420 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 29.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Коровина Александра Михайловича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества -земельных участков, <адрес> равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022:
- с кадастровым номером № в размере 8 142 959 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 2 020 821 рубль,
- с кадастровым номером № в размере 9 775 420 рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 29.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2024.
Судья И.А. Щетинкина