Дело № 2-850/2014
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2014 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2014 года
Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе: председательствующего судьи Гапеенко Е.В.,
при секретаре Андросовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галочкиной Е.А. об оспаривании отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Галочкина Е.А. обратилась в суд с указанным заявлением в обоснование заявленных требований указав, что ею было приобретено имущество, а именно: станция биологической очистки от жилого квартала, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 167,7 кв.м., инв. №*** , лит. Б, расположенный Адрес***, по цене ***, заключен договор купли-продажи от Дата №*** с ООО «***», действующим от имени Территориального управления Росимущества в Мурманской области. Обратившись в Управление для регистрации права собственности на спорное имущество, заявитель получила отказ на том основании, что не был представлен оригинал отчета об оценке и спорное имущество не может быть предметом сделки купли-продажи.
Заявитель считает данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы добросовестного покупателя указанного имущества.
Просит суд признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности (переход права) на указанный объект недвижимости, обязать Управление Росреестра по Мурманской области зарегистрировать право собственности (переход права) на указанный объект за Галочкиной Е.А. Дело просит рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель заявителя ФИО 1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что должностные лица Управления Росреестра по МО в данном случае превысили свои полномочия. Суду пояснил, что у заявителя, как у добросовестного покупателя, не было оснований полагать, что реализация спорного объекта может осуществляться с нарушением законодательства. Указал, что на исполнении в ОСП *** района Мурманской области находится сводное исполнительное производство №*** в отношении МУП «***» о взыскании с должника денежных средств в пользу разных взыскателей, в том числе о взыскании заработной платы. Дата судебным приставом-исполнителем с целью исполнения МУП «***» обязательств по заработной плате, постановлено передать в ТУ Росимущества в Мурманской области на реализацию на открытых торгах принадлежащее должнику имущество, а именно: станция биологической очистки от жилого квартала. Этим же постановлением судебного пристава-исполнителя была произведена оценка указанного имущества на основании отчета специалиста-оценщика от Дата №*** в размере ***. Отчет об оценке был изготовлен по заказу службы судебных приставов и работы по его составлению оплачивались из бюджетных средств, соответственно оригинал отчета не мог находится в распоряжении заявителя, что также было видно из представленных на регистрацию документов. Таким образом считает, что заинтересованное лицо могло само запросить указанный документ у судебного пристава-исполнителя.
Спорное имущество было реализовано путем проведения публичных торгов по продаже арестованного судебным приставом имущества. Такая реализация подразумевает соблюдение определенного порядка, в том числе публикацию в средствах массовой информации. Вся необходимая информация по соблюдению такого порядка была предоставлена ответчику. Никто из заинтересованных лиц (например ГОУП «***» или администрация Адрес***) до проведения торгов не сообщал о том, что спорное имущество не подлежит отчуждению в частную собственность, не оспаривал действия судебного пристава или ТУ Росимущества по реализации этого имущества. Кроме того, по настоящее время действия соответствующих органов, и сама сделка не оспорены заинтересованными лицами. Просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного органа – Управления Росреестра по Мурманской области ФИО 2 в судебном заседании с заявленными Галочкиной Е.А. требованиями не согласился, считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в пределах компетенции и в соответствии с законом, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица – МУП «***» конкурсный управляющий ФИО 3 в судебном заседании с заявленными Галочкиной Е.А. требованиями не согласился, указав, что решением Арбитражного суда Мурманской области от Дата по делу №*** МУП «***» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на арбитражного управляющего ФИО 4 Определением Арбитражного суда Мурманской области от Дата конкурсным управляющим МУП «***» утвержден ФИО 3 член НП «***». Дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении МУП «***» возбуждено Дата . Наблюдение введено Дата . Постановление судебных приставов о передаче на реализацию станции биологической очистки от жилого квартала вынесено Дата , то есть после введения процедуры наблюдения. В соответствии с назначением вышеуказанное имущество не подлежит продаже на открытых торгах в силу ч.1 статьи 9 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В процедуре конкурсного производства его реализация либо передача осуществляется в соответствии со статьей 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, конкурсный управляющий обязан обратиться в Арбитражный суд Мурманской области о признании заключенной заявителем сделки недействительной на основании ст. 61.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Представитель заинтересованного лица – администрации МО Адрес*** ФИО 5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что Дата администрацией в *** районный суд Мурманской области направлено исковое заявление о признании заключенной заявителем сделки недействительной. Кроме того, в прокуратуру Мурманской области направлено обращение о неправомерности действий ОСП *** района МО.
Представители заинтересованных лиц ОСП *** района Мурманской области, ООО «***» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства ОСП *** района Мурманской области №*** находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьями 254 и 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При этом законодателем к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что Дата в *** отдел Управления Росреестра по МО с заявлениями о государственной регистрации перехода права и регистрации права собственности на основании договора купли-продажи №*** от Дата обратились Галочкина Е.А. (покупатель) и ФИО 6, представитель МУП «***» (представитель продавца).
