Дело № 2-489/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 апреля 2023 г. г. Учалы, РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.С.,
при секретаре Лоскутовой М.Н.,
с участием истца Мухаметшиной Ф.С.,
ответчика Мухаметшина Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Мухаметшиной Файрузы Сулеймановны к Мухаметшину Равилю Хисамовичу, Военному комиссариату <адрес> и <адрес>, Военному комиссариату Республики Башкортостан, Военному комиссариату Дуванского, Мечетлинского и <адрес>, Министерству обороны РФ, АО «СОГАЗ», ГКУ «Республиканскому центру поддержки населения РБ», Филиалу ГКУ «Республиканскому центру социальной поддержки населения РБ по <адрес>» о лишении права на получение единовременного пособия, единовременной денежной выплаты, выплат страхового обеспечения и единовременной материальной помощи,
установил:
Мухаметшина Ф.С. обратилась в суд с иском Мухаметшину Равилю Хисамовичу, Военному комиссариату <адрес> и <адрес>, Военному комиссариату Республики Башкортостан, Военному комиссариату Дуванского, Мечетлинского и <адрес>, Министерству обороны РФ, АО «СОГАЗ», ГКУ «Республиканскому центру поддержки населения РБ», Филиалу ГКУ «Республиканскому центру социальной поддержки населения РБ по <адрес>» о лишении права на получение единовременного пособия, единовременной денежной выплаты, выплат страхового обеспечения и единовременной материальной помощи. В обоснование заявленных требований указав, что истица состояла в барке с Мухаметшиным Р.Х. с ДД.ММ.ГГГГ, решением мирового судьи судебного участка № по <адрес> Респ. Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ брак между ними расторгнут. Ф.И.О.1 является ее сыном и ответчика. При выполнении задач специальной военной операции на территориях Украины, Луганской народной Республики и Донецкой народной Республики Ф.И.О.1 ДД.ММ.ГГГГ погиб. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с выполнением обязанностей военной службы. Ф.И.О.1 награжден Указом Президента Российской Федерации орденом Мужества (посмертно). Истец считает, что ответчика Ф.И.О.2 необходимо лишить права на выплату, поскольку он какое-либо участие в воспитании сына Ф.И.О.1 не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку не оказывал, сына материально не содержал, алиментов на его содержание не оплачивал, какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития не предпринимал, между ними фактические семейные и родственные связи не имелись. В связи с тем, что отец условии жизни необходимых для его развития не предпринимал, Ф.И.О.1 в совершеннолетнем возрасте, сменил фамилию с Ф.И.О.11 на Ф.И.О.1. Просит лишить Мухаметшина Р.Х. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <***> права на выплату, в связи с гибелью Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении обязанностей по военной службе: единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствие военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; выплату, предусмотренную Законом Республики Башкортостан от 30.03.2022 № 538-з «О дополнительной мере социальной поддержки членов семей погибших (умерших) военнослужащих».
Истец Мухаметшина Ф.С. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ г. она была в браке за Мухаметшиным Р.Х. В ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын Ранис. Она уехала в д. Кубагушево, поскольку супруг ее выпивал. В ДД.ММ.ГГГГ г. она расторгла брак с ответчиком, общаться перерастали с ним. Сына не обеспечивал, алименты не платил, материальной помощи не оказывал. В похоронах сына Алтынова Р.Р. не принимал участия, помощи никакой не оказывал, денег не присылал.
Ответчик Мухаметшин Р.Х., в судебное заседание пояснил, что готов добровольно отказаться от выплат, поскольку истица подала иск, то возражает. Сыну помогал с ДД.ММ.ГГГГ., как мог, раньше не было работы, в ДД.ММ.ГГГГ гг. не помогал, алименты не платил. О том что сын был на специальной военной операции он не знал, участие в похоронах не принимал.
Представитель Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель военного комиссариата (Дуванского, Мечетлинского и <адрес> Республики Башкортостан) в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Представитель военного комиссариата <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Представитель военного комиссариата Республики Башкортостан, в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Представитель АО «СОГАЗ», в судебное заседание не явился. Представлено возражение на исковое заявление, которым просят исключить их из числа ответчиков, поскольку в исковом заявлении не указано, какие права и законные интересы истца были нарушены ими, за исключением ответчика Мухаметшина Р.Х.
Представители ГКУ "Республиканский центр социальной поддержки населения РБ", Филиал ГКУ "Республиканский центр социальной поддержки населения РБ" по <адрес>, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представлены ходатайства о проведении судебного заседания без их участия.
Представитель ответчика Войсковая часть №, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что Ф.И.О.1 проходил военную службу в войсковой части №. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели военнослужащих, членам семей осуществляются выплаты в размере <***> млн. руб. в равных долях, просил провести заседание без участия представителя.
Представитель ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российская Федерации по Центральному военному округу", в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Свидетели Хужина Г.Н., Гарипова Э.Г., Шагалин Д.В.,пояснили ранее, что знают Мухаметшину Ф.С. У нее был сын Ф.И.О.1, который погиб на специальной военной операции. Отца Мухаметшина Р.Х. они не видели и не знали, истица сама воспитывала сына. Ф.И.О.2 материально никогда не помогал, участие в похоронах не принимал.
Суд, выслушав истца, ответчика, ранее допрошенных свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статья 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Законом Республики Башкортостан от 30.03.2022 N 538-з "О дополнительной мере социальной поддержки членов семей погибших (умерших) военнослужащих" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 30.03.2022) также установлены дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года (далее - дополнительная мера социальной поддержки).
Дополнительная мера социальной поддержки предоставляется в форме единовременной материальной помощи родителям (усыновителям) военнослужащего (п.2 ч.1 ст.2 Закона Республики Башкортостан от 30.03.2022 N 538-з).
В целях настоящего Закона к погибшим (умершим) военнослужащим относятся граждане, имевшие место рождения или жительства на территории Республики Башкортостан, или захороненные на территории Республики Башкортостан, или имевшие регистрацию по месту дислокации воинских частей на территории Республики Башкортостан, имеющие статус военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", погибшие (умершие) при выполнении задач в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года (ч.2 ст.2 Закона Республики Башкортостан от 30.03.2022 N 538-з).
Единовременная материальная помощь предоставляется в размере 2 млн рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего (ч.1 ст.3 Закона Республики Башкортостан от 30.03.2022 N 538-з).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мухаметшина Ф.С. состояла в браке с Мухаметшиным Р.Х. их брак был расторгнутДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является сыном Мухаметшиной Ф.С. и Мухаметшина Р.Х
Согласно ответам из ОСП по <адрес> и <адрес> Респ. Башкортостан, <адрес> отделения ГУ ФССП по РБ, в отношении должника Мухаметшина Р.Х. исполнительные производства о взыскании алиментов не возбуждались.
Ф.И.О.1 проходил военную службу и погиб при исполнении обязанностей военной службы выполняя боевое (специальное) задание на территории УкраиныДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель Гарипова Э.Г. в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГ.пояснила, что Мухаметшину Ф.С. знает с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ф.И.О.2 никогда не видела, ни на похороны ни на свадьбу он не приезжал к сыну Ф.И.О.1 МухаметшинаФ.С. жила скромно, денег не хватало на жизнь, говорила, что супруг никогда не помогал, даже алименты на сына не платил ей. Сын сменил фамилию отца, потому что стыдился его. Мать ребенку не запрещала общаться с отцом. Отца Ф.И.О.2 она не видела ни разу и не знала его.
СвидетельХужина Г.Н.,в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГ пояснила, чтоМухаметшина Равиля она не видела ни разу, с Мухметшиной Ф.С. они знакомы больше <***> лет. Знает, что истица в разводе с бывшим мужем, он не разу ни приезжал к сыну Ф.И.О.1 алименты не платил, сына не содержал и не общался с ним.
Свидетель Шагалин Д.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что он друг погибшего Ф.И.О.1 С ним знаком с <***>. Часто бывал у них лома в гостях, спрашивал про отца на что Ф.И.О.1, пояснял, что нет отца у него. Он никогда Мухаметшина Р.Х. не видел и не слышал.
Таким образом, судом установлено, что Мухаметшин Р.Х.какое-либо участие в воспитании сынаФ.И.О.1 не принимал, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, алименты на его содержание сына не оплачивал, каких-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития не предпринимал, не использовал свое право на общение с ребенком, не видел его ни в несовершеннолетнем, ни во взрослом возрасте, между Мухаметшиным Р.Х.и сыномФ.И.О.1 фактические семейные и родственные связи не имелись.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для лишения Мухаметшина Равиля Хисамовичаправа на получение пособий, выплат, страховой суммы, в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы и удовлетворяет исковые требования.
Требования к иным ответчикам удовлетворению не подлежат, поскольку к ним не заявлено материально – правовых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Мухаметшиной Файрузы Сулеймановны к Мухаметшину Равилю Хисамовичу, Военному комиссариату <адрес> и <адрес>, Военному комиссариату Республики Башкортостан, Военному комиссариату Дуванского, Мечетлинского и <адрес>, Министерству обороны РФ, АО «СОГАЗ», ГКУ «Республиканскому центру поддержки населения РБ», Филиалу ГКУ «Республиканскому центру социальной поддержки населения РБ по <адрес>» о лишении права на получение единовременного пособия, единовременной денежной выплаты, выплат страхового обеспечения и единовременной материальной помощи –удовлетворить частично.
Лишить Мухаметшина Равиля Хисамовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на выплату:
- единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствие военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;
- выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;
- выплату, предусмотренную Законом Республики Башкортостан от 30.03.2022 № 538-з «О дополнительной мере социальной поддержки членов семей погибших (умерших) военнослужащих».
В удовлетворении исковых требований к иным ответчикам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Учалинский районный суд Республики Башкортостан в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.С. Яковлева
Мотивированное решение, с учетом положений ст. ст. 107 – 108 ГПК РФ, изготовлено 28.04.2023 г.