УИД 11MS0059-01-2024-000272-60 Дело № 12-11/2024
(в суде первой инстанции № 5-56/2024)
РЕШЕНИЕ
с. Усть-Цильма 21 марта 2024 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Рудомётова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела выездных проверок Управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ФИО1 на постановление мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 15.02.2024, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Бабикова Л.М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 15.02.2024 должностное лицо Бабикова Л.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (6 эпизодов) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Ижемский районный суд Республики Коми, заместитель начальника отдела выездных проверок Управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 15.02.2024, оспаривая законность объединения дел об административных правонарушениях в одно производство и применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Судебное извещение, направленное Бабикова Л.М. по адресу её места жительства, возвращено за истечением срока хранения.
В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие Бабикова Л.М., должностного лица административного органа.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него сведения и документы, в числе которых дата заключения, дата прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отношении должностного лица Бабикова Л.М. 18.01.2024 составлены протоколы № 007S20230004394 (л.д. 1-2), № 007S20230004395 (л.д. 23-24), № 007S20230004397 (л.д. 45-46), № 007S20230004398 (л.д. 67-68), № 007S20230004399 (л.д. 89-90), № 007S20230004400 (л.д. 112-113) об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым директору ГУ РК «Центр занятости населения Усть-Цилемского района» Бабикова Л.М. вменено нарушение пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредоставление в установленный срок (не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения) в территориальный орган СФР сведений по форме ЕФС-1 в отношении застрахованного лица ФИО2 о кадровом мероприятии «Начало договора ГПХ» (протоколы № № 007S20230004394, 007S20230004395, 007S20230004397), о кадровом мероприятии «Окончание договора ГПХ» (протоколы № № 007S20230004398, 007S20230004399, 007S20230004400), а именно по протоколу № 007S20230004394 в срок до 03.05.2023 (фактически сведения представлены 13.11.2023), по протоколу № 007S20230004395 в срок до 26.09.2023 (фактически сведения представлены 13.11.2023), по протоколу № 007S20230004397 в срок до 14.09.2023 (фактически сведения представлены 13.11.2023), по протоколу № 007S20230004398 в срок до 09.10.2023 (фактически сведения представлены 13.11.2023), по протоколу № 007S20230004399 в срок до 29.05.2023 (фактически сведения представлены 13.11.2023), по протоколу № 007S20230004400 в срок до 25.09.2023 (фактически сведения представлены 13.11.2023).
Определением мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 31.01.2024 указанные протоколы об административных правонарушениях объединены в одно производство на том основании, что совершение правонарушений выявлено при поступлении информации в ОСФР в отношении одного и того же застрахованного лица в один день.
По итогам рассмотрения 6 административных материалов мировым судьей вынесено постановление о привлечении Бабикова Л.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Часть 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет особый порядок назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного мероприятия.
Согласно указанной норме, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Установив, что совершенные Бабикова Л.М. правонарушения были выявлены при поступлении информации в ОСФР в один день, - 13.11.2023, мировой судья, применив положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признал, что административное наказание должно быть назначено Бабикова Л.М. однократно.
Однако сведения о проведении административным органом контрольных (надзорных) мероприятий, как это предусмотрено положениями Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», материалы дела не содержат и в обжалуемом судебном решении не отражены.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Абзацем 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
В данном случае вмененные Бабикова Л.М. правонарушения выявлены должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми непосредственно в ходе осуществления контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица, в результате проверки предоставленной отчетности, а не в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе государственного контроля.
Поступление сведений по форме ЕФС-1 в отношении застрахованного лица ФИО2 в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в один день не свидетельствует о проведении в указанный день (13.11.2023) контрольного мероприятия.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса являются основанием для отмены определения мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 31.01.2024 об объединении дел в одно производство № 5-56/2024 и постановления мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 15.02.2024, вынесенных в отношении Бабикова Л.М. и возвращении дела мировому судье Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
определение мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 31.01.2024 об объединении дел в одно производство № 5-56/2024 и постановление мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми от 15.02.2024, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении должностного лица Бабикова Л.М., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья С.П. Рудомётова