Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-49/2019 ~ М-11/2019 от 17.01.2019

Дело № 2-49/2019 г. Мариинский Посад

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2019 года Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего федерального судьи Макашкина Д.Ф.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Е. В.,

с участием: прокурора – помощника прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Калачян К. Ю.;

представителя ответчика – МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики Михайлова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Чувашской Республики в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики об обязании к совершению действий,

установил:

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура Чувашской Республики обратилась в суд с исковым заявлением с дальнейшим уточнением исковых требований к МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики:

- об обязании МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку, оформленную по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554, и содержащую сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисов, д. № 50, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

- об обязании МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисово, д. № 50.

Исковое заявление истца мотивировано тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения гражданина ФИО1 на основании решения о проведении проверки проведена проверка соблюдения МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения требований законодательства об охране вод, и в ходе проверки установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 19 декабря 2017 года МУП ЖКУ эксплуатирует городские очистные сооружения, сброс с которых осуществляется в сухой овраг и далее по рельефу в Куйбышевское водохранилище р. Волга. За второй квартал 2018 года сброшено 92,533 тыс. м3.

В соответствии с частями 1,3 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 29 июля 2018 года), нормативны допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетов фонового состояния природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции от 29 июля 2018 года декларацию о воздействии на окружающую среду представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Из смысла части 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что расчет нормативы допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) требуется и для объектов III категории.

Однако МУП ЖКУ эксплуатируемые очистные сооружения на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены, соответственно им не присвоена категория воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации вы области обращения отходами производства и потребления.

В силу ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах в уполномоченном Правительством Российской Федерации в федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В нарушение указанных требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предприятием МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения в установленный шестимесячный срок не исполнена обязанность по постановке на государственный учет, принадлежащих предприятию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не обеспечено своевременное оформление заявки по форме, установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, содержащей сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а»- «и», «м», «н» и «п» пункта 5 Порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июня2016 года № 572, и направление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Эксплуатируемые МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения на праве хозяйственного ведения очистные сооружения находятся в собственности Мариинско-Посадского городского поселения.

- 2 -

Согласно п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог, обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктами 1, 2ст. 294 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определении предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного введения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что предприятие МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения, как организация, эксплуатирующая очистные сооружения, и администрация Мариинско-Посадского городского поселения, как собственник очистных сооружений, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению охраны земель от загрязнения отходами производства в результате осуществления своей предпринимательской деятельности.

По результатам проверки 09 августа 2018 года директору МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. Однако своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было.

Представитель истца - помощник прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Калачян К. Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные к МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила:

- обязать МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку, оформленную по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554, и содержащую сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисов, д. № 50, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- обязать МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с биологических очистить сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисово, д. № 50.

Представитель ответчика – МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Михайлов Н.П. в судебном заседании не признал исковые требования Чебоксарской межрайонной прокуратуры, и показал, что по объективным причинам невозможно подавать заявку на включение биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисово, д. № 50, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и невозможно прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисово, д. № 50, поскольку труба очистных сооружений, по которой сбрасываются сточные воды, не доведена до р. Волга. Довести эту трубу до р. Волга невозможно, поскольку эта труба расположена в глубоком овраге, и там невозможно проводить какие-либо работы по прокладке трубы до р. Волга. Кроме того, существующие биологические очистные сооружения планово-убыточное предприятие, не отвечает современным требованиям, и поэтому в 2019 - 2022 годах в г. Мариинский Посад Чувашской Республики запланировано строительство новых очистных сооружений производительностью 1500 м3 в сутки.

Представитель ответчика - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия и указала, что возражает против удовлетворения искового заявления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Чувашской Республики, поскольку в настоящее время ведется работа по проектированию объекта строительства – биологических очистных сооружений г. Мариинский Посад, производительностью 1500 м3 в сутки, с привлечением средств федерального бюджета за период 2019-2022 годы. Требование прокурора о прекращении сброса сточных вод на рельеф местности с очистных сооружений в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда приведет к массовому затоплению города нечистотами. В связи с чем, просит отстрочить принятие решение суда до конца 2022 года.

Представитель третьего лица – Управления Роспироднадзора по Чувашской Республике ФИО3 в судебное заседание не явилась, и обратилась в суд с заявлением о рассмотрении данного гражданского дела без её участия.

Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, суд пришёл к выводу о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Из представленных истцом документов следует, что МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; забору, очистке и распределению воды; сбору и обработке сточных вод (л.д.5-7). На основании договора № б/н о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 19 декабря 2017 года администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики закрепила за МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на праве хозяйственного владения муниципальное имущество, в том числе очистных сооружений (л.д. 9-14).

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой 09 августа 2018 года в адрес директора МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики было внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л. д. 21-25).

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту ФЗ «Об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для

- 3 -

юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно части 1.3 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что декларацию о воздействии на окружающую среду представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Согласно части 4 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Вместе с тем, ответчиком МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики до настоящего времени эксплуатируемые очистные сооружения на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены, соответственно им не присвоена категория негативного воздействия на окружающую среду.

Вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение Куйбышевского водохранилища, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем, нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, создает угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду, среду жизнедеятельности граждан и является нарушением требований природоохранного законодательства. Эксплуатируемые МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на праве хозяйственного ведения очистные сооружения находятся в собственности администрации Мариинско-Посадского городского поселения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктами 1, 2 ст. 294 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом

без согласия собственника.

МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, как организация, эксплуатирующая очистные сооружения, и администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, как собственник очистных сооружений, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению охраны земель от загрязнения отходами производства в результате осуществления своей предпринимательской деятельности. Ответственность за все негативные последствия для окружающей среды, в том числе и для вышеуказанного земельного участка лежит на лицах, виновных в его загрязнении.

С учетом изложенного суд полагает исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к ответчику МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом времени, необходимого для организации работ по прекращению сброса сточных вод на рельеф местности с биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисово, д. № 50, суд приходит к выводу об обязании ответчика выполнить вышеуказанные действия в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, находя этот срок разумным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд

решил:

Исковое заявление Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Чувашской Республики к МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку, оформленную по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554, и содержащую сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисов, д. № 50, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

Обязать МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул. 1-ое Денисово, д. № 50.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, и подано прокурором апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий, судья Д.Ф. Макашкин

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года.

2-49/2019 ~ М-11/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения
Другие
Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике
Суд
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики
Судья
Макашкин Дмитрий Федорович
Дело на странице суда
mariinsko-posadsky--chv.sudrf.ru
17.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2019Передача материалов судье
21.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2019Судебное заседание
12.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2019Дело оформлено
06.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее