73RS0013-01-2024-002964-73
Дело №2-1535/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Котельниковой С.А., при секретаре Суворове Е.А.,
с участием Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Головкова П.Н.,
представителя ответчика ООО «Ульяновскоблводоканал» - Логинова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, Нижне-Волжского бассейнового водного управления агентства водных ресурсов к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблводоканал» об обязании обеспечить надлежащую очистку сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, Нижне-Волжского бассейнового водного управления агентства водных ресурсов в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблводоканал» о понуждении совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что при проведении анализа деятельности ООО «Ульяновскоблводоканал» прокуратурой выявлено несоблюдение требований федерального законодательства в области охраны водных объектов. На балансе МО «город Димитровград» находятся очистные сооружения, которые эксплуатируются ООО «Ульяновскоблводоканал» в целях осуществления сброса сточных вод через городские очистные сооружения в Черемшанский залив Куйбышевского водохранилища. НВБВУ выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от 27.08.2018, данное решение зарегистрировано в государственном водном реестре от 27.08.2018 и предоставляет в пользование Куйбышевское водохранилище для сброса сточных вод через два выпуска. Согласно п. 3.12 указанного решения, вода в месте сброса сточных вод должна отвечать требованиям. Однако согласно сведениям ОВР НВБВУ в 3 и 4 квартале 2023 года имеются превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблводоканал» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить надлежащую очистку сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в г. Димитровград в Черемшанский залив Куйбышевского водохранилища в координатах места сброса первый выпуск 54°11?48,52?? с.ш. 49°34?38,45??, второй выпуск 54°11?58,51?? с.ш. 49°34?34,83??, в пределах, установленных для ООО «Ульяновскоблводоканал» допустимых концентраций загрязняющих веществ в пределах решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 27.08.2018 №*-№*, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 12.11.2018 №07-р-18 и последующих установленных нормативов предельно-допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ.
В судебном заседании Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Головков П.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Ульяновскоблводоканал» - Логинов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения уточенных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которым исковые требования содержат размытую формулировку, что приведет в невозможности исполнения решения суда. У ООО «Ульяновскоблводоканал» имеется одобренная межведомственной комиссией по рассмотрению проектов программ повышения экологической эффективности Минпромторга России Программа повышения экологической эффективности в отношении объекта по очистке производственных и бытовых сточных вод, код объекта №*. Сроком завершения мероприятий, указанных в ППЭЭ, является 2030 год, эффект от мероприятия наступит после 2030 года. Кроме того, заявленный срок достижения нормативов противоречит утвержденной документации, затраты ППЭЭ составят 2,8 млрд руб., из которых 2,5 млрд руб. планируется получить за счет бюджетных источников. Этапность реконструкции обусловлена невозможностью остановки работы очистных сооружений, в противном случае сточные воды должны будут сбрасываться в водоем, минуя очистные сооружения, что приведет к экологической катастрофе.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел водных ресурсов по Ульяновской области НВБВУ, ООО «РКС – Холдинг», администрация МО «город Димитровград», Волго-Камское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ульяновской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Отдел водных ресурсов по Ульяновской области НВБВУ Росводресурсы представил в адрес суда отзыв на исковое заявление, из которого следует, что решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 27.08.2018 выдано на срок до 27.08.2024.ООО «Ульяновскоблводоканал» разработаны и утверждены Приказом НВБВУ нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов со сточными водами в Куйбышевское водохранилище (Черемшанский залив). Исковое заявление прокурора поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между МО «Город Димитровград» (Концедент) и ООО «Ульяновскоблводоканал» (Концессионер) 08.12.2017 заключено концессионное соглашение №39-Д в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования – город Димитровград (далее - Концессионное соглашение от 08.12.2017).
ООО «Ульяновскоблводоканал» осуществляет сброс сточных вод в Куйбышевское водохранилище (Черемшанский залив) на основании Решения решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 27.08.2018 №*-№* в координатах места сброса первый выпуск 54°11?48,52?? с.ш. 49°34?38,45??, второй выпуск 54°11?58,51?? с.ш. 49°34?34,83??.
Согласно п. 3.12 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.08.2018, вода в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: качество воды в месте сброса сточных вод не должно превышать нормативы качества воды (утвержденных приказом НВБВУ №612 от 26.10.2018).
В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что не оспаривалось участниками процесса, в результате сброса Обществом сточных вод в Куйбышевское водохранилище (Черемшанский залив) допущены нарушения законодательства в части превышения нормативов качества сточных вод за 3 и 4 квартал 2023 года, в связи с чем Общество привлекалось к административной ответственности.
17.11.2023 прокуратурой в адрес ООО «Ульяновскоблводоканал» внесено представление, которое рассмотрено Обществом 07.12.2023. Согласно ответу ООО «Ульяновскоблводоканал» на вышеуказанное представление, Обществом приняты меры по устранению допущены нарушений закона.
В судебном заседании установлено, что ООО «Ульяновскоблводоканал» является водопользователем и плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду.
Из объяснений представителя ответчика и из представленных доказательств следует, что согласована Программа повышения экологической эффективности в отношении объекта по очистке производственных и бытовых сточных вод, код объекта №*. Сроком завершения мероприятий, указанных в ППЭЭ, является 2030 год, эффект от мероприятия наступит после 2030 года.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из положений статьи 8 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.Согласно статье 1 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для осуществления жизни на Земле.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Как установлено пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 15 статьи 2 указанного закона организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Обязанность водопользователей не допускать причинение вреда окружающей среде закреплена в пункте 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 4, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Из анализа представленных документов следует, что фактическое владение, пользование и эксплуатацию инженерных сооружений по очистке сточных вод осуществляет ООО «Ульяновскоблводоканал».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу положений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Исходя из предела заявленных требований прокурора, который не обращался с требованиями о возложении на Администрацию города Димитровграда работ по организации водоснабжения и водоотведения, кроме того, с учетом строительства на территории муниципального образования новых очистных сооружений, того обстоятельства, что водопользователем водного объекта является ООО «Ульяновскоблводоканал», суд полагает, что ООО «Ульяновскоблводоканал», обязанный соблюдать нормативы содержания вод, подлежащих сбросу в водоем, обязан принять меры по устранению причин сброса недостаточно очищенных сточных вод.
При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводам о том, что в соответствии с условиями концессионного соглашения ООО «Ульяновскоблводоканал» приняло на себя обязательства предоставлять услуги по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества, на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование приняло на себя обязательство соблюдать нормативы качества воды водных объектов в месте сброса сточных вод, в связи с чем ООО «Ульяновскоблводоканал» является надлежащим ответчиком по делу, а исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Доводы ООО «Ульяновскоблводоканал» не могут свидетельствовать об отказе в удовлетворении требований, при этом суд учитывает, что прокурором были уточнены требования в части установления срока в течение одного года со дня вступления решения в законную силу с учетом представленной представителем ответчика Программы повышения экологической эффективном.
На основании положений ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблводоканал» (ИНН 7728778215) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить надлежащую очистку сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в г. Димитровград в Черемшанский залив Куйбышевского водохранилища в координатах места сброса первый выпуск 54°11?48,52?? с.ш. 49°34?38,45??, второй выпуск 54°11?58,51?? с.ш. 49°34?34,83??, в пределах, установленных для ООО «Ульяновскоблводоканал» допустимых концентраций загрязняющих веществ в пределах решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 27.08.2018 №*, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 12.11.2018 №07-р-18 и последующих установленных нормативов предельно-допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблводоканал» (ИНН 7728778215) государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Котельникова
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2024.