Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-271/2022 ~ М-241/2022 от 01.07.2022

УИД 10RS0001-01-2022-000420-87

Дело № 2-271/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года                                г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Седлецкого А.В.

при секретаре Некрасовой А.Н.,

с участием представителя истца ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК Голоковой М.И. посредством систем видеоконференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия к Майоровой А.Е. о взыскании незаконно полученных денежных средств,

установил:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия обратилось в суд с указанным выше иском по следующим основаниям. 17.10.2017 решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегежа Республики Карелия (межрайонное) Майоровой А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1680 руб., как лицу осуществляющему уход за Ш.В.Ф., достигшей возраста 80 лет. В соответствии с п.п. «в» п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшем возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера. Согласно п. 16 Правил в случае если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений для назначения и осуществления компенсационной выплаты повлекло за собой перерасход средств на ее выплату, виновные лица возмещают причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ. 29.03.2021 в ходе проверки выплатных дел выявлено, что Майорова А.Е. при обращении 04.10.2017 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты предоставила недостоверные сведения, не сообщила об обстоятельствах, влияющих на установление ЕКВ, а именно о том, что с 26.12.2012 она является получателем пенсии по случаю потери кормильца. В результате чего образовалась переплата компенсационной выплаты за период с 01.10.2017 по 31.03.2021 в размере 70560 руб. В связи с изложенным просит суд взыскать с Майоровой А.Е. незаконно полученные денежные средства в виде компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином в размере 70560 руб.

Представитель истца ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК Голокова М.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что положения ч. 3 ст. 1109 ГК РФ в данном случае не подлежат применению, поскольку ежемесячная компенсационная выплата, не входит в перечень выплат, перечисленных в данной статье. Также пояснила, что назначение ЕКВ Майоровой А.Е. произошло вследствие недосмотра со стороны сотрудников Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегежа Республики Карелия (межрайонное).

Ответчик Майорова А.Е. в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании 27.07.2022 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что на момент назначения пенсии по потере кормильца ей было 9 лет, а на момент назначения ежемесячной компенсационной выплаты 14 лет. Когда она вместе с мамой пришла в отделение Пенсионного фонда, их не консультировали и не спрашивали о том, является ли она получателем каких-либо пенсий, при этом заявление на получение ЕКВ подается каждый год заново.

Суд, заслушав представителя истца ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК Голокову М.И., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01.08.2008 установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшем возраста 80 лет.

Согласно п.п. 2 и 3 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Из материалов дела следует, что ответчик Майорова А.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ.

19.12.2012 в УПФР Беломорского района обратилась М.А.С., являющаяся законным представителем Майоровой А.Е., с заявлением о назначении последней пенсии как ребенку до 18 лет, потерявшему родителя.

Согласно расписке – уведомлению о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии от 19.12.2012, Майорова А.С. была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

04.10.2017 Майорова А.Е. обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Беломорском районе Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет. При этом в заявлении указано о том, что пенсия в соответствии с законодательством РФ ей ранее не назначалась.

Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия от 10.17.2017 А.Е. назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1680 руб. 00 коп. как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет

Обращаясь с настоящим исковым заявлением Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия указывает на то, что Майорова А.Е. при обращении 04.10.2017 с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, не сообщила о том, что она является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно пп. «в» п. 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае принятия решения о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

В соответствии с п. 16 Правил в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений для назначения и осуществления компенсационной выплаты повлекло за собой перерасход средств на ее выплату, виновные лица возмещают причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Учитывая, что на момент назначения пенсии по потере кормильца в 2012 году ответчику было 9 лет, с заявлением о назначении указанной пенсии обращалась ее мать, а на момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Майоровой А.Е. было 14 лет, суд приходит к выводу об отсутствии недобросовестности со стороны ответчика при обращении 04.10.2017 в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты. Доказательств обратного в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ стороной истца не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I, предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации именно на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счет федерального бюджета.

Также, в соответствии с пп. «в», «л» п. 6 Правил для назначения компенсационной выплаты необходимы, среди прочего, следующие документы: справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.

При этом, пунктом 6(1) Правил, в редакции, действовавшей в период назначения Майоровой А.Е. ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за Ш.В.Ф., достигшей возраста 80 лет, установлено, что орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в подпунктах «в», «г» и «л» пункта 6 настоящих Правил. Эти документы (сведения) запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственный запрос направляется указанным органом в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления лицом, осуществляющим уход, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

При таких обстоятельствах, территориальный орган Пенсионного фонда РФ, принимая 04.10.2017 заявление от Майоровой А.Е. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, должен был перед принятием решения, самостоятельно осуществить в рамках межведомственного взаимодействия получение сведений, в том числе о получении или неполучении Майоровой А.Е. какой-либо иной пенсии.

Доводы представителя истца Голоковой М.И. о том, что ежемесячная компенсационная выплата не подпадает под перечень выплат, перечисленных в п. 3 ст. 1109 ГК РФ является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании положений данной статьи. Данная выплата является компенсацией государством лицу, которое, осуществляет уход за престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет, его трудовых и временных затрат.

На основании вышеизложенного, суд отказывает истцу Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученных денежных средств.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия к Майоровой А.Е. о взыскании незаконно полученных денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                            А.В. Седлецкий

Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2022.

2-271/2022 ~ М-241/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия
Ответчики
Майорова Александра Евгеньевна
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Седлецкий Алексей Владимирович
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
06.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее