Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2024 года
51RS0003-01-2023-002937-54
Дело № 2-238/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Шумиловой Т.Н.,
при секретаре Лукошкине Д.А.,
с участием
представителя истца Марышевой Н.В.,
ответчика Зубкова О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного бюджетного учреждения «Центр занятости населения Мурманской области» к Зубкову Олегу Игоревичу о взыскании пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГОБУ «Центр занятости населения <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании пособия по безработице.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения <адрес> переименовано в Государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГОБУ «Центр занятости населения <адрес>» в целях поиска подходящей работы и был признан безработным со дня обращения на основании ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991г. № «О занятости населения в РФ». С правами и обязанностями граждан в сфере занятости населения был ознакомлен под роспись. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданину было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 26 525 рублей 32 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в «Центр занятости населения <адрес>» в целях поиска подходящей работы и был признан безработным со дня обращения на основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ». С правами и обязанностями граждан в сфере занятости населения был ознакомлен под роспись. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 22 165 рублей 88 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снова обратился в «Центр занятости населения <адрес>» в целях поиска подходящей работы и был признан безработным со дня обращения. С правами и обязанностями граждан в сфере занятости населения был ознакомлен под роспись. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 33 983 рубля 86 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в «Центр занятости населения <адрес>» в целях поиска подходящей работы и был признан безработным со дня обращения, на основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ». С правами и обязанностями граждан в сфере занятости населения был ознакомлен под роспись. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 63 724 рубля 89 копеек.
С ДД.ММ.ГГГГ регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и признания их безработными осуществляется посредством заполнения заявления в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» в соответствии с п. 2 Временными правилами регистрации граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГОБУ «Центр занятости населения <адрес>» посредством подачи заявления в электронной форме на портале «Работа в России».
ДД.ММ.ГГГГ при поступлении по СМЭВ сведений из ФНС России выяснилось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он является председателем (лицо, действующее без доверенности) юридического лица, а именно организации «<данные изъяты> (№). На гаражные кооперативы распространяются положения Гражданского кодекса РФ о некоммерческих корпоративных организациях. Поскольку на председателя правления гаражного кооператива в соответствии с п. 3 ст. 65.3 ГК РФ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то такая деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
Просит суд взыскать с ФИО1 незаконно полученное государственное пособие по безработице в размере 146 399 рублей 95 копеек в пользу ГОБУ Центр занятости населения <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования, по изложенным в иске основаниям.
Ответчик и представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что он действительно является председателем автогаражного кооператива, но дохода от указанной деятельности не имеет. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности, в связи с чем просил в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о занятости населения занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Положения статьи 2 Закона о занятости населения содержат исчерпывающий перечень случаев, когда граждане считаются занятыми, в том числе являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о занятости населения (здесь и далее – в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона о занятости населения, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
На основании пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе, в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила).
Пунктом 1 Временных правил установлено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. В случае если заявление в электронной форме подано гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем представления заявления считается следующий за ним рабочий день (пункт 8 Временных правил).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил).
Как следует из пункта 17 Временных правил, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В силу пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Судом установлено, что ФИО1 на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве безработного со ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил пособие по безработице в размере 26525 рублей 32 копейки.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил пособие по безработице в размере 22165 рублей 88 копеек.
На основании № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил пособие по безработице в размере 33983 рубля 86 копеек.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил пособие по безработице в размере 63724 рубля 89 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГОБУ «ЦЗН <адрес>» посредством подачи заявления в электронной форме на портале «Работа в России».
ДД.ММ.ГГГГ истцом получены сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик является председателем <данные изъяты>».
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения в Российской Федерации определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и к которым, в частности отнесены граждане, считающиеся занятыми. В случае отсутствия дохода от любого вида занятости, но при наличии занятости, гражданин в соответствии с Законом о занятости не может быть признан безработным.
Таким образом, возможность признания гражданина занятым и, следовательно, не нуждающимся в социальной защите в связи с безработицей обусловлена самостоятельным осуществлением им экономической деятельности, направленной на получение дохода.
Абзац десятый статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляет закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми.
Такое регулирование, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, не учитывает специфику правового статуса не указанных в этом перечне учредителей (участников) некоммерческих организаций, которые не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице с целью получения регулярного дохода; между тем обладание в отношении организации - юридического лица имущественными правами, вытекающими из участия в этом юридическом лице, не является безусловным свидетельством отсутствия (наличия) у его учредителей (участников) права на получение прибыли от его хозяйственной деятельности и, соответственно, не может приниматься в качестве критерия для дифференциации прав учредителей (участников) организаций в сфере защиты от безработицы (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П).
Согласно Уставу <данные изъяты> – некоммерческая организация, созданная как добровольное объединение граждан – владельцев гаражных боксов, далее именуемые члены АГК, на основе членства в форме специализированного потребительского гаражного кооператива, не имеет в качестве предмета и цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную на законных основаниях прибыль между членами АГК.
Председатель АГК является руководителем Правления АГК, избирается общим собранием АГК из числа членов правления АГК. Председатель Правления АГК: действует без доверенности от имени АГК, осуществляет представительство от имени АГК в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также учреждениях и организациях, подписывает документы от имени АГК, заключает договоры и т.п.
По сведениям налогового органа ФИО1 дохода в АГК «Экспресс» не получал, за период ДД.ММ.ГГГГ налоговая отчетность АГК «Экспресс» представлена без отражения доходов и расходов, везде содержится «0», что соответствует справке АГК «Экспресс» от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность АГК относится к некоммерческой деятельности, цели кооператива не преследуют извлечение прибыли, а ФИО1 относится к участнику некоммерческой организации, организационно-правовая форма которой не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.
С учетом изложенного, оснований полагать, что получая пособие, ответчик действовал недобросовестно, у суда не имеется, что исключает возможность взыскания данной выплаты в порядке, предусмотренном главой 60 ГК РФ. Представленные стороной истца заявления ответчика о том, что он в настоящее время работы и заработка не имеет, членом производственного кооператива, участником организации любой формы собственности не является, применительно к обстоятельствам дела основанием для взыскания пособия не являются.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении ФИО1 требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению меры социальной поддержки в виде пособия по безработице, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.
Согласно подпункту 6 пункта 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пунктом 4 статьи 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Таким образом, положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 обращался непосредственно в центр занятости путем подачи заявления в связи с поиском работы, и у центра занятости населения в силу своих компетенции и полномочий имелась возможность узнать о занятости ответчика на период его обращения в центр занятости в спорный период.
С учетом изложенного довод ответчика о том, что начало течения срока исковой давности по требованию центра занятости к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице следует считать с ДД.ММ.ГГГГ - даты получения истцом сведений из ФНС России, является необоснованным.
Принимая во внимание, что пособие выплачено по ДД.ММ.ГГГГ включительно, иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности по требованиям о взыскании пособия, выплаченного по ДД.ММ.ГГГГ включительно пропущен.
В силу ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░