Дело № 2-1940/2023
44RS0001-01-2023-001109-96
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Маловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Андриановой Н.В. ФИО2 о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратились с иском к Андриановой Н.В. ФИО2, просят:
Обязать Андрианову Н.В. ФИО2 (в лице законного представителя Андриановой Н.В.) исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
1) организовать разработку и согласование в установленном
законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки улицы Ткачей, XX в.: Детские ясли, 1937 г.», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
2) организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки улицы Ткачей, XX в.: Детские ясли, 1937 г.», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 18 (восемнадцати) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
3) установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки улицы Ткачей, XX в.: Детские ясли, 1937 г.», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивируют тем, что объект, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности ответчиков, является объектом культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки улицы Ткачей, XX в.: Детские ясли, 1937 г.», и ответчиками не выполняются обязательные требования по сохранению данного объекта.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Коновалов А.С. иск поддержал, выразил согласие на вынесение по делу заочного решения.
Ответчики в судебном заседании не участвуют, извещались судом, причины неявки не сообщили, возражений в суд не направили.
С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки улицы Ткачей, XX в.: Детские ясли, 1937 г.» (далее - Объект).
Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации <адрес> от <дата> № «Об объявлении находящихся на территории <адрес> объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценности, памятниками истории и культуры». Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> Объект находится в общей долевой собственности граждан, в том числе в общей долевой собственности Андриановой Н.В. (доля в праве ...) с <дата>.
Выписка из ЕГРН содержит отметку об отнесении здания к объектам культурного наследия.
Согласно доводам истца, Андрианова Н.В. осведомлена о статусе принадлежащего ей здания. <дата> между Андриановой Н.В. и департаментом культурного наследия Костромской области заключен охранный договор (обязательство) за №. Разделом 3 охранного обязательства установлены обязанности собственника объекта культурного наследия, в том числе содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, не производить без разрешения Госоргана каких-либо работ на объекте культурного наследия.
На основании ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), обращения отдела полиции № 1 УМВД России по г. Костроме от <дата> № начальником инспекции выдано задание от <дата> № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки <адрес>, XX в.: Детские ясли, 1937 г.» по адресу: <адрес>.
В результате надзорного мероприятия истцом было установлено:
Общее состояние Объекта - удовлетворительное. Крупных видимых дефектов конструкций не обнаружено.
Не эксплуатируется. Имеются признаки проведения работ на территории и внутри здания.
Фундаменты не обследовались. Крупных видимых дефектов наружных стен, трещин, свидетельствующих о деформации фундаментов не выявлено. Цоколь выделен выступом, частично крыт полосой отлива. В цоколе наблюдаются трещины в штукатурном слое, фрагментарные утраты штукатурного слоя и осыпание окрасочного слоя в нижней части. По периметру здания имеются оголенные участки фундамента вследствие частичной планировки земляных масс.
Отмостка по периметру здания отсутствует. Со стороны дворового фасада и западного бокового фасада выполнено снятие грунта в виде траншей до 1 м вдоль стен с последующей подсыпкой песком и щебнем. На проведение данных работ разрешение инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не выдавалось
Стены здания частично выполнены из керамического кирпича и частично из силикатного. Оштукатурены и окрашены в белый цвет (за исключением восточного фасада). Состояние кладки стен удовлетворительное. Наблюдаются незначительные утраты штукатурного слоя в местах примыкания парапетных столбиков к кровле пристройки со стороны южного фасада левого крыла здания.
Крыша сложная вальмовая, крыта оцинкованным железом с креплением «в фалец». Водосточная система представлена желобами и водосточными трубами. Состояние удовлетворительное. Центральная часть северного фасада не имеет промежуточных водосточных труб. Состояние подшива удовлетворительное, за исключением незначительных утрат отдельных элементов со стороны южного фасада, и полного отсутствия подшива кровли со стороны восточного фасада левого крыла здания.
Оконные заполнения разнохарактерные (деревянные и пластиковые). В центральной части здания со стороны главного и дворового фасада установлены пластиковые заполнения с организованным выходом на балконы и лоджию. Оконные заполнения ризалитов (крыльев) на главном фасаде пластиковые, часть оконных проемов заложена, выполнены фалып-окна. На втором этаже на месте заложенных оконных проемов фалын-окна отсутствуют. Пластиковые оконные заполнения не соответствуют историческому облику Объекта.
Наружные дверные заполнения пластиковые с остеклением и металлические.
Архитектурный декор фасадов в удовлетворительном состоянии.
В центральной части северного фасада возведены стойки-колонны из силикатного кирпича, наружные дверные и оконные проемы заложены.
Доступ во внутренние помещения не осуществлялся. Проведение работ внутри Объекта не зафиксировано.
Информационная надпись на Объекте отсутствует.
Территория находится в неблагоустроенном состоянии. С восточной стороны Объекта имеются навалы грунта, спилены и срезаны кустарники и деревья. Судя по травянистой поросли на навалах грунта, работы произведены в весенний период.
Со стороны южного фасада выполнена частичная планировка территории путем подрезки грунта с последующей подсыпкой песком.
В соответствии с приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата> № на территории объекта культурного наследия запрещается, в том числе, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, создающая угрозу повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия; самовольная вырубка деревьев, уничтожение травяного покрова.
Разрешений на проведение работ в отношении объекта культурного наследия в части планировки грунта на территории объекта культурного наследия со стороны дворового фасада и западного бокового фасада в виде траншей до 1 м вдоль стен с последующей подсыпкой песком и щебнем не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Разделы по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при производстве работ на территории объекта культурного наследия на рассмотрение в инспекцию не поступали.
В ходе обследования комиссия пришла к выводам: 1. Объект культурного наследия находится в удовлетворительном состоянии. 2. При проведении контрольного мероприятия выявлены признаки нарушения требований п. 2 ст. 36, ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Постановлением ... от <дата> по делу № Андрианова Н.В. привлечена к административной ответственности по ч. ... КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 7500 рублей.
До настоящего времени заданий и разрешений на проведение работ по сохранению Объекта не выдавалось, проектная документация на проведение работ не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ: ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ на собственниках (пользователях) объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.
Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п. 8 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заданий и разрешений на проведение работ в отношении Объекта инспекцией не выдавалось, проектная документация не представлялась и не согласовывалась.
Собственником Объекта игнорируются требования законодательства о проведении работ по сохранению Объекта. В свою очередь, Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению.
Статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.
В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.
Указанные обстоятельства в соответствии с пп. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ являются основанием для обращения Инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении Андриановой Н.В., ФИО2 исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого Ответчиками на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
Согласно пункту 37 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от <дата> № «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» заявитель представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
На основании установленных по делу фактических обстоятельств, с учетом указанного нормативного положения, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, и, соответственно их удовлетворению в полном объеме.
Поскольку требования истца были удовлетворены судом, истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома в размере 300 руб., а именно по 150 руб. с каждого из ответчиков.
руководствуясь ст. ст. 194, 198, 233-235 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ..., ░ ░░░2, ... ░░░░░░░░ ..., ░░░░░ ... (░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░:
1) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, XX ░.: ░░░░░░░ ░░░░, 1937 ░.», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;
2) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, XX ░.: ░░░░░░░ ░░░░, 1937 ░.», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 18 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;
3) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, XX ░.: ░░░░░░░ ░░░░, 1937 ░.», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ –
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2023 ░░░░.