Судья Майорова Л.В. 18RS0023-01-2020-000987-92
№12-132/2020 (5-213/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 22 июня 2020 года жалобу индивидуального предпринимателя ** на постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя **,
установил:
постановлением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ** (далее по тексту – ИП **, заявитель) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.25,26).
В жалобе на постановление судьи районного суда, ИП ** просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что в её магазине фактически реализуются товары первой необходимости – спички, однако на момент проверки данный товар закончился. Полагает, что возможным ограничиться административным наказанием в виде предупреждения (л.д.31-34).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, постановлено, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ (в ред. от 31 марта 2020 года) «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и от 13 марта 2020 года N 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», в связи с угрозой распространения в Удмуртской Республике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - коронавирусная инфекция) введен с 18 марта 2020 года впредь до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления, сил и средств Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании подпункта 4 пункта 2 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ с 28 марта 2020 года до особого распоряжения приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему распоряжению, продажи товаров для садоводства и огородничества, а также пунктов выдачи онлайн-заказов, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Согласно Приложению № 1 к Перечню непродовольственных товаров первой необходимости отнесены:
1. Санитарно-гигиеническая маска;
2. Антисептик для рук;
3. Салфетки влажные;
4. Салфетки сухие;
5. Мыло туалетное;
6. Мыло хозяйственное;
7. Паста зубная;
8. Щетка зубная;
9. Бумага туалетная;
10. Гигиенические прокладки;
11. Стиральный порошок;
12. Подгузники детские;
13. Спички, коробок;
14. Свечи хозяйственные;
15. Пеленка для новорожденного;
16. Шампунь детский;
17. Крем от опрелостей детский;
18. Бутылочка для кормления;
19. Соска-пустышка;
20. Бензин автомобильный;
21. Дизельное топливо;
22. Сжиженный природный газ;
23.Зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты);
24. Компримированный природный газ;
25. Похоронные принадлежности;
26. Печатные СМИ;
27. Автозапчасти (включая смазочные материалы, шины, покрышки, камеры);
28. Одежда для новорожденных.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 05 мин. ИП ** допустила работу своего объекта – магазина «Дымотека», расположенного по адресу: <адрес>, розничной торговли товарами (IQOS, табачные изделия, табак для кальяна и т.д.), которые в не входят в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении №1 распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года №42-РГ, чем нарушила подпункт 4 пункта 2 распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года №42-РГ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ГИАЗ МО МВД России «Сарапульский» капитаном полиции составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому ИП ** своими действиями совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.12).
Факт совершения ИП ** административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12);
- рапортами сотрудников полиции МО МВД России «Сарапульский», согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 07 минут по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в ходе несения службы был выявлен гр-н Чикуров А. С., работающий у ИП **, которые осуществляли свою деятельность: торговлю розничными незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах. На момент проверки товаров первой необходимости не имелось. В соответствии с Распоряжением Главы УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РГ данный вид деятельности не допускается (л.д.13,14);
- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами, согласно которым в магазине «Дымотека», принадлежащем ИП **, расположенном по адресу: УР, <адрес>, осуществлялась розничная торговля товарами (табачными изделиями, табаком для кальяна и т.д.), не входящими в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении № к Распоряжению Главы УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РГ (л.д.15,16);
- фототаблицей (л.д.17-20);
- объяснениями Чикурова А. С., в которых он указывает, что работает у ИП ** продавцом консультантом, в магазине, расположенном по адресу: УР, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ИП ** осуществляла свою деятельность по продаже табачных и иных изделий. При этом товаров первой необходимости не имеется(л.д.21);
- выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №ИЭ№, согласно которой ИП ** зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ; код и наименование вида деятельности 47.11.2 торговля розничными незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделий, в неспециализированных магазинах (л.д.3-5);
- объяснениями ИП **, в которых она указывает, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: УР, <адрес> осуществляла свою деятельность по продаже табачных и иных изделий. При этом товаров первой необходимости в магазине не имеется (л.д.6).
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Установив указанные выше обстоятельства, районный судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП ** состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Оснований для переоценки указанных выводов судьи районного суда не нахожу, поскольку ИП ** является субъектом установленного административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ИП ** квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что в её магазине фактически реализуются товары первой необходимости – спички, однако на момент проверки данный товар закончился, является несостоятельным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №ИЭ№ основным видом деятельности является торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах (код 47.11.2).
Из представленной фототаблицы усматривается, что в магазине ИП ** на стеллажах продаются табачные изделия, IQOS, табачные изделия, табак для кальяна.
Кроме того, у входа в магазин имеется табличка, на которой указано, что именно продается в магазине заявителя: IQOS, табачные изделия, табак для кальяна.
Также необходимо отметить, что заявителем не представлено доказательств реализации товара первой необходимости – спичек (спецификациями, товарно-транспортными накладными).
Таким образом, из представленных доказательств не усматривается, что в период введения режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики ИП ** осуществлялась продажа только непродовольственных товаров первой необходимости – спичек.
Вопреки доводу жалобы, оснований для замены назначенного ИП ** наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не усматриваю.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ИП ** административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ИП ** к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на нее законодательством.
Назначенное ИП ** административное наказание в административного штрафа в размере 50 000 руб., предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Таким образом, факт принадлежности ИП ** к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение обжалуемого постановления, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Отмеченные доводы жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта и не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного постановления и нарушения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления судьи, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя **, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ** - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова