Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4925/2022 ~ М-4884/2022 от 19.09.2022

Дело № 2-4925/2022

73RS0001-01-2022-004343-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                                            07 ноября 2022 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,

при секретаре Ивановой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Китаевой Лидии Валентиновны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

истица Китаева Л.В. обратилась в суд с указанным иском. Требования мотивированы следующим. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в трудовой стаж истицы не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры здравпункта, заведующей здравпункта, заведующей здравпунктом – фельдшером АООТ «Ульяновскцемент» (ОАО «Ульяновскцемент, ЗАО «Ульяновскцемент», АО «Ульяновскцемент», поскольку наименование такого учреждения здравоохранения как профилакторий номенклатурой от 03.11.1999 №395 не предусмотрено. Истица считает, что данные периоды должны быть зачтены в льготный стаж, поскольку санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначен для проведения лечебной и оздоровительной работы; основные его задачи – укрепление здоровья трудящихся, формирование у них навыков здорового образа жизни, разумного сочетания труда, отдыха и лечения, предупреждение различных заболеваний и снижение на этой основе заболеваемости. Главный критерий оценки его деятельности – снижение потерь рабочего времени из-за болезней на обслуживаемом предприятии. Просит суд обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в её пользу расходы по оплате государственной пошлины.

    В судебное заседание истица Китаева Л.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представила заявление о рассмотрении дела без её участия, на иске настаивает.

    Представитель ответчика ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области Зибирова Г.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила письменные возражения на исковые требования, просит в иске отказать, дело рассмотреть в её отсутствие.

    Представитель третьего лица АО «Ульяновскцемент» Григорьева Т.Е. в судебном заседании представила отзыв на исковое заявление, льготно-уточняющую справку. От третьего лица поступили документы о трудовой деятельности истицы.

    Дело рассмотрено при данной явке, по имеющимся материалам.

    Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.

Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

    Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

    Судом установлено, что истица Китаева Л.В. работала в санатории-профилактории Ульяновского цементного завода с 15 мая 1991 года (приказ № 24 от 15.05.1991) медицинской сестрой санатория - профилактория. 31 декабря 1994 года назначена старшей медицинской сестрой санатория - профилактория (приказ № 50 от 31.12.1994). 31 декабря 1996 года уволена переводом в штаты АООТ «Ульяновскцемент», в соответствии со ст.29, п.5 КЗОТ РФ (приказ № 41 от 31.12.1996). 01 января 1997 года была принята переводом из санатория-профилактория (штат ФСС) в СЖКХ (штат АООТ «Ульяновскцемент») старшей медицинской сестрой профилактория (приказ № 4-к от 10.01.1997). 01 октября 2007 года переведена старшей медицинской сестрой здравпункта ОАО «Ульяновскцемент» (приказ № 499-к от 01.10.2007). 01 января 2009 года переведена медицинской сестрой здравпункта ОАО «Ульяновскцемент» (приказ № 557-лс от 30.12.2008). Указанное подтверждается льготно-уточняющей справкой АО «Ульяновскцемент» №1350 от 05.10.2018.

На основании решения трудового коллектива (протокол № 9 от 11.09.1992) Ульяновский цементный завод переименован в АООТ «Ульяновскцемент» (приказ № 129 от 30.12.1992). На основании регистрации Устава Акционерного общества в новой редакции АООТ «Ульяновскцемент» переименовано в ОАО «Ульяновскцемент» (приказ №68-ВУ от 17.06.1999). На основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданного Федеральной налоговой службой 15 июля 2010 года, сменен тип ОАО «Ульяновскцемент» и его фирменное наименование на ЗАО «Ульяновскцемент» (приказ № П-128/10 от 15.07.2010). На основании решения единственного акционера ЗАО «Ульяновскцемент» №8 от 26.11.2015г. ЗАО «Ульяновскцемент» переименовано в АО «Ульяновскцемент» (Приказ №П-175/15 от 14.12.2015г.). Указанное также подтверждается льготно-уточняющей справкой АО «Ульяновскцемент» №1350 от 05.10.2018.

    28.10.2021 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением ответчика от 14.12.2021 истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в трудовой стаж истицы не были включены периоды с 01.01.1997 по 31.12.2002, с 12.01.2003 по 31.12.2003, с 07.01.2004 по 31.12.2007, с 28.01.2008 по 27.12.2015, с 01.01.2016 по 28.07.2017, с 31.07.2017 по 31.07.2018 в качестве старшей медицинской сестры здравпункта, заведующей здравпункта, заведующей здравпунктом – фельдшером АООТ «Ульяновскцемент» (ОАО «Ульяновскцемент, ЗАО «Ульяновскцемент», АО «Ульяновскцемент», поскольку наименование такого учреждения здравоохранения как профилакторий номенклатурой от 03.11.1999 №395 не предусмотрено.

Не согласившись с указанным решением ответчика, истица обратилась в суд с указанным иском.

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).

Между тем такое наименование учреждения или организации, как акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Согласно ст.96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон № 208-ФЗ) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Исходя из приведенных положений ГК РФ и Закона № 208-ФЗ акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем акционерное общество не может являться учреждением.

В спорный период истец работала в акционерном обществе, являющемся корпоративной коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, о чем указано в Уставе АО «Ульяновскцемент» (п.п. 1,2, 3.1 Устава).

При таком положении, поскольку истец осуществляла в спорный период трудовую деятельность в учреждении, не относящемся к учреждениям системы здравоохранения, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, оснований для удовлетворения исковых требований Китаевой Л.В. не имеется. В удовлетворении исковых требований следует отказать.

В связи с тем, что в удовлетворении иска судом отказано, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истицы расходов на оплату государственной пошлины.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Китаевой Лидии Валентиновны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                           О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение изготовлено 14.11.2022.

2-4925/2022 ~ М-4884/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Потапов А.Н.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области"
Другие
Министерство обороны РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
ФКУ Финансовое обеспечение Министерства обороны РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Кузнецова О. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2022Передача материалов судье
26.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2022Подготовка дела (собеседование)
13.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Дело оформлено
02.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее