Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при помощнике Филатовой К.П.
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.
представителя административного истца по доверенности Шапошникова С.И.,
представителя Думы городского округа Самары по доверенности Кузнецова П.А.
представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самары Беришвили В.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1219/2021 по административному исковому заявлению Аванесян Кристине Григорьевны о признании недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Аванесян К.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» и Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 г. № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка, площадью 536,8 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> и расположенного на нем жилого дома. В целях реконструкции жилого дома обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара за предоставление информации относительно земельного участка. Согласно выписке из ИСОГД земельный участок находится в границах красных линий. нанесенных на Схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречат требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, препятствуя в пользовании собственностью, лишена возможности произвести реконструкцию принадлежащего ей жилого дома.
Представитель административного истца Шапошников С.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Представитель Думы г.о. Самары по доверенности Кузнецова П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленной законом процедуры; красные линии установлены на спорной территории до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
Заинтересованные лица: Департамент градостроительства городского округа Самары, в судебном заседании считала требования не подлежащими удовлетворению, указала, что красные линии, обозначающие фактически существующие проезды, не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Установленные на земельном участке красные линии обозначают границы фактически существующей улицы. Истцом не доказан факт нарушения его оспариваемым нормативным правовым актом его прав и законных интересов.
Администрация и Глава городского округа Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Глава г.о. Самары представили письменные возражения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные Аванесян К.Г. требования следует удовлетворить.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64(3857), 10 апреля 2008 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом. По мотивам соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к его форме, процедуре принятия, правил введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу не оспаривается.
Решением Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года № 181 внесены изменения в решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары».
Данный документ опубликован в газете "Самарская Газета", N 29(4806), 18 февраля 2012 года.
Из материалов дела следует, что Аванесян К.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 536,8 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и расположенный на нем жилой площадью 67,7 кв.м, литер АА1.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 1 февраля 2006 года.
По сведениям, полученным из Департамента градостроительства городского округа Самары, часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий. Проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не утверждался в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деяительн6остигородского округа Самара, Схемой №1 Основной чертеж, Проектное решение Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 04.12.2019 №477) земельный участок расположен на территории существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами и приусадебными участками.
Установлено, что красные линии впервые были отображены на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о, Самары от 20 марта 2008 года № 539.
Далее в редакции Решения Думы городского округа Самары от 07.02.2012 № 181 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара» с основного чертежа они были удалены и отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» по настоящее время.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования ( пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей на 7 февраля 2012 г., красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 ГрК РФ в указанной редакции предусмотрено, что генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах отображаются:
планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, названные нормы, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории ( подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования ( часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары, которым красные линии земельного участка были включены в Схему № 5, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, которая утратила силу с 23 июля 2018 года, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (ункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проект на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утверждённый приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Учитывая, что статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, и такой проект в отношении спорного земельного участка не разрабатывался и не утверждался, требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером № следует признать обоснованными.
Доводы административных ответчиков о том, что красные линии на спорной территории были установлены в соответствии с Генеральным планом города Куйбышева, утвержденным в 1987 году, до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и до настоящего времени не изменялись, позже переносились без изменений в схемы, факт постановки на кадастровый учет нежилых зданий позже утверждения красных линий, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Доводы представителя Департамента Градостроительства г.о. Самара о том, что в период определения красных линий указанный земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, не являлся объектом гражданских прав, доказательств нарушения прав административного истца не предоставлено, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Рассматриваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, истец является собственником жилого здания, расположенного на спорном земельном участке. Наличие красных линий в границах земельного участка, проходящих по земельному участку, в том числе под нежилым зданием, создает административному истцу препятствия в пользовании в полной мере принадлежащей собственностью, проведению работ по реконструкции спорного дома, в дальнейшем его оформлению.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление Аванесян Кристине Григорьевны удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции Решения Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2021 года
Судья Н.А. Навроцкая