Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-142/2022 (33-12299/2021;) от 05.10.2021

Судья: Семенова Н.Ю.                         Гр. дело № 33-142/2022 (12299/2021)

(Гр. дело № 2-1144/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2022 года                                                                       г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Маликовой Т.А.

судей –                                  Головиной Е.А., Мокшаревой О.Г.

при помощнике судьи         Сукмановой Ю.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе Черкашиных К.Г., Черкашиной В.В. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 16.07.2021г., которым постановлено:

«Черкашину ФИО14, Черкашиной ФИО15 в удовлетворении требований, предъявленных к администрации городского округа Жигулевск о возложении обязанности предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,

УСТАНОВИЛА:

Черкашин К.Г. и Черкашина В.В. обратились в Жигулевский городской суд Самарской области с иском к администрации городского округа Жигулевск,

указав, что постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ а Черкашин К.Г. с составом семьи из трех человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Черкашина К.Г., как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включена дочь ФИО4, 2015 г.рождения. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ семья снята с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также исключена из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с обеспеченностью жильем, утратой оснований, дающих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для принятия данного решения послужило приобретение истцом квартиры общей площадью 64,6 кв.м.. Указанная квартира был приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием денежных средств, предоставленных ПАО «КуйбышевАзот» по договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ . Решением Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Черкашина К.Г., предъявленные к администрации г.о. Жигулевск: признано незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск ДД.ММ.ГГГГ о снятии Черкашина К.Г. с жилищного учета с составом семьи из четырех человек и исключении из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". На администрацию г.о. Жигулевск возложена обязанность восстановить Черкашина К.Г. с составом семьи из четырех человек на жилищном учете и в составе участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В настоящее время истцам стало известно о том, что на 2021 год администрацией городского округа Жигулевск сформирован список молодых семей, который был утвержден Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, однако семья истцов в данный список не вошла, так как Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ семья была снята с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также исключена из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Таким образом, исходя из того, что семья истца не могла быть лишена права состоять в списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году, социальные выплаты и финансирование указанных списков закончилось в 2021 году, истцы считают, что нарушено право семьи Черкашиных на социальную поддержку как молодой семьи. Считают, что ответчик обязан предоставить семье Черкашиных с составом семьи 4 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Просили обязать предоставить истцу Черкашину К.Г. с составом семьи 4 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Черкашины К.Г., В.В. просят решение отменить, как незаконное и необоснованное.

В соответствии с ч.1 ст.38 ГК РФ, сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 148 и пунктом 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 разъяснено, что разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (часть 1 статьи 330, пункт 4 части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Абзацем вторым ч. 3 ст. 40 ГПК РФ предусмотрено, что в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

Приняв решение о привлечении лица к участию в деле в качестве соответчика в порядке абзаца второго ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, суд обязан рассмотреть иск не только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом, но и в отношении лица, привлеченного по инициативе самого суда.

Указанные требования процессуального закона судом не выполнены.

Так, приняв во внимание, что истцы в утвержденные списки на получение социальных выплат в соответствующие периоды включены не были, списки утверждены органом местного самоуправления субъекта РФ, исходя из характера спорных правоотношений, предмета спора, компетенции и полномочий органов, бюджетов финансирования социальных выплат, не определил статус Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика не привлек.

Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Таким образом, в силу частей 4 и 5 статьи 330 ГПК РФ, указанное обстоятельство явилось основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В силу ч.3 ст.40 ГПК РФ, в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

В связи с характером спорных правоотношений, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минсоцдемографии по Самарской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В процессе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили взыскать с Администрации г.о.Жигулевск Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области денежные средства в виде социальной выплаты в размере 707 502, 19руб.

В суде апелляционной инстанции истцы Черкашины К.Г., В.В., их представитель Коновалова О.В. исковые требования поддержали, уточнив, что требования должны быть удовлетворены, исходя из компетенции ответчиков и пропорциональности финансирования из определенного бюджета.

Представитель администрации г.о.Жигулевск Пеганкина А.В. просила в иске отказать, поскольку истцы достигли предельного возраста, выплата денежных средств произведена быть не может.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Ермакова О.А. просила в иске отказать, поскольку субсидия подлежит выплате органом местного самоуправления в заявительном адресном порядке с соблюдением ряда условий. При этом достижение истцами предельного возраста препятствует выплате субсидии.

От представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ поступили возражения, в которых просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме, рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ а Черкашин К.Г. с составом семьи из трех человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г..

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Черкашина К.Г., как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включена дочь ФИО1, 2015 г.р..

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ семья Черкашина К.Г. снята с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также исключена из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с обеспеченностью жильем, утратой оснований, дающих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Основанием для принятия данного решения послужило приобретение истцом квартиры общей площадью 64, 6 кв.м. по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, решением Жигулевского городского суда Самарской области от 3 июня 2020 г. по гражданскому делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования Черкашина К.Г., признано незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Черкашина Кирилла Геннадьевича с жилищного учета с составом семьи из четырех человек и исключении из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", на администрацию г.о. Жигулевск возложена обязанность восстановить Черкашина Кирилла Геннадьевича с составом семьи из четырех человек на жилищном учете и в составе участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

ДД.ММ.ГГГГ истец Черкашин К.Г. обратился в администрацию городского округа Жигулевск с заявлением, в котором просил исполнить решение суда от 03.06.2020 и восстановить на жилищном учете с составом семьи из четырех человек, одновременно предъявил для исполнения исполнительный лист.

Во исполнение решения Жигулевского городского суда от 03.06.2020 постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Черкашин К.Г<данные изъяты> года рождения с составом семьи 4 человека восстановлен на жилищном учете и включен в состав участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" с даты признания нуждающимися, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако из ответа администрация городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на 2021 год администрация сформировала Список молодых семей до 01.06.2020. В связи с тем, что семья Черкашиных до указанного времени не предоставила необходимые документы для включения в Список, они не попали в Список на момент его формирования. На 2021 год выписка из Списка молодых семей – претендентов молодых семей – получателей социальных выплат в 2021 году на территории <адрес> утверждена Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области на 27.11.2020. В связи с тем, что семья Черкашиных не была включена в Список претендентов молодых семей – получателей социальной выплаты в рамках Программы в 2021 году, семья Черкашиных не попала в выписку из Списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 году на территории Самарской области.

Между тем, судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом установленных по делу обстоятельств достижение истцами предельного возраста не может являться основанием для отказа в предоставлении социальной выплате, поскольку они имели право на ее получение в 2020г. по спискам претендентов, утвержденным по состоянию на ноябрь 2019г., т.е. до достижения предельного возраста. Превышающего 35 лет.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

В связи с истечением срока действия Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Далее, до 1 января 2018 года, действовала федеральная целевая программы "Жилище" в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

В настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 22 указанных Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются, помимо прочего является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.

Согласно Правилам, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы. (пункты 24, 25, 26).

После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.(п.27)

При этом из материалов дела следует, что семья Черкашиных включена в уточненный список молодых семей-участников подпрограммы «молодой семье- доступное жилье» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2021», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по г.о.Жигулевск.

Также семья Черкашиных включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году на территории Самарской области, утв.Губернатором Самарской области, за с планируемым размером социальной выплаты 863931,60руб., из которых за счет средств федерального бюджета 363255, 42руб., областного бюджета -290481,62руб., местного бюджета – 210194, 56руб..

Согласно сообщению Администрации г.о.Жигулевск от 13.07.2021г. (т.1 л.д.39), количество молодых семей, получивших социальную выплату на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по г.о.Жигулевск в 2020 году составило – 25 семей.

При этом из указанных 25 семей, получивших социальную выплату в 2020г., -    15 семей – включены в программу на получение социальной выплаты позднее семьи истцов 30.07.2012г. Доказательств иных приоритетов претендентов на получение социальной выплаты по отношению к семье ФИО13 не представлено.

Основанием для исключения семьи ФИО13 из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по г.о.Жигулевск явилось принятие решения жилищной комиссией от 26.12.2019г. , которое, в свою очередь, признано незаконным решением суда от 3.06.2020г.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом вступившим в законную силу решением Жигулевского городского суда Самарской области от 3.06.2020г. установлено, что оснований для исключения семьи Черкашиных из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации <адрес> не имелось, квартира по адресу: <адрес> приобретена за счет заемных средств, полученных по договору займа от 20.08.2013г., находится в залоге у займодавца, задолженность не погашена, что не исключало возможности на участие семьи истца в государственной программе РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», поскольку в силу вышеприведенных норм права социальная выплата используется для компенсации части затрат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займа на приобретение жилья.

При таких обстоятельствах, исходя из целей и задач программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия, в предоставлении социальной выплаты семье Черкашиных на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечает всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, принимая во внимание, что семья Черкашиных включена в программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 30.07.2012г., включена в списки молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату на 2020г., включены в списки, утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ, как претенденты на получение выплаты, согласно очередности, однако не получили социальную выплату в 2020г. до достижения предельного 36-летнего возраста по независящим от них обстоятельствам, по вине ответчика в силу издания незаконного постановления администрации г.о.Жигулевск 31.12.2019г. .