Кроме того, на регистрацию представлен договор купли-продажи №*** от Дата заключенный между ООО «***», действующей от имени и в интересах ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области именуемый как (продавец) и Галочкина Е.А., именуемая (покупатель). Указанный договор заключен на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества па торги ОСП *** района Мурманской области от Дата в рамках материалов сводного исполнительного производства №*** .
Согласно п. 2.1. Устава МУП «***» создано с целью комплексного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а так же оказания услуг связанных с содержанием и обслуживанию внутридомовых сетей горячего и холодного водоснабжения, наружных сетей горячего и холодного водоснабжения, наружных канализационных сетей находящихся в собственности муниципального образования Адрес***.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее -Закон о регистрации), иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные акты Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 9. абз. 11 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
В силу п. 1 ст. 16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно и. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 18 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых – подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения,
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Мурманской области от Дата в отношении МУП «***» введена процедура наблюдения.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.
Кроме того, в ходе проведения правовой экспертизы документов было установлено, что в нарушение п.п. 2 ст. 16 и абз. 4 и. 5 ст. 18 Закона о регистрации на регистрацию не представлен подлинник отчета об оценки №*** .
Названные обстоятельства вызвали сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности (переход права), в связи с чем она была приостановлена на один месяц па основании п.п. 1, 2 ст. 19 Закона о регистрации, о чем заявителям было направлено уведомление от Дата . Заявителям предложено предоставить акты соответствующего органа о снятии ограничений, сведения о том, что вышеуказанный объект не относится к централизованной системе холодного водоснабжения и (или водоотведения) и подлежит отчуждению в частную собственность после введения процедуры наблюдения временным управляющим, оригинал отчета об оценке №*** . (л.д. 141-145).
В течение срока приостановления из ГОУП «***» Управлением Росреестра получены сведения с тем, что объект недвижимого имущества: станция биологической очистки от жилого квартала, расположенный по указанному адресу, является объектом централизованной системы водоотведения (л.д.131).
Согласно сведениям полученным из администрации муниципального образования Адрес*** Мурманской области вышеуказанный объект недвижимого имущества относится к объектам централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения в связи с чем не подлежит отчуждению в частную собственность (л.д.133).
Вместе с тем запрос Управления Росреестра в ОСП *** района МО, в том числе по вопросу приостановления исполнительного производства в связи с вынесением определения Арбитражным судом МО и введением процедуры наблюдения, остался без исполнения, что не оспаривалось в судебном заседании участниками процесса.
Как следует из материалов дела в течение указанного срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были.
Поскольку на государственную регистрацию не были представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, в силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, Дата в государственной регистрации права собственности было отказано.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено указанным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 данного закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Таким образом, указанная норма освобождает заявителя от предоставления необходимых для государственной регистрации прав документов, если такие находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Как следует из материалов дела, пакет документов для регистрации нрава собственности на основании договора купли-продажи №*** от Дата предоставлялся заявителю службой судебных приставов и должен был быть предоставлен в полном объеме, в том числе и отчет об оценке №*** .
На государственную регистрацию с целью проверки законности сделки, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, заявителю необходимо было представить, в том числе: документы, подтверждающие наличие прав по распоряжению объектом недвижимости; учредительные документы; документы, подтверждающие соблюдение процедуры проведения торгов, однако указанный отчет об оценке представлен не был, представлена в одном экземпляре копия первого и последнего листа отчета (л.д. 101-102).
В связи с указанными обстоятельствами доводы заявителя в указанной части суд также находит необоснованными.
Таким образом, суд находит решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации перехода права собственности в связи с не представлением документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, законным и обоснованным.
Кроме того, суд также учитывает следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, государственная регистрация проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Установлено, что в ходе проверки законности сделки у государственного регистратора возникли сомнения правомерности отчуждения спорного объекта недвижимого имущества, как объекта социального значения.
Пунктом 4 части 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона о водоснабжении и водоотведении отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, не допускаются.
Согласно п. 14 ст.2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Право муниципального образования Адрес*** на спорный объект недвижимого имущества зарегистрированы в ЕГРП в надлежащем порядке.
Поскольку в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, в том числе, что спорный объект недвижимого имущества не подлежит отчуждению, в государственной регистрации было отказано.
Кроме того, из пояснений представителя МО Адрес*** установлено, что Дата администрацией МО Адрес*** в *** районный суд Мурманской области направлено исковое заявление о признании вышеуказанной сделки недействительной.
Анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что действия должностных лиц Управления Росреестра по Мурманской области, связанные с отказом в регистрации на объект недвижимого имущества, соответствуют действующему законодательству, в связи с чем заявленные Галочкиной Е.А. требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 254-257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Галочкиной Е.А. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности (переход права) на объект недвижимости: станция биологической очистки от жилого квартала, оформленного сообщением Управления Росреестра по Мурманской области от Дата , понуждении к регистрации права собственности (перехода права) на указанный объект недвижимого имущества - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.В. Гапеенко