Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2023 ~ М-108/2023 от 07.03.2023

Дело № 2-155/2023                                КОПИЯ

59RS0033-01-2023-000140-59                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с.Орда Пермского края                    12 апреля 2023 года

Ординский районный суд Пермского края

в составе председательствующего Тутыниной Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Ч

с участием представителя истца Киневой Е.М.,

представителя ответчика Шустиковой Т.Г.,

представителя третьего лица Чиж Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга потребителей – населения к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности по получению санитарно-эпидемиологического заключения,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Центрального территориального отдела обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей – населения к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины в с<адрес> Ординского муниципального округа в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Данным приказом утверждены: Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок; Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений; Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

Положение о реестре устанавливает порядок ведения реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Информация передается в Реестр в электронном виде не позднее трех дней со дня выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.

В <адрес> Ординского муниципального округа Пермского края имеется подземный источник водоснабжения скважина . Согласно информации администрации Ординского муниципального округа на указанный источник водоснабжения отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.

Информация о наличии санитарно-эпидемиологических заключений на использование данного объекта водоснабжения в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в указанном выше реестре http://fp.crc.ru/ отсутствует.

Таким образом, водоснабжение населения <адрес> Ординского муниципального округа осуществляется из водоисточника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность по эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подачу питьевой воды населению <адрес> осуществляет МП «Теплоплюс». Эксплуатация объектов водоснабжения осуществляется на основании распоряжения администрации Ординского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МП «Теплоплюс».

Использование водных объектов в отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения является нарушением ст. 43 Водного кодекса РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона 52-ФЗ, ст. 23 Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Обязанность подтверждения соответствия водного объекта санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания возлагается на лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по питьевому или хозяйственно-бытовому водоснабжению.

МП «Теплоплюс», как лицо, осуществляющее использование водного объекта в конкретно указанной цели, обязано иметь положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Получение санитарно-эпидемиологических заключений необходимо в целях обеспечения того, что водные объекты, используемые для водоснабжения населения, в результате деятельности предприятия не будут являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Эксплуатация ответчиком МП «Теплоплюс» скважины в <адрес> в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит возложить на ответчика МП «Теплоплюс» обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины в <адрес> Ординского муниципального округа в питьевых и хозяйственно-бытовых целях в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в срок до 31 декабря 2024 года.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам. В части срока исполнения обязанностей требования уточнила, просила установить срок для получения санитарно-эпидемиологического заключения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МП «Теплоплюс» Шустикова Т.Г. иск с учетом уточнения требований признала, показала, что имеется утвержденный проект границ зон санитарной охраны скважины № в <адрес>. В данном проекте указан перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для получения санитарно-эпидемиологического заключения, для чего потребуются значительные материальные вложения, более <данные изъяты> млн. рублей. Средств предприятия на их выполнение нет, предприятие убыточное, необходимо участие в федеральной программе. Рассматриваемый объект включен в план комплексного развития Ординского муниципального округа на ДД.ММ.ГГГГ, будет включен в инвестиционную программу на ДД.ММ.ГГГГ год, в случае выделения им денежных средств все мероприятия по проекту они смогут выполнить. Однако, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. получить санитарно-эпидемиологическое заключение невозможно по объективным причинам, поскольку программа, по которой возможно получить финансирование, запланирована на ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, в течение года необходимо отбирать пробы воды, необходимо время для подготовки документов для подачи заявления на экспертизу водного источника 1 месяц, для проведения экспертизы - 3 месяца, на получение санитарно-эпидемиологического заключения - 1 месяц, ранее ДД.ММ.ГГГГ выполнить все мероприятия не представляется возможным.

    Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального округа Чиж Н.М. с иском с учетом уточнения согласна, показала, что мероприятия, которые необходимо выполнить с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта, дорогостоящие, на их выполнение требуется продолжительный период времени.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статей 1 и 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В соответствии со ст. 19 Закона 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Закона 52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Закона).

Согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В ст.43 Водного кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно п. 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой.

Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.

В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Судом установлено

Водный объект скважина в <адрес> Ординского муниципального округа Пермского края на основании распоряжения администрации Ординского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ г. исключен из состава муниципальной казны Ординского муниципального округа и передан в хозяйственное ведение Муниципального предприятия Ординского округа «Теплоплюс» (л.д. 7-13).

Указанный водный объект отсутствует в реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (л.д. 18).

    Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю утвержден проект границ зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения водозаборной скважины <адрес> Ординского муниципального округа и ограничений использования земельных участков в границах зон санитарной охраны, ДД.ММ.ГГГГ выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 41-48).

    Указанным проектом предусмотрен перечень мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны водоразборной скважины и предупреждению загрязнения источника с целью получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, для выполнения которых согласно представленным ответчиком расчетам требуется более 2,5 млн.рублей (л.д. 38-40, 49-52).

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что указанные мероприятия могут быть выполнены в случае участия в инвестиционной программе на 2026 год, собственных средств предприятия на их выполнение нет.

Таким образом, установлено, что водный объект скважина в <адрес> Ординского муниципального округа используется без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил и норм, условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, что создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст.2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.

Поскольку установлено, что лицом, осуществляющим использование рассматриваемого водного объекта, является МП Ординского округа «Теплоплюс», которому водный объект передан в хозяйственное ведение, обязанность по осуществлению населения <адрес> питьевой водой надлежащего качества ответчиком надлежащим образом не исполняется, в связи с чем, обязанность по получению положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины следует возложить на ответчика с установлением разумного срока.

На основании ст. 204 ГПК РФ, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Таким образом, в соответствии с данной статьей, принимая во внимание положения статьи 206 ГПК РФ, суд вправе установить срок исполнения решения.

Истец считает, что указанное обязательство может быть исполнено ответчиком в срок до 1 июля 2026 года, с учетом выполнения требуемых для его исполнения мероприятий.

Суд находит данный срок разумным.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Возложить на Муниципальное предприятие Ординского округа «Теплоплюс» обязанность получить в срок до ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях скважины в <адрес> Ординского муниципального округа в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Взыскать с Муниципального предприятия Ординского округа «Теплоплюс» государственную пошлину в доход бюджета Ординского муниципального округа в размере 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                 подпись             Т.Н. Тутынина

.

.

2-155/2023 ~ М-108/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
Муниципальное предприятие Ординского округа "Теплоплюс"
Другие
Администрация Ординского муниципального округа
Суд
Ординский районный суд Пермского края
Судья
Тутынина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
orda--perm.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2023Передача материалов судье
07.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Подготовка дела (собеседование)
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено
06.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее