Дело № 2-2809/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – ФИО3,
с участием представителя истца – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старченко Веры Васильевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
07.07.2023 года Старченко В.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Мотивирует исковые требования тем, что истец с января 2003 года является получателем страховой пенсии по старости. 23.05.2023 года Старченко В.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с имеющимся необходимым специальным стажем для назначения пенсии в соответствии с положениями п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, к которому приложила справку № от 30.03.2023 года, выданную ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. М.И. Балабана», с указанием сведений о заработной плате за период с 2000 по 2020 год. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № 217277/23 от 26.05.2023 года истцу отказано в перерасчете пенсии, поскольку сведения, указанные в предоставленных для перерасчета пенсии документах, рассмотрены Управлением ранее. Однако данные сведения не соответствую действительности, поскольку справка № от 30.03.2023 года ранее ответчику не предоставлялась, в материалах пенсионного органа отсутствовала. Истец с решением пенсионного органа не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения. Учитывая изложенное, просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № 217277/23 от 26.05.2023 года об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанность учесть для расчета размера страховой пенсии по старости справку о заработной плате, выданную ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. М.И. Балабана» № от 30.03.2023 года и осуществить перерасчет страховой пенсии по старости с 23.05.2023 года.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против исковых требований, указав о том, что действия пенсионного органа при выполнении функций по назначению и выплате пенсии совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным действующим законодательством.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
С 1 января 2015 года назначение и перерасчет пенсий на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», Федеральным законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
Судом установлено, что истцу Старченко В.В. с 15.07.2003 года была назначена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством Украины.
С 01.01.2015 года истец Старченко В.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23.05.2023 года Старченко В.В. обратилась пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, предоставив справку ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. М.И. Балабана» № от 30.03.2023 года (т.1 л.д.127-130, 141).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № 217277/23 от 26.05.2023 года Старченко В.В. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости, основанием для отказа послужило то, что сведения, указанные в предоставленных для перерасчета пенсии документах, рассмотрены Управлением ранее (т.1 л.д.15,70, т. 2 л.д.24).
Анализируя правомерность принятого ответчиком решения, суд учитывает следующее.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время (с 1 января 2015 г.) регламентируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия (пункт 1 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
Согласно частям 3 и 4 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия, и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон № 173-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2002 г., устанавливал основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ была предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (пункт 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Как разъяснено в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Таким образом, значение для расчетного размера трудовой пенсии имеет оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года.
Кроме того, как ранее указывалось, на пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 208-ФЗ определены особенности исчисления размера страховой пенсии.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 208-ФЗ гражданам РФ, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (часть 3).
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4).
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Из указанного выше следует, что значение заработной платы для оценки пенсионных прав имеет только за периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, дальнейший заработок на исчисление размера страховой пенсии не влияет.
Справка ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.И. Балабана» № от 30.03.2023 года, которую истец просит обязать учесть при перерасчете пенсии, содержит сведения о доходе за период с 01.01.2000 по 30.07.2020 года (т.1 л.д.14, 141, 223).
При этом истец Старченко В.В. ранее, а именно в 2022 году уже обращалась в суд с иском к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором в том числе просила, принять для назначения и исчисления пенсии справки о заработной плате №№ от 26.07.2022 года за период работы по совместительству с сентября 1989 по декабрь 2000 года, выданные ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.И. Балабана», и справки №№ от 12.06.2022 года за период работы с января 2002 по июнь 2002 года, выданные ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника № 3».
Решением Центрального районного города Симферополя Республики Крым от 02.03.2023 года по гражданскому делу № 2-356/2023 исковые требования Старченко В.В. были удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым об отказе в перерасчете страховой пенсии от 10.08.2022 года 267114/22; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Крым возложена обязанность принять справки о заработной плате №, №, №, № от 26.07.2022 года за период работы по совместительству с сентября 1989 по декабрь 2000 года, выданные ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № им. Н.И. Балабана» для назначения и исчисления страховой пенсии по старости Старченко В.В.; произвести перерасчет размера пенсии Старченко В.В. с учетом сведений о заработной плате указанных в справках №, №, №, № от 26.07.2022 года за период работы по совместительству с сентября 1989 по декабря 2000 года, выданных ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.И. Балабана» и справках № от 12.06.2022 года за период работы с января 2002 по июнь 2002 года, выданных ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника № 3» (т.2 л.д.158-169).
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 15 мая 2023 года решение Центрального районного города Симферополя Республики Крым от 02.03.2023 года отменено в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет размера пенсии Старченко В.В. с учетом сведений о заработной плате, указанных в справках №, №, № от 12.06.2022г. за периоды работы с января 2002 по июнь 2002 года, выданных ГБУЗ «Симферопольская поликлиника № 3», в указанной части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении данной части исковых требований (т.2 л.д.170-181).
Как следует из содержания апелляционного определения, поскольку истцом не представлено индивидуальных сведений о застрахованном лице из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины за период с января 2002 по июнь 2002 года, законных оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части не имелось.
На основании вступившего в законную силу решения Центрального районного города Симферополя Республики Крым от 02.03.2023 года, 15.05.2023 пенсионным органом произведена корректировка заработной платы с 01.09.2022 года, в результате которой отношение среднемесячных заработков составило 1,258 (законодательно ограничено – 1,2) (т.1 л.д.226).
Согласно абзацу десятому пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Согласно информации Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 30.08.2023 года заработок за 2000 год учтен, за 2002-2020 не может быть учтен (т.1 л.д.225-226).
Таким образом, пенсионным органом на основании вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу № 2-356/2023 с 01.09.2022 года произведен перерасчет пенсии истца с учетом сведений о заработной плате, указанных в справках №, №, №, № от 26.07.2022 года за период работы по совместительству с сентября 1989 по декабря 2000 года, выданных ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.И. Балабана», отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило максимально установленное законодательством значение в 1,2 (л.д.226 т.1).
Что касается возможности учета заработка за 2001 год, по справке ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.И. Балабана» № от 30.03.2023 года, то по предварительному расчету пенсионного органа в случае учета данной справки отношение среднемесячного заработка составит – 0,44. Для расчета пенсии используется отношение среднемесячного заработка – 1,258 (отношение заработка, исчисленное за период с сентября 1993 по август 1998 года) (т.2 л.д.217, 219).
Указанное свидетельствует о том, что при условии учета заработка за 2001 год по справке № от 30.03.2023 год отношение среднемесячного заработка уменьшится, что повлечет уменьшение размера пенсии.
Применение метода расчета пенсии, уменьшающего размер пенсии пенсионера, не допускается.
Заработок, как указано выше, после 2002 года не учитывается, поскольку с 01.01.2002 года периоды работы учитываются как сгенерированные взносы для жителей Республики Крым в соответствии с положениями ст. 4 и п.4 ст. 5 Федерального закона № 208-ФЗ, а периоды работы, начиная с 01.01.2015 года учитываются в размере страховой пенсии в виде баллов, исходя из страховых взносов, которые были начислены и (или) уплачены работодателем в Пенсионный фонд РФ, на основании Выписки из индивидуального лицевого счета (ИЛС) в соответствии с положениями ст. 15 и ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии от 26.05.2023 года № 217277/23, поскольку сведения, указанные в предоставленных для перерасчета пенсии документах, рассмотрены пенсионным органом ранее.
Таким образом, и на основании изложенного выше, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера страховой пенсии с учетом справки № от 30.03.2023 года.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований Старченко В.В. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Старченко Веры Васильевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 17.11.2023 года.