Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-405/2021 (33-14331/2020;) от 18.12.2020

Судья Сураева А.В. Гр. дело № 33-405/2021 (33-14331/2020)

номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-4085/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хаировой А.Х.,

судей Сивохина Д.А., Пинчук С.В.,

при секретаре Петровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Щегловой С.А. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 08 октября 2020 года по делу по иску Щегловой С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) об отмене решения пенсионного органа от 24.06.2020 года и назначении страховой пенсии по старости досрочно с даты обращения за её назначением.

Заслушав доклад судьи Хаировой А.Х., объяснения истца Щегловой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) Митусовой О.Г. (по доверенности), возражавшей против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия

установила:

Щеглова С.А. обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) (далее - УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) об отмене решения пенсионного органа от 24.06.2020 года и назначении страховой пенсии по старости досрочно с даты обращения за её назначением

В обоснование заявленных требований истица указала, что решением УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) от 24 июня 2020 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", как педагогическому работнику в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа. С указанным решением истица не согласна. Считает, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж периоды работы с 01.11.1999 года по 31.01.2001 год в должности заместителя заведующей по воспитательной и методической работе в детском саду , с 01.02.2001 года по 11.01.2009 год в должности заведующего МДОУ детского сада комбинированного вида , с 12.01.2009 года по 31.10.2011 год, с 01.01.2013 года по 16.01.2013 год в должности директора МОУ начальной образовательной школы ( с 31.07.2012 – гимназии ), с 17.01.2013 по 23.03.2020 в должности заведующего МБДОУ детского сада , общей продолжительностью 19 лет 02 месяца 25 дней.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 08 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований Щегловой С.А. отказано.

В апелляционной жалобе Щеглова С.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют воспитатели и музыкальные руководители, работающие в общеобразовательных учреждениях, в том числе лицеях (пункты 1 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка); преподаватели, работающие в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в числе прочих, в детских школах искусств, в том числе по виду (видам) искусств (пункты 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка).

Из материалов дела следует, что 24 марта 2020 года Щеглова С.А. обратилась в УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, поскольку она осуществляет педагогическую деятельность более 25 лет.

Решением УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) от 24 июня 2020 года отказано со ссылкой на то, что на момент ее обращения документально подтвержденный специальный стаж 11 лет 6 месяцев 14 дней, при этом в специальный стаж не могут быть включены следующие периоды:

- с 01.10.1993 года по 31.12.1993 года и с 01.01.1994 по 30.06.1995 в должности музыкального руководителя ясли-сада , так как наименование должности не предусмотрено Списком № 463, действовавшим в указанный период работы. Списком № 781 должность засчитывается при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась работа. Сведения о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в представленных справках и отсутствуют;

- с 01.11.1999 по 31.01.2001 в должности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе детского сада , так как наименование должности Списками № 1067 и № 781 не предусмотрено;

- с 01.02.2001 по 11.01.2009 в должности заведующей МБОУ детского сада комбинированного вида , так как наименование должности Списками № 1067 и № 781 не предусмотрено;

- с 12.01.2009 по 31.10.2011 и с 01.01.2013 по 16.01.2013 в должности директора МОУ начальной общеобразовательной школы , так как отсутствует факт ведения преподавательской работы;

- с 17.01.2013 по 23.03.2020 в должности заведующей МБДОУ детского сада , так как должность директора засчитывается за период до 1 ноября 1999 года.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Щегловой С.А. периодов её работы с 01.11.1999 по 31.01.2001 в должности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе детского сада , с 01.02.2001 по 11.01.2009 в должности заведующей МБОУ детского сада комбинированного вида , с 12.01.2009 по 31.10.2011 и с 01.01.2013 по 16.01.2013 в должности директора МОУ начальной общеобразовательной школы , с 17.01.2013 по 23.03.2020 в должности заведующей МБДОУ детского сада , суд пришел к выводу, что работа в данных должностях, имевшая место после 01 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца в данной части являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.

Судом первой инстанции принято во внимание, что с 1 ноября 1999 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации N 1067 от 22 сентября 1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".

Согласно пункту 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 6 сентября 1991 г., а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В силу пункта 2 указанных Правил, работа в качестве директора и заместителя директора ряда учреждений для детей, включая учреждения дополнительного образования, к числу которых относится детская музыкальная школа, в выслугу лет не засчитывается.

Действующими в настоящее время Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., в подпункте "в" пункта 8 предусмотрено, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений дополнительного образования засчитывается в стаж педагогической деятельности за период до 1 ноября 1999 г.

Аналогичная позиция содержится в абзаце четвертом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в силу которого работа в должностях директора и заместителя директора в учреждениях дополнительного образования, имевшая место после 1 ноября 1999 г., не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что спорные периоды работы истца в должности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе детского сада , в должности заведующей МБОУ детского сада комбинированного вида , в должности директора МОУ начальной общеобразовательной школы , в должности заведующей МБДОУ детского сада , имели место после 01 ноября 1999 г., оснований для зачета указанного периода работы в специальный педагогический стаж истца не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающего правовой статус педагогических работников, в том числе и руководителя образовательной организации, гарантируется право педагогического работника на досрочное назначение трудовой пенсии, судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку пункт 5 части 5 статьи 47 данного закона устанавливает право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство (Закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочную трудовую пенсию, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781) не позволяют засчитать в педагогический стаж Щегловой С.А. спорные периоды ее работы в должности заведующей детским садом.

Разрешая требования Щегловой С.А. о включении в специальный педагогический стаж периодов работы в должности музыкального руководителя, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) во включении в специальный стаж периоды работы с 01.10.1993 по 31.12.1993 и с 01.01.1994 по 30.06.1995 в должности музыкального руководителя ясли-сада , поскольку наименование должности «музыкальный руководитель» не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, действовавшим в спорный период. В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, должность музыкального руководителя засчитывается при условии нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась работа; сведения о норме времени в представленных справках отсутствуют. Таким образом, периоды работы с 01.10.1993 по 31.12.1993 и с 01.01.1994 по 30.06.1995 в должности музыкального руководителя ясли-сада не могут быть включены в специальный стаж истца.

Выводы суда первой инстанции и доводы ответчика об отсутствии в Списке должностей должности музыкального руководителя судебная коллегия признает неверными исходя из следующего.

В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Разделом "Наименование должностей" Списка от 6 сентября 1991 года должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена, то есть работа в этой должности до 01 ноября 1999 года права на досрочную трудовую пенсию по старости не давала.

Списком от 22 сентября 1999 года была предусмотрена должность "Музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 01 ноября 1999 года, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.

Согласно п. 4 вышеназванных Правил периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному или другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Исходя из содержания п. 5 данных Правил предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы (льготный стаж работы) независимо от того, когда протекала эта работа, но при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года.

Выводы суда первой инстанции, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, поскольку с учетом положений п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, периоды без подтверждения условий выполнения работы на полную ставку в должности музыкального работника не могут быть зачислены в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной пенсии, судебная коллегия признает неправильными, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права.

Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г. N 662 было утверждено Разъяснение N 19, в соответствии с которым по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям.

Данное разъяснение утратило силу с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 953.

В период с 01 октября 1993 г. по 01 ноября 1999 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем был ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Требование о выполнении педагогической или учебной нагрузки педагогическими работниками законодательно введено с 01 сентября 2000 года пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., согласно которому периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

В силу изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Щегловой С.А. о признании решения ответчика в части периодов её работы в должности музыкального руководителя подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца вышеуказанных периодов работы, судебная коллегия, руководствуясь вышеуказанными положения закона приходит к выводу о включении указанных период в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.

Тем не менее, с учетом указанных спорных периодов, ошибочно не включенных судом первой инстанции, специальный стаж истца составляет менее 25 лет на дату обращения в пенсионный отдел – 24 марта 2020 года, что не дает права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях", а при таких обстоятельствах, в удовлетворении апелляционной жалобы Щегловой С.А. в этой части следует отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 октября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Щегловой С.А. о включении в специальный стаж периодов её работы с 01.10.1993 по 31.12.1993 и с 01.01.1994 по 30.06.1995 в должности музыкального руководителя ясли-сада и постановить в этой части новое решение, которым признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) от 24 июня 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж педагогической деятельности Щегловой С.А. периодов её работы с 01.10.1993 года по 31.12.1993 года и с 01.01.1994 по 30.06.1995 в должности музыкального руководителя ясли-сада незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) засчитать в специальный педагогический стаж Щегловой С.А. периоды её работы с 01.10.1993 по 31.12.1993 и с 01.01.1994 по 30.06.1995 в должности музыкального руководителя ясли-сада .

В остальной части решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 октября 2020 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Щегловой С.А. удовлетворить частично.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-405/2021 (33-14331/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Щеглова С.А.
Ответчики
УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти (межрайонное)
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.12.2020[Гр.] Передача дела судье
19.01.2021[Гр.] Судебное заседание
02.02.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее