Дело № 2-295/2023
59RS0027-01-2022-004789-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2023 года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лутченко С.А.,
при секретаре Серебренниковой Е.В.,
с участием прокурора Бушмаковой Ю.А.,
представителя ответчика администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края – Окуневой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор, действующий в интересах в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (с учетом уточнения) о возложении обязанности:
1. В срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение оценки уязвимости следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
1.1. автодорожный мост через р. Ирень по ул. Красноармейской в г.Кунгуре длиной 112,47 м.;
1.2. автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.;
1.3. мост через р. Турка в д. Бажуки длиной 40 м.;
1.4. мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.;
1.5. мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.;
1.6. мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.;
1.7. мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.;
1.8. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.;
1.9. мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м.;
2. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать планы обеспечения транспортной безопасности следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
2.1. автодорожный мост через р. Ирень по ул. Красноармейской в г. Кунгуре длиной 112,47 м.;
2.2. автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.;
2.3. автодорожный мост через р. Сылва по ул. Гагарина в г. Кунгуре длиной 125,6 м.;
2.4. автодорожный мост через р. Ирень по ул. Гагарина в г. Кунгуре длиной 80,4 м.;
3. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать планы обеспечения транспортной безопасности следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
3.1. мост через р. Турка в д. Бажуки длиной 40 м.;
3.2. мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.;
3.3. мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.;
3.4. мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.;
3.5. мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.;
3.6. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.;
3.7. мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м.;
3.8. мост через р. Бырма на автодороге «Юговское – Бырма» км 8+784 длиной 37,15 м.;
3.9. мост через р. Бым на автодороге «Мазунино – Калинино» км 1+587 длиной 36,6 м.;
3.10. мост через р. Турка на автодороге «Кунгур – Ашап» км 36+937 длиной 93,9 м.;
3.11. мост через р. Бым на автодороге «Кунгур – Ашап» км 24+920 длиной 29,28 м.;
3.12. мост через р. Бырма на автодороге «Бырма – Талачик» км 0+780 длиной 31,5 м.;
3.13. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – Шишмары» км 3+122 длиной 59,3 м.;
3.14. мост через р. Шаква в д. Шаква длиной 52,0 м.;
3.15. мост через р. Шаква на автодороге «Кунгур – Соликамск» – Комарово км 1+788 длиной 44,25 м.;
3.16. мост через р. Бым на автодороге «Кунгур – Ашап» – Бымок – Блины км 18+287 длиной 43,4 м.;
3.17. мост через р. Бым на автодороге «Кунгур – Ашап» – Ленск км 3+279 длиной 40,5 м.;
3.18. мост через р. Ирень на автодороге «Троикое – Одина» км 0+200 длиной 115,65 м.;
3.19. мост через р. Бабка на автодороге «Нагорный – Плашкино» км 1+700 длиной 26,12 м.;
3.20. мост через р. Бабка на автодороге «Пермь – Екатеринбург» – Жилино км 2+467 длиной 72 м.;
3.21. мост через р. Бабка на автодороге «Кыласово – Кочебахтино» км 0+717 длиной 112,82 м.;
3.22. мост через р. Сергинка на автодороге «Серга – Будайки» км 0+684 длиной 41,2 м.;
3.23. мост через р. Юрман на автодороге «Малково – п. Ильича» км 9+419 длиной 37,25 м.;
3.24. мост через р. Сергинка на автодороге «Кунгур – Насадка» км 43+144 длиной 50,12 м.;
3.25. мост через р. Мечка на автодороге «Кунгур – Насадка» км 20+470 длиной 41,2 м.;
3.26. мост через р. Шаква на автодороге «Кунгур – Насадка» км 5+152 длиной 59,2 м.;
4. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
4.1. мост через р. Южок в с. Бым между ул. Свердлова и ул. Некрасова длиной 6 м.;
4.2. мост через р. Южок в с. Бым между ул. Калининской и ул. Пролетарской длиной 6 м.;
4.3. мост через р. Шавляш в д. Мясниково длиной 6 м.;
4.4. мост через р. Полыгарец в д. Кужлево длиной 6 м.;
4.5. мост через ручей в д. Юмыш длиной 6 м.;
4.6. мост через р. Юмыш в д. Мясниково длиной 8 м.;
4.7. мост через р. Шавляш в д. Мясниково длиной 3 м.;
4.8. мост через р. Бым в д. Ерши длиной 8 м.;
4.9. мост через р. Шавляш в д. В-Шавляш длиной 5 м.;
4.10. мост через р. Шавляш в д. Н-Шавляш длиной 5 м.;
4.11. мост через р. Сосновка в д. Нивино по ул. Центральная длиной 3,3 м.;
4.12. мост через р. Сосновка в д. Нивино по ул. Горная длиной 5 м.;
4.13. мост через р. Троельга в с. Троельга по ул. Кирова длиной 5 м.;
4.14. мост через р. Савлек в д. Бажуки по ул. Центральная длиной 12 м.;
4.15. мост через р. Малый Юг в с. Юговское по ул. Центральная длиной 5 м.;
4.16. мост через р. Бымок в д. Лужки длиной 10 м.;
4.17. мост через р. Бымок в д. Блины по ул. Центральная длиной 15 м.;
4.18. мост через р. Бым в д. Березовка длиной 15 м.;
4.19. мост через р. Юмыш в д. Мартыново длиной 5 м.;
4.20. мост через р. Ергачик в д. Черепахи длиной 9 м.;
4.21. мост через р. Юг в с. Калинино по ул. Набережная длиной 14 м.;
4.22. мост через р. Шадейка на автодороге «Пермь - Екатеринбург» – Жилино – Бабина Гора км длиной 24,1 м.;
4.23. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Туркское Лесничество км 0+800 длиной 25 м.;
4.24. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Березовка км 0+900 длиной 25 м.;
4.25. мост через р. Бым на автодороге «Ленск – В. Мельница» км 1+078 длиной 22 м.;
4.26. мост через р. Юмыш на автодороге «Троельга – Кужлево» км 0+092 длиной 17,9 м.;
4.27. мост через р. Мазунинка на автодороге «Мазунино – Калинино» км 2+695 длиной 9,54 м.;
4.28. мост через р. М. Юг на автодороге «Мазунино – Калинино» км 8+815 длиной 16 м.;
4.29. мост через р. Бымок на автодороге «Пермь – Екатеринбург» – Калинино – Бым км 0+680 длиной 9,35 м.;
4.30. мост через ручей на автодороге «Кунгур – Ашап» – Бымок – Блины км 6+250 длиной 4,6 м.;
4.31. мост через р. Сергинка на автодороге «Кунгур – Насадка» – П. Серга км 0+612 длиной 12,9 м.;
4.32. мост через р. Бымок на автодороге «Ленск – Змеевка» км 0+354 длиной 6,65 м.;
4.33. мост через р. Бым в с. Бым между ул. Корягинской и ул. Ленинской длиной 6 м.;
4.34. мост через р. Троельга в д. Заборское длиной 6 м.;
5. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать создание, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Заявленные требования обосновывает тем, что Кунгурской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что в собственности Кунгурского муниципального округа Пермского края находится 64 моста. Поскольку все они отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, в отношении них должна быть проведена оценка уязвимости. Ранее Кунгурской городской прокуратурой установлено, что в нарушение требований ст.ст.4,9 Закона № 16-ФЗ не проведена оценка уязвимости 9 мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа: автодорожный мост через р.Ирень по ул. Красноармейской в г.Кунгуре длиной 112,47 м.; автодорожный мост через р.Сылва в с.Филипповка длиной 202,98 м.; мост через р.Турка в д.Бажуки длиной 40 м.; мост через р.Бым по ул.Ленина в с.Ленск длиной 80 м.; мост через р.Шаква в д.Полетаево длиной 42 м.; мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.; мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.; мост через р.Турка на автодороге «Бырма – В.Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.; мост через р.Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м. Также определено, что 30 из 64 мостов включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, а 34 не подлежат категорированию. Следовательно, по 30 мостам муниципалитетом должны быть разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, а по 34 – паспорта обеспечения транспортной безопасности. При этом, в нарушение ст.9 Закона № 16-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» и от 10.12.2020 № 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию» планы обеспечения транспортной безопасности или паспорта безопасности (в зависимости от статуса объекта) муниципалитетом не разработаны, не реализуются. Кроме того, вышеназванными постановлениями Правительства РФ также предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и за обеспечение транспортной безопасности объекта (группы объектов) транспортной инфраструктуры. Однако в администрации Кунгурского муниципального округа специалисты в области обеспечения транспортной безопасности, аттестованные в установленном законом порядке, до настоящего времени отсутствуют, лица, ответственные за транспортную безопасность в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры, не назначены. В связи с этим 11.06.2021 в администрацию Кунгурского муниципального округа внесено представление, которое признано обоснованным, вопрос выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности планировалось решить при формировании местного бюджета на 2022 и плановый период 2023 – 2024 гг. В ноябре 2022 при проведении очередной проверки исполнения на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности установлено, что вышеобозначенные нарушения не устранены. По состоянию на 25.11.2022 не проведена оценка уязвимости 9 мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа: автодорожный мост через р.Ирень по ул.Красноармейской в г.Кунгуре длиной 112,47 м.; автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.; мост через р.Турка в д.Бажуки длиной 40 м.; мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.; мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.; мост через р.Юмыш в д.Шавкуново длиной 26 м.; мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.; мост через р.Турка на автодороге «Бырма – В.Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.; мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м. Не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности на 37 мостов, подлежащих категорированию, и паспорта обеспечения транспортной безопасности на 27 мостов, не подлежащих категорированию. Кроме того, в администрации Кунгурского муниципального округа как в субъекте транспортной инфраструктуры специалисты в области обеспечения транспортной безопасности, аттестованные в установленном законом порядке, отсутствуют, лица, ответственные за транспортную безопасность в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры, не назначены. Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края не принимает мер по исполнению законодательства о транспортной безопасности, что исключает должную защищенность объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и, следовательно, ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании прокурор Бушмакова Ю.А. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края Окунева Е.И. в судебном заседании иск признала, вместе с тем, просила продлить срок исполнения указанных обязательств еще на один год от заявленных прокурором, с окончательным сроком исполнения данных обязательств - не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.10 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона № 16-ФЗ).
В силу норм подп. «в» п.5 ст.1 Закона № 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры отнесены мосты.
Согласно п.6 ст.1 Закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Исходя из п.п.1.3, 7.2 ст.1 Закона № 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в т.ч. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч.1 ст.4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено федеральными законами. Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной Законом № 16-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).
В силу норм ч.2 ст.5 Закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч.1 ст.5 Закона № 16-ФЗ).
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (ч.3 ст.5 Закона № 16-ФЗ).
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утвержден приказом Минтранса России от 01.11.2021 № 370 (далее – приказ № 370).
В соответствии с п.1 приказа № 370 оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.
Согласно п.5 приказа № 370 в ходе проведения оценки уязвимости в отношении объектов транспортной инфраструктуры осуществляется изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства, способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры, а также определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В силу норм п.п.6,8 приказа № 370 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями. Результаты проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры оформляются в виде документа с графическими планами-схемами в двух экземплярах (первый экземпляр на бумажном носителе, второй, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, – на электронном носителе) и в течение 7 календарных дней со дня окончания проведения оценки направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для рассмотрения и принятия решения об утверждении. Результаты проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры направляются специализированной организацией в компетентный орган на утверждение с подписью субъекта транспортной инфраструктуры об ознакомлении.
Частью 1 ст.6 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 16-ФЗ. Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч.2 ст.6 Закона № 16-ФЗ).
В соответствии с ч.ч.3,4 ст.6 Закона № 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно ч.5 ст.6 Закона № 16-ФЗ, приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» не подлежат категорированию мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м. включительно; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м. включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км. с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения); мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.
В силу норм ч.1 ст.9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ч.1.1 ст.9 Закона № 16-ФЗ).
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1.2 ст. 9 Закона № 16-ФЗ).
В соответствии с ч.ч.1.3,1.4 ст.9 Закона № 16-ФЗ паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч.1.5 ст.9 Закона № 16-ФЗ началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (ч.2 ст.9 Закона № 16-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 02.07.2021 № 225 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее – порядок № 225).
В силу норм п.п. 1,2,4,6 порядка № 225 разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры. Планы должны разрабатываться на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Они должны содержать меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных ч.ч.1 и 1.1 ст.8Закона № 16-ФЗ, в отношении объекта транспортной инфраструктуры, а также этапы и сроки их реализации. Разработанные субъектом транспортной инфраструктуры планы должны направляться на утверждение в компетентный орган в срок, установленный ч.1 ст.9 Закона № 16-ФЗ (п.6 порядка № 225).
Судом установлено:
Кунгурской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что в собственности Кунгурского муниципального округа Пермского края находится 64 моста. Поскольку все они отнесены к объектам транспортной инфраструктуры в отношении них должна быть проведена оценка уязвимости.
Ранее Кунгурской городской прокуратурой установлено, что в нарушение требований ст.ст.4,9 Закона № 16-ФЗ не проведена оценка уязвимости 9 мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
- автодорожный мост через р. Ирень по ул. Красноармейской в г. Кунгуре длиной 112,47 м.;
- автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.;
- мост через р. Турка в д. Бажуки длиной 40 м.;
- мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.;
- мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.;
- мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.;
- мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.;
- мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.;
- мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м.
Также определено, что 30 из 64 мостов включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, а 34 не подлежат категорированию. Следовательно, по 30 мостам муниципалитетом должны быть разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, а по 34 – паспорта обеспечения транспортной безопасности.
При этом в нарушение ст.9 Закона № 16-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» и от 10.12.2020 № 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию» планы обеспечения транспортной безопасности или паспорта безопасности (в зависимости от статуса объекта) муниципалитетом не разработаны, не реализуются.
Кроме того, вышеназванными постановлениями Правительства РФ также предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и за обеспечение транспортной безопасности объекта (группы объектов) транспортной инфраструктуры. Однако в администрации Кунгурского муниципального округа специалисты в области обеспечения транспортной безопасности, аттестованные в установленном законом порядке, до настоящего времени отсутствуют, лица, ответственные за транспортную безопасность в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры, не назначены.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кунгурского муниципального округа внесено представление, которое признано обоснованным, вопрос выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности планировалось решить при формировании местного бюджета на 2022 и плановый период 2023 – 2024 гг.
В ДД.ММ.ГГГГ при проведении очередной проверки исполнения на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности установлено, что вышеобозначенные нарушения не устранены.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проведена оценка уязвимости 9 мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
- автодорожный мост через р. Ирень по ул. Красноармейской в г. Кунгуре длиной 112,47 м.;
- автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.;
- мост через р. Турка в д. Бажуки длиной 40 м.;
- мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.;
- мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.;
- мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.;
- мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.;
- мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.;
- мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м.
Не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности на 37 мостов, подлежащих категорированию, и паспорта обеспечения транспортной безопасности на 27 мостов, не подлежащих категорированию.
Кроме того, в администрации Кунгурского муниципального округа как в субъекте транспортной инфраструктуры специалисты в области обеспечения транспортной безопасности, аттестованные в установленном законом порядке, отсутствуют, лица, ответственные за транспортную безопасность в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры, не назначены.
Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края не принимает мер по исполнению законодательства о транспортной безопасности, что исключает должную защищенность объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и, следовательно, ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры.
С учетом характера заявленных требований, и установленных в судебном заседании обстоятельств, уточненный истцом срок исполнения решения суда суд считает разумным и достаточными для устранения нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности. Оснований для дополнительного продления заявленных прокурором сроков по указанным обязательствам, суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, уточненные исковые требования о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
1. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение оценки уязвимости следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
1.1. автодорожный мост через р. Ирень по ул. Красноармейской в г. Кунгуре длиной 112,47 м.;
1.2. автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.;
1.3. мост через р. Турка в д. Бажуки длиной 40 м.;
1.4. мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.;
1.5. мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.;
1.6. мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.;
1.7. мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.;
1.8. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.;
1.9. мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м.;
2. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать планы обеспечения транспортной безопасности следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
2.1. автодорожный мост через р. Ирень по ул. Красноармейской в г. Кунгуре длиной 112,47 м.;
2.2. автодорожный мост через р. Сылва в с. Филипповка длиной 202,98 м.;
2.3. автодорожный мост через р. Сылва по ул. Гагарина в г. Кунгуре длиной 125,6 м.;
2.4. автодорожный мост через р. Ирень по ул. Гагарина в г. Кунгуре длиной 80,4 м.;
3. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать планы обеспечения транспортной безопасности следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
3.1. мост через р. Турка в д. Бажуки длиной 40 м.;
3.2. мост через р. Бым по ул. Ленина в с. Ленск длиной 80 м.;
3.3. мост через р. Шаква в д. Полетаево длиной 42 м.;
3.4. мост через р. Юмыш в д. Шавкуново длиной 26 м.;
3.5. мост через р. Бабка в п. Ергач длиной 44 м.;
3.6. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Каразельга км 2+500 длиной 36 м.;
3.7. мост через р. Ирень на автодороге «Ленск – Змеевка» – Веслянка км 3+800 длиной 94,2 м.;
3.8. мост через р. Бырма на автодороге «Юговское – Бырма» км 8+784 длиной 37,15 м.;
3.9. мост через р. Бым на автодороге «Мазунино – Калинино» км 1+587 длиной 36,6 м.;
3.10. мост через р. Турка на автодороге «Кунгур – Ашап» км 36+937 длиной 93,9 м.;
3.11. мост через р. Бым на автодороге «Кунгур – Ашап» км 24+920 длиной 29,28 м.;
3.12. мост через р. Бырма на автодороге «Бырма – Талачик» км 0+780 длиной 31,5 м.;
3.13. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – Шишмары» км 3+122 длиной 59,3 м.;
3.14. мост через р. Шаква в д. Шаква длиной 52,0 м.;
3.15. мост через р. Шаква на автодороге «Кунгур – Соликамск» – Комарово км 1+788 длиной 44,25 м.;
3.16. мост через р. Бым на автодороге «Кунгур – Ашап» – Бымок – Блины км 18+287 длиной 43,4 м.;
3.17. мост через р. Бым на автодороге «Кунгур – Ашап» – Ленск км 3+279 длиной 40,5 м.;
3.18. мост через р. Ирень на автодороге «Троикое – Одина» км 0+200 длиной 115,65 м.;
3.19. мост через р. Бабка на автодороге «Нагорный – Плашкино» км 1+700 длиной 26,12 м.;
3.20. мост через р. Бабка на автодороге «Пермь – Екатеринбург» – Жилино км 2+467 длиной 72 м.;
3.21. мост через р. Бабка на автодороге «Кыласово – Кочебахтино» км 0+717 длиной 112,82 м.;
3.22. мост через р. Сергинка на автодороге «Серга – Будайки» км 0+684 длиной 41,2 м.;
3.23. мост через р. Юрман на автодороге «Малково – п. Ильича» км 9+419 длиной 37,25 м.;
3.24. мост через р. Сергинка на автодороге «Кунгур – Насадка» км 43+144 длиной 50,12 м.;
3.25. мост через р. Мечка на автодороге «Кунгур – Насадка» км 20+470 длиной 41,2 м.;
3.26. мост через р. Шаква на автодороге «Кунгур – Насадка» км 5+152 длиной 59,2 м.;
4. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности следующих мостовых сооружений Кунгурского муниципального округа:
4.1. мост через р. Южок в с. Бым между ул. Свердлова и ул. Некрасова длиной 6 м.;
4.2. мост через р. Южок в с. Бым между ул. Калининской и ул. Пролетарской длиной 6 м.;
4.3. мост через р. Шавляш в д. Мясниково длиной 6 м.;
4.4. мост через р. Полыгарец в д. Кужлево длиной 6 м.;
4.5. мост через ручей в д. Юмыш длиной 6 м.;
4.6. мост через р. Юмыш в д. Мясниково длиной 8 м.;
4.7. мост через р. Шавляш в д. Мясниково длиной 3 м.;
4.8. мост через р. Бым в д. Ерши длиной 8 м.;
4.9. мост через р. Шавляш в д. В-Шавляш длиной 5 м.;
4.10. мост через р. Шавляш в д. Н-Шавляш длиной 5 м.;
4.11. мост через р. Сосновка в д. Нивино по ул. Центральная длиной 3,3 м.;
4.12. мост через р. Сосновка в д. Нивино по ул. Горная длиной 5 м.;
4.13. мост через р. Троельга в с. Троельга по ул. Кирова длиной 5 м.;
4.14. мост через р. Савлек в д. Бажуки по ул. Центральная длиной 12 м.;
4.15. мост через р. Малый Юг в с. Юговское по ул. Центральная длиной 5 м.;
4.16. мост через р. Бымок в д. Лужки длиной 10 м.;
4.17. мост через р. Бымок в д. Блины по ул. Центральная длиной 15 м.;
4.18. мост через р. Бым в д. Березовка длиной 15 м.;
4.19. мост через р. Юмыш в д. Мартыново длиной 5 м.;
4.20. мост через р. Ергачик в д. Черепахи длиной 9 м.;
4.21. мост через р. Юг в с. Калинино по ул. Набережная длиной 14 м.;
4.22. мост через р. Шадейка на автодороге «Пермь - Екатеринбург» – Жилино – Бабина Гора км длиной 24,1 м.;
4.23. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Туркское Лесничество км 0+800 длиной 25 м.;
4.24. мост через р. Турка на автодороге «Бырма – В. Турка» – Березовка км 0+900 длиной 25 м.;
4.25. мост через р. Бым на автодороге «Ленск – В. Мельница» км 1+078 длиной 22 м.;
4.26. мост через р. Юмыш на автодороге «Троельга – Кужлево» км 0+092 длиной 17,9 м.;
4.27. мост через р. Мазунинка на автодороге «Мазунино – Калинино» км 2+695 длиной 9,54 м.;
4.28. мост через р. М. Юг на автодороге «Мазунино – Калинино» км 8+815 длиной 16 м.;
4.29. мост через р. Бымок на автодороге «Пермь – Екатеринбург» – Калинино – Бым км 0+680 длиной 9,35 м.;
4.30. мост через ручей на автодороге «Кунгур – Ашап» – Бымок – Блины км 6+250 длиной 4,6 м.;
4.31. мост через р. Сергинка на автодороге «Кунгур – Насадка» – П. Серга км 0+612 длиной 12,9 м.;
4.32. мост через р. Бымок на автодороге «Ленск – Змеевка» км 0+354 длиной 6,65 м.;
4.33. мост через р. Бым в с. Бым между ул. Корягинской и ул. Ленинской длиной 6 м.;
4.34. мост через р. Троельга в д. Заборское длиной 6 м.;
5. Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать создание, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.А.Лутченко