Черкашина В.В. достигала возраста 36 лет ДД.ММ.ГГГГ., Черкашин К.Г. – ДД.ММ.ГГГГ

Соответственно, достижение истцами 36-летнего возраста в процессе исполнения решения Жигулевского городского суда от 3.06.2020г. не может являться основанием для умаления права на получение социальной выплаты в силу незаконных действий административного органа.

Поскольку достижение предельного возраста имеет правое значение для включения в списки претендентов на получение социальной выплаты на 2021г., в то время как семья Черкашиных была включена в списки претендентов на получение социальной выплаты, в которой не могло быть отказано, уже на 2020г.

Согласно п.п. «е» п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 N 466 на момент возникновения спорных правоотношений), утв.. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

В настоящее время также предусмотрено использование социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Решением Жигулевского городского суда от 15.01.2016г. договор поручения, заключенный между ПАО «КуйбышевАзот» и Черкашиным К.Г., признан договором займа.

Согласно справке ПАО Куйбышевазот от 15.11.2021г., общая задолженность Черкашина К.Г. перед ПАО «Куйбышевазот» по договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 31.12.2019г. составляет 707 502, 19руб., из них основной долг 697 125руб., проценты 10 377, 19руб.

Согласно п.4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050, выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты производится на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году

Таким образом, утверждение списков молодых семей претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом объема субсидий, представляемых из федерального бюджета, бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий.

При этом в силу п.30 Правил, только орган исполнительной власти субъекта РФ может вносить в установленном им порядке изменения в утвержденные списки молодых семей –претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предназначенной для предоставления социальных выплат, направляет органам местного самоуправления уведомление о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, предназначенных для предоставления социальных выплат.(28(1))

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.(29)

В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.(п.30)

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.(п.35)

Банк представляет ежемесячно, до 10-го числа, в орган местного самоуправления информацию по состоянию на 1-е число о фактах заключения договоров банковского счета с владельцами свидетельств о праве на получение социальной выплаты, об отказе в заключении договоров, их расторжении без зачисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, и о перечислении средств с банковского счета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения (строительства жилого дома).(п.37)

Орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, при условии соответствия представленных документов настоящим Правилам. При несоответствии заявки данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты либо при несоответствии представленных документов настоящим Правилам перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.(п.47)

18.12.2019г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и правительством Самарской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету субъекта РФ на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство_) жилья, Министерством, как получателем средств федерального бюджета и главного распорядителя федерального бюджета.

Уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения ) настоящего Соглашения и предоставляют отчетности является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Таким образом, между Минсоцдемографией Самарской области и Минстроем РФ заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета субъекту РФ.

Между Минсоцдемографии Самарской области и Администрацией г.о.Жигулевск заключено соглашение от 17.01.2020г. 005 о предоставлении субсидии из бюджета РФ местному бюджету, на что указывается непосредственном в отзыве самим ответчиком.

Таким образом, управление реализацией Программы и входящих в ее состав основных мероприятий и ведомственных целевых программ предусматривает участие в этом процессе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом на орган местного самоуправления возложено оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время истцы достигли предельного возраста, препятствующего получению сертификата, права истцов должны быть восстановлены организацией Администрацией г.Жигулевск мероприятий по проведению выплат за счет средств местного, областного и федерального бюджета, выделяемых, соответственно, Минсоцдемографией Самарской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Согласно представленным сведениям Минсоцдемографии Самарской области, в 2020г. денежные средства и обеспечение молодых семей распределены из расчета 42,05% средств федерального бюджета, 33,62% средств областного бюджета, 24, 33% средств местного бюджета.

Следовательно, подлежащая выплате Черкашиным выплата составит за счет средств федерального бюджета 297 504, 67руб., областного бюджета 237 862, 24руб., местного бюджета – 172 135, 28руб.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с постановлением нового решения об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 16.07.2021г. отменить.

Исковые требования Черкашиных К.Г., В.В. к администрации г.о.Жигулевск, министерству социальной, демографической и семейной политики Самарской области, Министерству строительства и ЖКХ РФ удовлетворить.

Обязать администрацию г.о.Жигулевск организовать и предоставить Черкашину ФИО17, Черкашиной ФИО18 единовременную денежную выплату (субсидию) на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета 297 504, 67руб., областного бюджета – 237 862, 24руб., местного бюджета 172 135, 28руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи

33-142/2022 (33-12299/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черкашина В.В.
Черкашин К.Г.
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск
Другие
Коновалова О.В.
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.10.2021[Гр.] Передача дела судье
03.11.2021[Гр.] Судебное заседание
03.11.2021[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
24.11.2021[Гр.] Судебное заседание
08.12.2021[Гр.] Судебное заседание
22.12.2021[Гр.] Судебное заседание
19.01.2022[Гр.] Судебное заседание
10.02.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее