Дело № 2-155/2023 КОПИЯ
59RS0033-01-2023-000140-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с.Орда Пермского края 12 апреля 2023 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Тутыниной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Ч
с участием представителя истца Киневой Е.М.,
представителя ответчика Шустиковой Т.Г.,
представителя третьего лица Чиж Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга потребителей – населения к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности по получению санитарно-эпидемиологического заключения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Центрального территориального отдела обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей – населения к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины № в с<адрес> Ординского муниципального округа в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Данным приказом утверждены: Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок; Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений; Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.
Положение о реестре устанавливает порядок ведения реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Информация передается в Реестр в электронном виде не позднее трех дней со дня выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.
В <адрес> Ординского муниципального округа Пермского края имеется подземный источник водоснабжения скважина №. Согласно информации администрации Ординского муниципального округа на указанный источник водоснабжения отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.
Информация о наличии санитарно-эпидемиологических заключений на использование данного объекта водоснабжения в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в указанном выше реестре http://fp.crc.ru/ отсутствует.
Таким образом, водоснабжение населения <адрес> Ординского муниципального округа осуществляется из водоисточника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность по эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подачу питьевой воды населению <адрес> осуществляет МП «Теплоплюс». Эксплуатация объектов водоснабжения осуществляется на основании распоряжения администрации Ординского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МП «Теплоплюс».
Использование водных объектов в отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения является нарушением ст. 43 Водного кодекса РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона 52-ФЗ, ст. 23 Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Обязанность подтверждения соответствия водного объекта санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания возлагается на лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по питьевому или хозяйственно-бытовому водоснабжению.
МП «Теплоплюс», как лицо, осуществляющее использование водного объекта в конкретно указанной цели, обязано иметь положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Получение санитарно-эпидемиологических заключений необходимо в целях обеспечения того, что водные объекты, используемые для водоснабжения населения, в результате деятельности предприятия не будут являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Эксплуатация ответчиком МП «Теплоплюс» скважины № в <адрес> в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит возложить на ответчика МП «Теплоплюс» обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины № в <адрес> Ординского муниципального округа в питьевых и хозяйственно-бытовых целях в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в срок до 31 декабря 2024 года.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам. В части срока исполнения обязанностей требования уточнила, просила установить срок для получения санитарно-эпидемиологического заключения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МП «Теплоплюс» Шустикова Т.Г. иск с учетом уточнения требований признала, показала, что имеется утвержденный проект границ зон санитарной охраны скважины № № в <адрес>. В данном проекте указан перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для получения санитарно-эпидемиологического заключения, для чего потребуются значительные материальные вложения, более <данные изъяты> млн. рублей. Средств предприятия на их выполнение нет, предприятие убыточное, необходимо участие в федеральной программе. Рассматриваемый объект включен в план комплексного развития Ординского муниципального округа на ДД.ММ.ГГГГ, будет включен в инвестиционную программу на ДД.ММ.ГГГГ год, в случае выделения им денежных средств все мероприятия по проекту они смогут выполнить. Однако, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. получить санитарно-эпидемиологическое заключение невозможно по объективным причинам, поскольку программа, по которой возможно получить финансирование, запланирована на ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, в течение года необходимо отбирать пробы воды, необходимо время для подготовки документов для подачи заявления на экспертизу водного источника 1 месяц, для проведения экспертизы - 3 месяца, на получение санитарно-эпидемиологического заключения - 1 месяц, ранее ДД.ММ.ГГГГ выполнить все мероприятия не представляется возможным.
Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального округа Чиж Н.М. с иском с учетом уточнения согласна, показала, что мероприятия, которые необходимо выполнить с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта, дорогостоящие, на их выполнение требуется продолжительный период времени.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статей 1 и 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии со ст. 19 Закона 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Закона 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Закона).
Согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В ст.43 Водного кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно п. 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой.
Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.
В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Судом установлено
Водный объект скважина № в <адрес> Ординского муниципального округа Пермского края на основании распоряжения администрации Ординского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ г. исключен из состава муниципальной казны Ординского муниципального округа и передан в хозяйственное ведение Муниципального предприятия Ординского округа «Теплоплюс» (л.д. 7-13).
Указанный водный объект отсутствует в реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (л.д. 18).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю утвержден проект границ зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения водозаборной скважины № <адрес> Ординского муниципального округа и ограничений использования земельных участков в границах зон санитарной охраны, ДД.ММ.ГГГГ выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 41-48).
Указанным проектом предусмотрен перечень мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны водоразборной скважины № и предупреждению загрязнения источника с целью получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, для выполнения которых согласно представленным ответчиком расчетам требуется более 2,5 млн.рублей (л.д. 38-40, 49-52).
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что указанные мероприятия могут быть выполнены в случае участия в инвестиционной программе на 2026 год, собственных средств предприятия на их выполнение нет.
Таким образом, установлено, что водный объект скважина № в <адрес> Ординского муниципального округа используется без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил и норм, условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, что создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
В соответствии со ст.2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.
Поскольку установлено, что лицом, осуществляющим использование рассматриваемого водного объекта, является МП Ординского округа «Теплоплюс», которому водный объект передан в хозяйственное ведение, обязанность по осуществлению населения <адрес> питьевой водой надлежащего качества ответчиком надлежащим образом не исполняется, в связи с чем, обязанность по получению положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины № следует возложить на ответчика с установлением разумного срока.
На основании ст. 204 ГПК РФ, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей, принимая во внимание положения статьи 206 ГПК РФ, суд вправе установить срок исполнения решения.
Истец считает, что указанное обязательство может быть исполнено ответчиком в срок до 1 июля 2026 года, с учетом выполнения требуемых для его исполнения мероприятий.
Суд находит данный срок разумным.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Возложить на Муниципальное предприятие Ординского округа «Теплоплюс» обязанность получить в срок до ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях скважины № в <адрес> Ординского муниципального округа в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Взыскать с Муниципального предприятия Ординского округа «Теплоплюс» государственную пошлину в доход бюджета Ординского муниципального округа в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Т.Н. Тутынина
.
.