Дело № 2-1960/ 2023
(УИД: 44RS0001-01-2023-001150-70)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2023 г. г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Ветровой С.В., при ведении протокола помощником судью Платоновой И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВОЛНА» о признании бездействия незаконным и обязании провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры
у с т а н о в и л:
Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВОЛНА» о признании бездействия незаконным и обязании провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Свои требования мотивировал тем, что Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в деятельности ООО «Волна», в ходе которой установлены нарушения. Прокуратурой, на основании решения от <дата> № проведена проверка, по результатам которой установлено, что в ходе осуществления предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров внутренним водным транспортом ООО «Волна» эксплуатирует грузопассажирский понтон ...), принадлежащие на праве собственности ФИО3 и переданных ООО «Волна» по договор) аренды № от <дата>. На основании заявления директора ООО «Волна» от <дата> №, транспортные средства внесены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, о чем уведомлено ООО «Волна». Уведомлением Федерального агентства морского и речного транспорта от <дата> № №, объекту «Плавучий причал «.... Одновременно, Общество проинформировано о необходимости исполнения требований п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона о транспортной безопасности о необходимости предоставления полной и достоверной информации для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. На основании решения Федерального агентства морского и речного транспорта № № от <дата>, объект транспортной инфраструктуры «...» внесен в реестр №, ему присвоена 4 категория и реестровый номер РПП-800. По итогам ранее проведенной в период с <дата> по <дата> проверки, Костромской транспортной прокуратурой объявлено предостережение директору ООО «Волна» о недопустимости нарушений закона в части своевременного исполнения пп. 5 п. 5 Требований № об обеспечении проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представления ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде. Вместе с тем, в настоящее время установлено, что в нарушении требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, ООО «Волна» действий, направленных на проведение оценки уязвимости, разработки и направление на утверждение плана объекта транспортной инфраструктуры «.... Указанные нарушения закона создают угрозу безопасности оказания услуг пассажирам, посетителям на объекте внутреннего водного транспорта, работникам Общества. Выявленные нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности создают непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, противодействия терроризму и угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в случае совершения любого акта незаконного вмешательства, а также противоречат одним из основных принципов противодействия терроризму, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» - законности и обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Поскольку нарушены права и законные интересы граждан, круг которых не определен, заявление предъявляется прокурором. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских нрав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством.
В судебном заседании Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры полагал исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Директор ООО «ВОЛНА» в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны, письменное заявление о признании исковых требований приобщено к материалам дела.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В силу ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно ст. 3 КВВТ РФ под причалом понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности, объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, становки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся ственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 10 ст. 1 Закона № 16-ФЗ под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств от актов незаконного вмешательства
Пунктом 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечению транспортной безопасности и объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 данного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В целях реализации вышеуказанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта (далее -Требования № 1638).
Согласно п. 2 вышеуказанных Требований № 1638, настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры: участки внутренних водных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом и не отнесенные в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию.
Положениями п. 4 Требований № 1638 определено, что настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Перечень обязанностей субъекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры регламентированы п. 5 Требований № 1638, согласно пп. 4, 5, 6 и 7 которых к числу обязанностей отнесено:
- представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Закона (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации;
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в течении 5 месяцев) с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;
- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
- реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в предусмотренные этим планом сроки.
Установлено, что ООО «Волна» эксплуатирует грузопассажирский понтон «...), принадлежащие на праве собственности ФИО3 и переданных ООО «Волна» по договору аренды № от <дата>.
На основании заявления директора ООО «Волна» от <дата> №, транспортные средства внесены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Уведомлением Федерального агентства морского и речного транспорта от <дата> № №, объекту «Плавучий причал «.... На основании решения Федерального агентства морского и речного транспорта № № от <дата>, объект транспортной инфраструктуры «...
Вместе с тем, до настоящего времени, в нарушении требований указанного выше законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, ООО «Волна» действий, направленных на проведение оценки уязвимости, разработки и направление на утверждение плана объекта транспортной инфраструктуры «... не предпринято.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры о признании бездействия ООО «Волна» незаконным и обязании провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Учитывая длительность данного процесса, принципы справедливости, соразмерности, суд считает разумным определить срок исполнения обязанности устранить нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ «░░░░░»– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «....
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ...
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░