Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11249/2020 от 23.09.2020

Судья: Андреева А.П. Гр.дело № 33-11249/2020

(номер дела суда первой инстанции 2-4043/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2020 года         г.Самара

                        

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Акининой О.А.,

судей – Ивановой Е.Н., Чирковой И.Н.,

при секретаре Ивановой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области к Ефремову А.С. о возмещении затрат на обучение,

по апелляционной жалобе Ефремова А.С. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия

установила:

УФСИН России по Самарской области обратилась в суд с иском к Ефремову А.С. о возмещении затрат на обучение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом УФСИН России по Самарской области от 06.08.2012 г. № 286-лс «О зачислении на 1 курс юридического факультета (очная форма обучения)», Ефремов А.С. зачислен на 1 курс юридического факультета (по очной форме обучения) Самарского юридического института ФСИН России.    

13.08.2012 г. с Ефремовым А.С. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, в соответствии с которым он взял на себя обязательства пройти полный курс обучения, после завершения которого заключить с УФСИН России по Самарской области контракт о прохождении службы сроком на 5 (пять) лет на условиях, установленных законодательством о прохождении службы в УИС.

30.06.2017 г. Ефремову А.С. выдан диплом специалиста. Диплом свидетельствует о том, что последний освоил программу специалитета по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность и успешно прошел государственную итоговую аттестацию, в связи с чем, решением Государственной экзаменационной комиссии ему присвоена квалификация Юрист (протокол №|    26 от 29.06.2017).

Приказом № 63-лс Ефремов А.С. назначен на должность <данные изъяты> УФСИН России по Самарской области по контракту сроком на 5 лет с 05.02.2018 г.

01.11.2019 г. Ефремов А.С. подал рапорт на имя начальника УФСИН России по Самарской области, в котором просит расторгнуть с ним контракт и уволить со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 2 (по инициативе сотрудника) части 2 ст. 84 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ.

11.12.2019 г. приказом начальника УФСИН России по Самарской области № 842-лс «Об увольнении Ефремова А.С.» со старшим лейтенантом внутренней службы Ефремовым А.С., начальником отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области, контракт расторгнут и он уволен со службы в УИС с 31.12.2019 г. по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Выслуга лет (общая продолжительность службы) по состоянию на 31.12.2019 г. составила в календарном исчислении 7 лет 4 месяца 18 дней.

Ответчик, увольняясь со службы в уголовно-исполнительной системе по собственной инициативе, не продолжил службу после окончания образовательного учреждения ФСИН России в течение не менее, чем 5 лет, поэтому он обязан возместить понесенные затраты на его обучение пропорционально фактически не отработанному времени после окончания обучения.

Основываясь на вышеизложенном, с учетом уточнений исковых требований, истец просил взыскать с Ефремова А.С. расходы, связанные с его обучением в ФНУ ВО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», в размере 203 973 рубля, с последующим перечислением в доход федерального бюджета (л.д.94-95).

Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11.08.2020 г. с Ефремова А.С. в пользу УФСИН России по Самарской области взысканы расходы, связанные с его обучением в ФКУ ВО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» в размере 203 973,28 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета. С Ефремова А.С. в доход г.о.Тольятти взыскана государственная пошлина в размере 5 239 рублей.

В апелляционной жалобе Ефремов А.С. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу.

В заседании суда апелляционной инстанции ответчик Ефремов А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца УФСИН России по Самарской области по доверенности Шинкаренко С.В. возражала на доводы апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Судом установлено, что приказом УФСИН России по Самарской области от 06.08.2012 г. № 286-лс «О зачислении на 1 курс юридического факультета (очная форма обучения)», Ефремов А.С. зачислен на 1 курс юридического факультета (по очной форме обучения) Самарского юридического института ФСИН России.

13.08.2012 г. с Ефремовым А.С. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, в соответствии с которым он взял на себя обязательства пройти полный курс обучения, после завершения которого заключить с УФСИН России по Самарской области контракт о прохождении службы сроком на 5 (пять) лет на условиях, установленных законодательством о прохождении службы в УИС.

30.06.2017 г. Ефремову А.С. выдан диплом специалиста. Диплом свидетельствует о том, что последний освоил программу специалитета по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность и успешно прошел государственную итоговую аттестацию, в связи с чем, решением Государственной экзаменационной комиссии ему присвоена квалификация Юрист (протокол № 26 от 29.06.2017).

Приказом № 63-лс Ефремов А.С. назначен на должность <данные изъяты> УФСИН России по Самарской области по контракту сроком на 5 лет с 05.02.2018 г.

01.11.2019 г. Ефремов А.С. подал рапорт на имя начальника УФСИН России по Самарской области, в котором просит расторгнуть с ним контракт и уволить со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 2 (по инициативе сотрудника) части 2 ст. 84 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2018 № 197-ФЗ.

11.12.2019 г. приказом начальника УФСИН России по Самарской области № 842-лс «Об увольнении Ефремова А.С.» со старшим лейтенантом внутренней службы Ефремовым А.С., <данные изъяты> УФСИН России по Самарской области, контракт расторгнут и он уволен со службы в УИС с 31.12.2019 г. по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Выслуга лет (общая продолжительность службы) по состоянию на 31.12.2019 составила в календарном исчислении 7 лет 4 месяца 18 дней.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежат применению Федеральный закон № 197-ФЗ, Положение о службе, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России 06.06.2005 г. № 76.

Ответчик уволен 31.12.2019 г. по п. 2 ч. 2. ст. 84 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ, т.е. по своей инициативе.

С учетом даты увольнения ответчика, в части возмещения затрат на обучение распространяются Правила возмещения сотрудником УИС затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в УИС и увольнения со службы в УИС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 27.06.2019 г. № 821

Указанные Правила определяют порядок и размеры возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и его увольнения со службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации либо в течение срока, предусмотренного п. 7 ч. 10 ст. 78 Федерального закона № 197-ФЗ.

Согласно п. 2 Правил расчет затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации, подлежащих возмещению сотрудниками, осуществляется ФСИН, территориальным органом УИС, учреждением, исполняющим наказание, следственным изолятором, научно- исследовательской, проектной, медицинской, образовательной и иной организацией, входящими в УИС, руководители которых принимают решения о расторжении с сотрудниками контрактов.

В последний день службы сотрудника руководитель учреждения или органа УИС выдает ему уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней со дня его получения возместить затраты на обучение с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления денежных средств в доход федерального бюджета (п. 3 Правил).

Сотрудник вправе возмещать затраты на обучение с рассрочкой до трех лет, заключив с учреждением или органом УИС письменное соглашение с указанием сроков и размеров платежей (п. 4 Правил).

При не возмещении сотрудником в полном размере затрат на обучение в установленные сроки такие расходы взыскиваются в судебном порядке (п. 5 Правил).

31.12.2019 г.     Ефремову А.С. под роспись было вручено уведомление о возмещении затрат на обучение в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России.

В уведомлении указано, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 г. № 821, Ефремов А.С. обязан в течение 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления возместить затраты на обучение. Также ответчику разъяснено право осуществить возмещение затрат на обучение в рассрочку до 3 лет.

Об обязанности возместить затраты на обучение в указанном размере ответчику также указано в представлении к его увольнению от 25.11.2019 г., с которым он ознакомлен под роспись, а также в листе собеседования перед увольнением от 25.11.2019 г., в котором Ефремов А.С. расписался.

Ответчик, увольняясь со службы в уголовно-исполнительной системе по собственной инициативе, не продолжил службу после окончания образовательного учреждения ФСИН России в течение не менее, чем 5 лет, поэтому он обязан возместить понесенные затраты на его обучение пропорционально фактически не отработанному времени после окончания обучения.

В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за территориальными органами ФСИН России закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, перечислять в федеральный бюджет.

Суд первой инстанции согласился с доводами истца о том, что с учетом того, что п. 9 Правил возмещения сотрудником УИС затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в УИС и увольнения со службы в УИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 г. № 821, не указывает какой именно год брать за основу для расчета фиксированного значения затрат на обучение 1 единицы состава (либо год поступления в институт, либо год его окончания), возможно взять за основу средства федерального бюджета, затраченные на 1 единицу переменного состава в 2012 году, то есть в году поступления на обучение ответчика.

В соответствии со справкой-расчетом главного бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН России по Самарской области, составленной на основании справки начальника финансово-экономического отдела ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, расходы, связанные с обучением Ефремова А.С. в СЮИ ФСИН России составили 203 973, 28 руб.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований УФСИН России по Самарской области и взыскании с Ефремова А.С. в пользу истца расходы, связанные с обучением, в сумме 203 973 рубля 28 копеек, с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на нормах закона, регулирующими спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, которым дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в представленных истцом контрактах не были внесены изменения согласно новому законодательству о службе в УИС, а наоборот, согласно постановлению Правительства РФ № 1465 от 28.12.2012 г. были прописаны для сотрудников МВД, истец просит удовлетворить его уточненные исковые требования по аналогии с законом для сотрудников МВД, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные.

Статья 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила от 28 декабря 2012 г. N 1465).

Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465.

В соответствии с пунктом 7 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава; на амортизацию учебного оборудования в период обучения; на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; на коммунальные услуги; на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Так, согласно пункту 9 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 1465 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1465), размер средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, подлежащих возмещению сотрудником, определяется на основе фиксированного значения суммы затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава в год, которое рассчитывается в году поступления сотрудника в образовательное учреждение высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

В последнем определено, что фиксированное значение суммы затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава в год рассчитывается ежегодно до 1 марта образовательным учреждением высшего профессионального образования, исходя из данных предыдущего финансового года, по приведенной формуле, с учетом амортизации учебного оборудования, стоимости материальных запасов, фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава с учетом начислений страховых взносов, коммунальных услуг, услуг связи, штатной численности переменного состава по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, приведенной к очной форме обучения, коэффициента приведения в зависимости от формы обучения.

Таким образом, по приведенным положениям Правил N 1465 затраты на обучение должны быть рассчитаны по состоянию до 1 марта в году поступления сотрудника в образовательное учреждение, а сумма затрат подлежит включению в контракт.

При этом, учитывая, что нормативными правовыми актами регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системы не определен и нормами Трудового кодекса Российской Федерации конкретный перечень таких затрат также не установлен, судебная коллегия указывает на необходимость применения в соответствии с частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (аналогия права) нормативных актов, регулирующих возмещение сотрудником соответствующих затрат в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. На подобную необходимость указала судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 24 сентября 2018 года № 13-КГ18-11.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с решением суда о взыскании с ответчика пользу истца расходов, связанных с обучением пропорционально неотработанному Ефремовым А.С. времени, в размере 203 973,28 рублей. Судебная коллегия также соглашается с произведенным истцом расчетом, основанным на нормах действующего законодательства.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефремова А.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-11249/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
УФСИН России по Самарской области
Ответчики
Ефремов А.С.
Другие
ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.09.2020[Гр.] Передача дела судье
20.10.2020[Гр.] Судебное заседание
20.11.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее